Основа безопасности. Как белорусские ученые сохраняют для потомков генетическое разнообразие культур
Какие семена хранятся в генетическом банке и как белорусские ученые используют эту коллекцию в селекционной работе, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал заместитель генерального директора Научно-практического центра по земледелию НАН Республики Беларусь кандидат сельскохозяйственных наук Дмитрий Лужинский.
— Основная цель нашего генетического банка в том, чтобы сохранять генетическую наследственность как диких видов и предков современных сельскохозяйственных растений, так и старых сортов, — отметил Д. Лужинский. — Впоследствии эти образцы можно использовать для внедрения их генетических свойств в новые сорта. На данный момент в Жодино сохраняется около 50 тыс. образцов. Каждый из них — это отдельный сорт или дикая популяция, которая растет в определенном регионе. Различия могут касаться высоты растений, крупности и качества зерна, продолжительности вегетационного периода данной культуры, ее устойчивости к болезням и погодным условиям и других особенностей. В нашу коллекцию помещаются только уникальные по своим свойствам образцы, и они не дублируются.
По словам ученого, коллекция генетического банка НПЦ по земледелию содержит практически все культурные виды растений, которые возделываются на полях нашей страны. Есть также образцы семян, которые напрямую не относятся к современному сельскохозяйственному производству. Речь идет о диких предках культурных сортов и их дальних родственниках, например, диких видах пшеницы, ячменя, ржи, овса и других культур. В генетическом банке центра накапливается весь генофонд семян, который только можно собрать со всего мира и которые потенциально можно было бы выращивать на нашей территории при селекционной проработке.
Наш генетический банк, рассказывает Дмитрий Лужинский, это — аналог хранилища семян знаменитого Всесоюзного института растениеводства в Ленинграде (ВИРа). Его возглавлял выдающийся ученый-генетик, академик Николай Вавилов. Путешествуя по всему миру, он собрал для института коллекцию семенного материала растений для будущих поколений. В 1940 г. она насчитывала около 250 тыс. образцов и была самой богатой в мире. Даже в Великую Отечественную войну, во время блокады Ленинграда, умирающие от голода сотрудники ВИРа не тронули тонны зерна из вавиловской коллекции, а сохранили его для потомков. И теперь эти семена используются для того, чтобы создавать новые высокопродуктивные сорта.
— Мир меняется, и неизвестно, хватит ли нам генетических ресурсов тех растений, которые мы используем сегодня, — пояснил Д. Лужинский. — Возможно, появятся новые проблемы, например, с устойчивостью сортов к болезням и вредителям. Следствием изменений климата становится и новый набор культур. Мы, ученые, должны быть к этому готовы. Поэтому и накапливаем в своем генетическом банке самый разный семенной материал, обеспечивая запас прочности. А вместе с тем мы создаем задел для работы будущим селекционерам.
Фото предоставлены НПЦ по земледелию Национальной академии наук Беларуси
Читайте также:
Дороже золота. Почему Александр Лукашенко назвал своей гордостью аграрную науку Беларуси