«Они не считают себя пожилыми». На тренинге в Минске учили позитивному отношению к старшему возрасту
Обучающий тренинг на тему информационной стратегии по активному долголетию прошел на базе Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей. Его цель — изменение подходов к созданию и распространению информационных материалов о людях старшего возраста, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».
В тренинге приняли участие представители министерства труда и социальной защиты, комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, Фонда ООН в области народонаселения, работники территориальных центров социального обслуживания населения, представители средств массовой информации и идеологической сферы.
Министерством труда и социальной защиты совместно с Фондом ООН в области народонаселения разработана информационная стратегия по активному долголетию на 2022–2024 гг. В ней заложены новые принципы и стандарты работы с информационными материалами о людях и для людей возраста «65+». Следующим этапом работы стало проведение по всей Беларуси обучающих тренингов для специалистов, которые заказывают и создают материалы о людях старшего возраста и для них. Цель — развитие информационного поля, эффективно влияющего на формирование активной жизненной позиции пожилых людей и изменения отношения к ним в обществе.
— В Беларуси разработана и действует национальная стратегия «Активное долголетие» — это комплексный документ, который направлен на всесторонний учет потребностей пожилых людей. Их условно можно разделить на две категории. Первая — это молодые пенсионеры, люди в возрасте от 65 до 75 лет. Их в стране около миллиона. Для них важны активная культурная и общественная жизнь, досуг и дополнительное образование. Вторая категория — граждане 75 лет и старше. Для них важны поддержка близких, помощь в уходе и организации повседневной жизни, при необходимости — услуги соцработников, — рассказала заместитель министра труда и социальной защиты Марина Артеменко.
Доля людей старше 65 лет в мире неуклонно увеличивается. Так, в Японии людей старшего возраста почти 29 %, в Италии — 23 %, в Беларуси — 16 %. Но уже к 2030 г. этого возраста достигнет каждый пятый житель нашей страны. Помимо социальной поддержки пенсионеров необходим пересмотр отношения общества к людям старшего возраста, отказ от эйджизма, которому так или иначе подвержены до 60 % населения, содействие активному образу жизни пожилых людей. К слову, сам термин «пожилые» в последнее время вызывает все больше вопросов: сами люди, достигшие 65 лет, таковыми себя не считают.
Информационная повестка отстает от потребностей людей в возрасте старше 65 лет — к такому выводу пришли разработчики информационной стратегии. Большинство мнений о людях пожилого возраста — это стереотипы, сложившиеся даже не десятилетия — столетия назад, и их не так просто сломать. Опросы показывают, что представление более молодых и самих людей 65+ о старшем возрасте значительно различаются. Большая часть общества полагает, что с выходом на пенсию люди хотели бы работать на даче, нянчить внуков и проводить время у телевизора, однако сами люди старшего возраста выбирают путешествия с близкими и поиск хобби. Во всех регионах Беларуси без исключения пожилые люди выбирали для себя именно такие желаемые виды активности.
Поэтому авторы информационной стратегии предлагают искать новые подходы к освещению жизни людей старшего возраста: формировать у общества позитивное представление о старости, не показывать людей 65+ через призму прошлых достижений, а делать упор на их нынешние увлечения, занятия по интересам, активный образ жизни.
Фото автора
Смотрите также: