Опасно ли покупать косметику ручной работы на маркетплейсах? Разбираем реальную историю
Пользователи TikTok уже несколько недель обсуждают аккаунт девушки, которая самостоятельно делает блески для губ и продает их на маркетплейсе. Однако не все довольны качеством ее продукции. Разобрались, как не попасть на недобросовестных продавцов и проверить безопасность косметической продукции перед покупкой онлайн. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
В отзывах одна из покупательниц пожаловалась на темный волос в упаковке. Другая — на плохую пигментацию, а также на отсутствие информации о том, что блеск производится не в фабричных условиях.
Как такое могло произойти
Согласно законодательству Беларуси, косметическая и парфюмерная продукция должна иметь сопроводительные документы, подтверждающие соответствие товара. Оценка проводится в форме декларирования, за исключением продукции, которая подлежит государственной регистрации с выдачей свидетельства.
В некоторых случаях бывает и такое, что вся необходимая документация у товара есть, а он все равно вызывает сомнения. Это может быть связано с отсутствием инспекционного контроля, который не проводился по двум причинам: на продукцию была оформлена декларация о соответствии, а не сертификат; сертификат соответствия был оформлен на ограниченную конкретную партию продукции, сроком действия не больше 1 года.
На блеск для губ ручной работы была оформлена декларация, которая отличается от сертификации тем, что заявитель берет полную ответственность за качество и безопасность товара на себя. К слову продавец, позже призналась, что ее продукция проходила лабораторные испытания год назад.
Товар ненадлежащего качества
— Косметика наносится на кожу или слизистые оболочки, что делает ее потенциально опасной при наличии в составе аллергических компонентов, например тех же натуральных или парфюмерных компонентов. Часто на упаковке косметики ручной работы отсутствуют полные сведения об ингредиентах и их происхождении, что затрудняет оценку безопасности. Использование такой продукции может вызвать аллергию, дерматит или усугубить уже существующие кожные заболевания, — объясняет врач-косметолог Ольга Волощик.
В случае, если приобретенный товар оказался ненадлежащего качества, покупатель вправе предъявить требования продавцу. На маркетплейсе, как и в офлайн-магазинах, действует Закон «О защите прав потребителей».
— Как правило, это делается через претензию, — рассказывает юрисконсульт Регионального общества защиты прав потребителей Глеб Колесников. — В данном случае, согласно действующему законодательству, продавцом будет считаться именно маркетплейс. Так, по юридическому адресу направляется письменная претензия с требованием, которое интересует потребителя, например заменить товар или вернуть денежные средства.
Конечно, бывают и такие ситуации, когда претензия не будет иметь большой перспективы, допустим, тот же волос, который покупательница обнаружила закрученным в блеск для губ после покупки. По словам Г. Колесникова, если дело дойдет до суда, то представители маркетплейса с большей вероятностью будут утверждать, что его могла подложить сама потребитель. В таком случае необходимо вскрывать товар перед покупкой на столе под камерой видеонаблюдения, чтобы нарушение могло быть зафиксировано и представлено в суде в качестве доказательства.
Как правильно выбирать такую продукцию
Перед покупкой любых косметических товаров на маркетплейсе потребителю следует ознакомиться с отзывами других покупателей или изучить социальные сети бренда, официальный сайт.
Также стоит проверять наличие сопроводительных документов об оценке соответствия (сертификатов соответствия, деклараций о соответствии) на продукцию. Убедиться в их подлинности можно на сайте Госстандарта Беларуси путем ввода регистрационного номера, наименования объекта оценки соответствия, заявителя, изготовителя, даты регистрации или срока действия в поле поиска.
Материал подготовила Анастасия Косякова