ОРУЖИЕ ПОБЕДЫ. Старшая сестра Т-34
Агентство «Минск-Новости» продолжает проект «Оружие Победы». В год 75-летия Великой Победы, опираясь на воспоминания ветеранов Великой Отечественной, мы рассказываем об оружии и о технике, с которыми советские войска освобождали Европу. Сегодня речь пойдет о легендарной самоходке СУ-100.
Мало кто догадывается, что у танка Т-34-85 есть старшая сестра. Причем превзошедшая своего брата в эффективности уничтожения элитной вражеской бронетехники. Это самоходная артиллерийская установка СУ-100, созданная на его базе. Еще в 1943 году стало понятно, что для борьбы с немецкими танками «Пантера» и «Тигр» нужны новые образцы бронетехники. Танк Т-34 был модернизирован и получил новую мощную 85-миллиметровую пушку. Но армия нуждалась и в его сестре — самоходке, превосходящей его огневой мощью. Первоначальный вариант СУ-85 с аналогичным по калибру орудием не справлялся с поставленными задачами.
В январе 1945-го на фронт отправились первые полки, укомплектованные новейшими самоходками СУ-100. И сразу вступили в бой. Им пришлось сдерживать немецкое наступление в Венгрии в районе озера Балатон. Кстати, дебютировали самоходки в составе 1-го гвардейского мехкорпуса. Это знаменитая 100-я дивизия Руссиянова, отличившаяся при обороне Минска летом 1941 года!
В состав корпуса были включены три самоходно-артиллерийских полка истребителей танков СУ-100. В свой первый бой они шли с прекрасно обученными экипажами. Артиллеристы умели действовать в составе взводов, рот и полков. Большинство из них уже имели опыт ведения войны на различных типах бронетехники. Механикам-водителям Т-34 было просто пересесть на СУ-100, ведь она была создана на базе этого танка. Точно так же быстро осваивали новую технику экипажи СУ-76, СУ-85 и СУ-122. К тому же времени в тылу, выделенного на учебу, у них было достаточно.
Переброска под Будапешт 1-го мехкорпуса и трех полков СУ-100 была реакцией советского командования на полученные разведданные о том, что немцы планируют бросить в бой в Венгрии несколько отборных танковых дивизий. Это оказалось весьма своевременным решением. У озера Балатон новейшие самоходки СУ-100 столкнулись как раз с теми, против кого были созданы. Им противостояли немецкие танки «Пантеры», «Тигры» и даже «Королевские тигры».
Утром 7 января 1945 года немцы пошли в наступление на полк СУ-100. Под натиском превосходящих сил противника наша пехота не выдержала и отошла. Советские самоходки остались один на один с наступающим противником. Натиск «Пантер» был почти мгновенно сломлен. Танки вспыхивали один за другим, их атаку пришлось остановить. Осознав, что русская бронетехника осталась без пехоты, немцы решили поберечь свои оставшиеся танки. Против СУ они бросили пехоту, вооруженную гранатами, бутылками с горючей смесью и фаустпатронами. Однако артиллеристы не дрогнули и не оставили рубежей. Иногда доходило даже до рукопашной схватки.
После боя советское командование дало высокую оценку СУ-100. Эта машина полностью справлялась с возложенными на нее задачами. У нее были прекрасная наклонная броня, шикарное орудие, хорошая маневренность и проходимость. Но были и недостатки — небольшой запас горючего и отсутствие стрелкового вооружения. Последний был оперативно ликвидирован — каждую СУ-100 оснастили ручным пулеметом.
Бой с немецкой бронетехникой показал, что они не ровня нашим самоходкам. Советские артиллеристы уничтожили девять «Пантер». Столько же «Сушек» и потеряли, но от действий вражеской пехоты.
В следующий раз СУ-100 встретились с атакующими немецкими танками в марте 1945 года. В этот раз наши бойцы знали планы врага и подготовились к встрече с ним. Немецкие танки артиллеристы встречали на дальних дистанциях. «Пантеры» вспыхивали от попаданий из 100-миллиметровых пушек на дистанции в 1,5 км! Добраться до наших самоходок им было не под силу. Например, три СУ-100 (командира батареи старшего лейтенанта Кочерги, лейтенантов Ворожбицкого и Самарина) уничтожили по три немецких танка и штурмовых орудия. Батарея СУ-100 под командованием капитана Васильева уничтожила три «Королевских тигра». Эта боевая машина считалась верхом танкостроения нацистской Германии, которая должна была быть несокрушимой и лишь одерживать верх над противником. Советские САУ доказали, что это лишь бахвальство, с легкостью прошивая их броню.
— Бои у венгерского озера Балатон были очень напряженными, — вспоминал ветеран Лев Самсонович Анцелиович. — С декабря 1944-го по апрель 1945-го затишья на фронте почти не было. Мы взяли Балатонкерестур, перекрыли железную дорогу и шоссе, связывающие центральные районы Венгрии, а главное — с Надьканижей — единственным источником венгерской нефти. После потери румынского нефтеносного района Плоешти он приобрел первостепенное значение. Кроме того, юго-западная Венгрия прикрывала районы Австрии, где были сосредоточены крупные военно-промышленные объекты, откуда был прямой путь в южную Германию. Немцы это понимали и в декабре 1944 года сумели отбить Балатонкерестур.
Мы заняли оборону на восточном берегу канала и стояли там до конца марта 1945-го. Особенно напряженное положение было на нашем участке фронта в феврале — марте 1945 года, когда противник начал последнее наступление во Второй мировой войне в районе между озерами Веленце и Балатон. Даже штаб 3-го Украинского фронта вынужден был сменить месторасположение — отойти за Дунай.
Но войска противника были буквально перемолоты частями и соединениями 3-го Украинского фронта. Наша армия была уже не та, с которой немецко-фашистские войска столкнулись летом 1941 и 1942 годов. Как и наша бронетехника. Именно в марте 1945-го впервые увидел самоходки СУ-100. Новое всегда интересно и запоминается. Изящные, грозные. Они сразу выполняли две роли. В первую очередь САУ — артиллерия. Находясь во втором эшелоне обороны, они поддерживали пехоту огнем при вражеском наступлении. Если надо, то «превращались» в танки и шли на передовую. Их наклонная броня хорошо рикошетила немецкие болванки. Пушка была довольно скорострельной — 3–4 выстрела в минуту. Не то что у «Зверобоя» ИСУ-152 — хорошо если она раз в две минуты бабахнет. Пехоте при такой поддержке куда проще было держаться.
В боях в Венгрии СУ-100 показали свою мощь и превосходство над германской бронетехникой. Правда, в дальнейшем им мало пришлось повоевать. СУ-100 слишком поздно попали на фронт и не смогли внести заметный вклад в Победу, хотя дошли до Берлина и участвовали в параде Победы в Москве. На их долю выпали победные бои весны 1945 года. Но о том, что эта машина оказалась прекрасным образцом танкостроения, говорит тот факт, что в XXI веке СУ-100 продолжают состоять на вооружении некоторых стран.
Фото с сайта waralbum.ru
Смотрите также:
https://youtu.be/MYo5TRYN9G0