Оптимизм не угасает. Артист Музыкального театра Антон Заянчковский о жизни в профессии
Юбилейный вечер заслуженного артиста Республики Беларусь Антона Заянчковского пройдет 20 января в Белорусском государственном академическом музыкальном театре. В день 50-летия Антон Вацлавович выйдет на сцену в роли Андрея в спектакле «Хочу вашего мужа» по пьесе известного писателя-сатирика Михаила Задорнова. В преддверии этого события корреспондент агентства «Минск-Новости» пообщалась с артистом и узнала, в чем заключается магия его игры и каковы секреты профессионального мастерства.
— Вы воспитанник белорусской вокальной школы. Карьеру начинали в 1993 г. в хоре Музыкального театра. Вскоре, еще студентом Белорусской государственной академии музыки, успешно дебютировали в роли Франка в оперетте Штрауса «Летучая мышь». Это большая удача, словно этому способствовала сама судьба. Не так ли?
— Знаковые вещи в жизни происходят незаметно, как будто так и должно быть. Только потом осознаешь, насколько это было важно. Становление артиста происходит постепенно. Если он сразу получает ведущую партию, большая вероятность, что не получится выступить блестяще. Оступится один раз, и есть вероятность, что произойдет надлом в самом начале карьеры.
Любая роль требует внимания и работы над собой. Перед зрителем хочется предстать в лучшем свете. И вообще актерская профессия несладкая, каждый день проверяешь себя на профессионализм. Нужно быть в форме, помнить текст, иметь нужный внутренний настрой. Помогают работать чувство юмора, долга и ответственности за профессию, ощущение, что нужно внутренне собраться и нести радость людям. Сцена лечит и окрыляет, а вот дома после спектаклей часами не можешь уснуть.
— У вас много ролей, в которых воплощены яркие мужские образы, — ими восхищается женская аудитория. На ваш взгляд, чтобы мужчины совершали такие поступки и в жизни, какие им стоит посмотреть спектакли?
— Конечно, театр несет в себе воспитательную функцию. В данном ключе советую посмотреть спектакли «Тристан и Изольда», «Ромео и Джульетта». Там добро побеждает зло, они о вечных ценностях. В Музыкальном театре танец, музыка, слова — все воспринимается в синтезе. Наш театр заставляет задуматься о важных вещах, исподволь влияет на воспитание молодого поколения.
— Январь для вас особенный месяц. С 13 января 1993 г. вы идете по жизни вместе с супругой Ириной, 15 января — ваш юбилей, 17 января день рождения Музыкального театра. Есть ли еще события, связанные с этим месяцем, которые сыграли в вашей жизни важную роль?
— 5 января родился мой папа, а 9-го — мама. И вообще в январе грустить не приходится, он всегда наполнен не только праздниками, но и работой. А юбилей дает возможность не обратить на него внимание. Да, дом построил, дерево посадил, сына вырастил… Это нормально для мужчины, ничего сверхъестественного. Не хотелось бы подводить какие-то итоги, не важно сколько лет, жизнь ведь продолжается!
— С женой вы выходите на сцену в нескольких спектаклях: «Бабий бунт», «Хочу вашего мужа», «Свадьба в Малиновке». Обсуждаете с ней дома сыгранные спектакли?
— Да, дома спектакли обсуждаем. Куда от этого денешься? Но с годами это происходит уже не по-юношески требовательно, а спокойнее. Мы ведь живем своей профессией. О многом у нас совпадают мнения, хотя порой спорим и доказываем что-то друг другу.
— Не хотелось ли когда-то связать жизнь с кино, ведь порой известность через киноэкран приходит быстрее, чем через сцену?
— Я музыкант и исполнитель по образованию, а уж потом — актер. Были эпизодические роли в кино, но основная работа — всегда здесь, в театре. До пандемии у нас всегда были полные залы. Недостатка в зрительском внимании я не испытывал.
Помню, несколько лет назад почти на каждый спектакль с моим участием довольно долго ходила женщина в возрасте, дарила цветы, благодарила за сыгранные роли, и это было очень приятно. Чего еще желать актеру?!
Конечно, раньше люди проводили больше времени в театре и у экрана телевизора, а сейчас — в Интернете. Он наш конкурент в борьбе за внимание, но хочется верить, что люди вернутся к живому искусству. А в театральных постановках герой оставался личностью, способной чем-то пожертвовать, сделать то, что остальные не смогут.
— Если охарактеризовать жизнь артиста одним словом, то какая она?
— Трудная. Счастье, веселье, радость есть в пьесе, над которой мы работаем, в которую добавляем труд, упорство, терпение… Тогда и получается спектакль.
— В вашей профессии часто ли приходится принимать решения, брать на себя ответственность и конкурировать?
— Режиссеру можно предложить свое видение роли, но он принимает окончательное решение. Могут быть конфликты между актером и режиссером, но компромисс ведь никто не отменял.
Могу сказать о коллегах по труду, товарищах по цеху: конкуренты, на мой взгляд, — это не про наш театр. У нас довольно большой репертуар, и возможность проявить себя есть у всех.
Талантливых людей на Земле много, можно победить в конкурсе вокалистов и оказаться забытым, ведь профессионализм нарабатывается годами, к этому пути готовы не все. Актерская профессия сегодня не воспринимается как особенная, но это не мешает нам работать в театре.
Наряду с классическими опереттами и мюзиклами на нашей сцене появляются и современные спектакли, которые тоже нравятся зрителям. Оптимизм не угасает, творческие люди продолжают работать и давать нам новые произведения для воплощения на сцене.
Справочно
За более чем 20 лет в профессии Антон Заянчковский сыграл более 40 ролей в мюзиклах, музыкальных комедиях, опереттах, музыкальных спектаклях для детей.
Он исполняет главные роли в известнейших спектаклях Музыкального театра: Король Ягайло («Софья Гольшанская»), Назар Дума («Свадьба в Малиновке»), Марк («Тристан и Изольда»), Полковник Фрэнсис Чесней («Здрасьте, я тётка Чарли!..»), Тевье («Шалом алейхем! Мир вам, люди!»), Андрей («Хочу вашего мужа»), Дож («Ромео vs. Джульетта. XX лет спустя»).
Театральные критики не раз отмечали, что Антону Заянчковскому присущи высокая исполнительская культура, безупречные природные и актерские данные, выразительный голос. Это позволяет артисту создавать яркие и запоминающиеся образы в спектаклях.
Фото предоставлены Белорусским государственным академическим музыкальным театром