1200 90

«Особых данных не было, разве что худоба и длинные ноги». Звезда белорусского балета — о цене успеха, ярких встречах и любви

Трепетная Джульетта и обольстительная Кармен. Любой балетный спектакль с ее участием становился событием. В 29 лет ей присвоили звание народной артистки Белоруссии. С Людмилой Бржозовской встретился корреспондент агентства «Минск-Новости».

1 43Преданная Сольвейг и бесстрашная Неле, Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Фригия в «Спартаке», Ева в «Сотворении мира» — для каждой из своих героинь Людмила Бржозовская находила яркие краски, исполнив все знаковые женские партии классического репертуара Большого театра Беларуси. Их пару с народным артистом Беларуси Юрием Трояном по сей день признают эталонной.

А сейчас дочь известного белорусского художника Генриха Бржозовского работает педагогом-репетитором в Большом театре. И отдается этой роли не менее самозабвенно, чем всем предыдущим.

Занималась даже дома

— Людмила Генриховна, говорят, за успех приходится платить высокую цену. Вы с этим согласны?

— Я благодарна судьбе за то, что стала балериной, но за большим успехом в балете всегда стоят кровь, пот и слезы. «Танец требует огромного, каждодневного труда», — писала великая балерина Галина Уланова. При подготовке к спектаклю она бросала все дела и переезжала из квартиры в гостиницу, чтобы не отвлекаться на быт. И мне приходилось много часов проводить у станка, добиваться безукоризненного владения телом и исполнения сложнейших па, пируэтов, прыжков и поддержек.

— Огромный каждодневный труд, зал, станок, репетиции, растяжка через боль. Как переносятся эти нагрузки: приучаешь себя к ним или смиряешься?

— Привыкаешь. Заниматься в училище мне было легко, я даже дома дополнительно тренировалась каждый вечер. Держалась за подоконник, повторяла движения, которые мы учили, а мама в это время морковку терла, чтобы дочка витамины ела (смеется). Она не пропускала ни одного спектакля и была моим первым критиком.

Sotvorenie mira s Troyanom

«Сотворение мира» с Юрием Трояном

— Ваша мама разбиралась в балете?

— Да, хотя была врачом. Мы с ней часто ездили в Москву, Ленинград, Киев и другие города, чтобы посмотреть спектакли с участием лучших танцовщиков. Но тогда и у нас в Минске каждые три месяца выступала какая-то пара приглашенных гастролеров из Швеции, Болгарии, Франции. И конечно, я у них училась.

— В хореографическое училище вас мама и отвела?

— Да. Наша семья жила недалеко от него, в двухэтажном доме на Сторожевке. Однажды, когда мы с подругами играли во дворе, нам сказали: идите, мол, посмотрите, там принимают детей в училище. У дверей толпились девочки, кто-то плакал, кто-то смеялся. И я упросила маму отвести меня туда. Тем более до этого я немного занималась в танцевальном кружке во Дворце пионеров.

Отец, правда, не одобрил мою идею. Он видел меня художницей, поскольку я с детства рисовала. Сохранились даже мои старые и вроде неплохие работы.

V detstve s mamoj

В детстве с мамой

Учиться у великих и… у рыбок

— У вас изначально были данные для занятий балетом?

— Особых данных у меня не было. Разве что худоба и длинные тонкие, как палочки, ноги. Есть я не любила, из-за чего мама очень страдала. 9 лет постигала премудрости хореографии под руководством Валентины Дудко, Нины Млодзинской и Ирины Савельевой, блестящих педагогов и танцовщиц петербургской балетной школы.

— Нина Млодзинская была ученицей легендарной балерины Агриппины Вагановой?

— Да. Нина Федоровна даже сидела в училище за одной партой с Георгием Баланчивадзе, будущим знаменитым американским хореографом Джорджем Баланчиным. Она объяснила мне красоту движений, которым нужно учиться даже у природы, и говорила: смотрите, как плавнички у рыбок плавно вибрируют, и подражайте им. Я попробовала. Сначала было трудно, но постепенно пальчики стали пластичными, и мне удалось добиться нужного эффекта.

После Нины Млодзинской наш класс взяла Ирина Савельева. Ей помогал муж Владимир Бурцев. Они взялись за нас с особым усердием и держали в ежовых рукавицах. Но так как я любила балет, то и не позволяла себе ничего такого, за что мне сделали бы замечание. Мне очень повезло с педагогами.

— В том числе в Ленинграде?

— После окончания училища в 1966 году я начала работать в Большом театре Беларуси, довольно быстро стала солисткой. Получила ведущую партию в «Пере Гюнте», поставленном Отаром Дадишкилиани, затем станцевала Фригию в «Спартаке», в 1969-м — в «Лебедином озере». В 1970-м меня с партнером Юрием Трояном отправили на стажировку в Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова. Мы попали в класс знаменитой балерины Натальи Дудинской, тоже ученицы Вагановой.

Это оказалось неслыханной удачей, ведь там собирались звезды мирового уровня. К примеру, Ева Евдокимова, американка, завоевавшая золотую медаль на международном конкурсе в Варне, которая танцевала с Рудольфом Нуриевым и прекрасно говорила по-русски. У станка передо мной стояла великолепная Наталья Макарова, неподалеку трудилась Габриэла Комлева.

Brzhozovskaya Elizarev Lyudmila Ulanczeva Even Kapiten

Бржозовская, Елизарьев, Уланцева, Капитен

Квартира от Якобсона и «Кармен» Елизарьева

— Правда, что вас настойчиво приглашал в свою балетную труппу «Хореографические миниатюры» знаменитый Леонид Якобсон?

— Да, мы с Юрием Трояном показали ему наш номер на музыку Скрябина. Леониду Якобсону очень понравилось. Его директор подозвал нас к роялю, открыл небольшой чемодан и предложил выбрать из стопочки ордер на любую приглянувшуюся квартиру в Ленинграде.

Мы поблагодарили, сказали, что подумаем, и ушли. Потом они еще несколько раз приезжали к нам в гостиницу, убеждали, мол, работа интересная, условия хорошие — переходите в наш театр! Мы отказались. Нам хотелось танцевать классический репертуар, ради которого мы учились столько лет, и солировать в Большом театре Беларуси. Вернувшись домой, мы стали работать с новыми балетмейстерами Ниной Стуколкиной и Леонидом Андреевым. Станцевали ведущие партии в «Раймонде», «Лебедином озере», «Бахчисарайском фонтане», «Спящей красавице» и других спектаклях классического репертуара. То, чему учила меня Нина Михайловна, я часто вспоминаю сейчас, когда репетирую с молодыми танцовщиками.

— А потом в театр пришел Валентин Елизарьев?

— Да, и это был прекрасный период в нашей жизни. Валентин Николаевич делал первые большие спектакли в нашем Большом, начал с «Кармен-сюиты». Мы с Юрием Трояном получили главные роли и были горды и счастливы, хотя к тому времени уже видели Кармен в исполнении Майи Плисецкой, и оно впечатляло.

— Многие говорили, что ваш спектакль был интереснее московского.

— Елизарьев не начинал репетиции, пока не приехал художник Евгений Лысик, показавший эскизы декораций и костюмов для артистов. И Валентин Николаевич, вдохновленный этими образами, тут же приступил к работе и действительно поставил замечательный спектакль. Недаром смотреть его приезжали ценители балета из разных уголков страны.

Танцевать в нем было очень тяжело физически. Меня переполняли эмоции, все движение там построено на вращении и прыжках, хотелось действительно летать. Благодаря стажировке в Ленинграде, после уроков Дудинской, руки и ноги обрели необходимую для этого силу.

Frigiya 1

Фригия

Мазина в гримерке и Ева в синтетике

— Кармен, Неле в «Тиле Уленшпигеле», Фригия в «Спартаке», Китри в «Дон Кихоте», роли в других спектаклях по мотивам знаменитых произведений. Насколько важно для вхождения в эти образы читать Мериме, Де Костера, Джованьоли, Сервантеса?

— Обязательно, мне кажется. Читая «Уленшпигеля», я представляла, какой была Неле, как она шлепала с подругами по грязи в длинной юбке и ходила на рынок, а потом что-то додумывала сама — походку, жесты. В «Ромео и Джульетте» или «Кармен» тоже находила для себя важные детали, добавлявшие черточки или краски к образу моей героини.

Если на репетициях «Бахчисарайского фонтана» я позволяла себе оставаться черненькой, то перед спектаклем всегда красилась и выходила блондинкой — Пушкин именно такой изобразил Марию. Нынче к этим вещам проще относятся. Помимо романа Джованьоли меня потряс поставленный по нему американский блокбастер «Спартак».

— С Кирком Дугласом в главной роли?

— Да. Особенно то место, когда героиня несется на колеснице по Аппиевой дороге, вдоль которой стоят кресты с распятыми гладиаторами, подъезжает к умирающему Спартаку и показывает ему его ребенка, говоря, что он свободен. Этот эпизод очень помог мне понять силу любви Фригии, ее страдания и отчаяние.

Значит, что-то остается и в голове, и в душе, и в теле. И точно так же, когда мы с Юрием Трояном были в Риме, подходили к Колизею, потрогали его камни и как бы окунулись в ту эпоху.

— В Риме вы были на кинофестивале?

— Да. Танцевали па-де-де из «Спящей красавицы» и адажио из «Сотворения мира». Нам повезло познакомиться с выдающимися итальянскими деятелями культуры, тем же режиссером Франко Дзеффирелли, легендарной Джульеттой Мазиной, приходившей к нам в гримерку с внучкой. Знаменитый комик Альберто Сорди шутил: не собираемся ли мы танцевать в «Сотворении мира» в натуральных костюмах Адама и Евы? Нет, ответила я, в синтетических.

После концерта нас пригласили в ложу к президенту Италии Алессандро Пертини. А ночью вместо банкета в ресторане мы, вооружившись картой, километров 15 прошагали по Риму, чтобы увидеть Колизей, фонтаны и другие достопримечательности. А утром попали на книжный базар и до возвращения в Москву успели купить несколько книг по искусству. Незабываемая поездка. Всего три дня, а впечатлений хватило на всю жизнь.

S otczom i sestroj Natalej sprava

С отцом и сестрой Натальей

У Рериха в Гималаях

— Вам довелось побывать с гастролями в десятках стран. Какая поездка самая экзотическая?

— На гастролях под названием «Большой балет» в Азии мы посетили Индию, Шри-Ланку, Сингапур, Малайзию. В группу вошли ведущие балетные пары Союза из Ленинграда, Москвы, Киева, Новосибирска, Минска, кордебалет из Одессы. И словно на другую планету попали! Самые незабываемые впечатления остались от Индии, особенно от поездки в Гималаи к могиле Николая Рериха.

Добирались туда по горной дороге. Когда из автобуса смотришь вниз, не видно конца и края огромной пропасти, а вверх — непонятно, где заканчивается громадная гора. Чтобы попасть из селения Кулу, где проходил фестиваль танца, к домику Рерихов, требовалось пройти над большой пропастью по ступенькам канатной дороги, которая зловеще раскачивалась. Я еще и высоты боюсь панически. Только ступив на твердую землю, смогла перевести дух.

— С сыном Николая Рериха удалось встретиться?

— Да. Правда, позднее и не там. Святослав Николаевич, жена которого оказалась внучкой Рабиндраната Тагора (его скульптурный портрет работы Заира Азгура есть в Национальном художественном музее), пригласил нас в свою мастерскую. Показал картины, в основном посвященные экологической теме, на прекрасном русском языке говорил о том, как важно беречь Землю, не дать уничтожить ее красоту, животный и растительный миры.

Кроме того, мы побывали в Тадж-Махале, видели Красный форт, статуи Будды лежащего, стоящего, сидящего, факиров, заклинателей змей, впавшего в нирвану йога и другие чудеса. Индия оставила неизгладимое впечатление.

Еще раз про любовь

— Вам на сцене чаще всего приходилось играть влюбленных героинь и сильные чувства. А в жизни их испытывали?

— Конечно. Впервые я вышла замуж юной 21-летней балериной. Он был талантливым журналистом. Аркадий учился в Ленинграде и мне очень понравился и внешне, и по человеческим качествам: интеллигентный, вежливый, обходительный, симпатичный.

Я в него влюбилась, носилась к нему на свидания на такси. Нас очень тянуло друг к другу, но вместе мы пробыли недолго. Когда в театре стали ставить «Ромео и Джульетту» и на главные роли назначили меня и Юрия Трояна, чувство, которое нам приходилось изображать на сцене, постепенно овладело нами по-настоящему. Аркадий тогда очень переживал, а я, честно говоря, просто убежала от него. Судьба все решила за нас.

Portret— Сын у вас с Юрием Трояном родился в 39 лет. Так получилось или все время откладывали?

— Откладывали. Век балерины короток, и нередко приходится делать выбор между личной жизнью и карьерой. Ни у Галины Улановой, ни у Майи Плисецкой детей не было. Мы с Юрием Антоновичем прожили вместе 19 лет и сейчас сохранили хорошие отношения, оба любим нашего взрослого сына Сашу. Сейчас Юрий Троян — главный балетмейстер Большого, мне очень нравится его последняя постановка — спектакль «Анастасия», где блеснули две ведущие балерины театра Ирина Еромкина и Людмила Уланцева.

— В свободное время вы пишете картины. Для вас это увлечение или нечто большее?

— Пишу, когда есть вдохновение и свободное время, которого, к сожалению, остается очень мало. В основном ночью, когда никто не мешает. Так что, скорее всего, это хобби. А главное мое призвание — балет.

В театре сейчас проходят репетиции «Щелкунчика». Это возобновление спектакля Валентина Елизарьева, несколько лет назад снятого с репертуара. Прекрасный балет, и мы работаем над ним с воодушевлением. Мне очень приятно репетировать с ведущими артистами. Подросло очень талантливое поколение: Людмила Уланцева, Яна Штангей, Виктория Тренкина, Александра Чижик, Артём Баньковский, Эвен Капитен, Константин Героник и другие, которые могут танцевать сложнейшие партии нашего репертуара. Это будущее Большого.

Фото из архива Людмилы Бржозовской и Большого театра Беларуси

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Мошенники на «Тур де Франс» и первая жертва метеорита. Этот день в истории: 30 ноября

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 30 ноября в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1874 год. Родился Уинстон Черчилль — британский политический и государственный деятель, дважды занимавший пост премьер-министра

sir winston churchill 19086236948

В Европе его называют «рыцарем демократии» и «величайшим лидером XX столетия». Многие британцы считают его самым выдающимся представителем нации.

Действительно, глава Адмиралтейства, канцлер казначейства, министр обороны, премьер-министр Великобритании (1940–1945 и 1951–1955), один из участников «Большой тройки», глашатай холодной войны, а также талантливый журналист, писатель и лауреат Нобелевской премии по литературе — сэр Уинстон Черчилль был выдающейся личностью и одновременно одним из самых серьезных врагов России, СССР и русской цивилизации.

Он был сыном лорда, ведущего свой род из семьи Мальборо, и дочери крупного американского бизнесмена. Именитее его по происхождению по отцовской линии, пожалуй, только члены королевской семьи.

Годы после окончания Королевского военного училища он посвятил военной службе, журналистской работе и путешествиям. Уинстон успел послужить на Кубе и в Индии, участвовал в подавлении восстания пуштунских племен. Статьи из-под его пера выходили правдоподобными, острыми и хорошо оценивались читателями.

Служба на Кубе принесла Черчиллю не только первую литературную славу, но и приучила его отдыхать после обеда (сиеста) и курить кубинские сигары. Эти две привычки он пронес через всю жизнь.

В 1899 г. Черчилль подал в отставку, но в этот момент началась англо-бурская война, и он решил принять участие в боевых действиях в качестве корреспондента газеты «Морнинг пост». Эта компания была жестокой и опасной. Черчилль успел побывать в плену и бежать; буры объявили за его голову награду. Эти события стали отправной точкой его политической карьеры: в Британии у Черчилля появились приверженцы, по достоинству оценившие его героическое поведение.

Черчилля привлекала политическая игра, он давно стремился к власти. «Власть, — писал политик, — это наркотик. Кто попробовал его хоть раз — отравлен навсегда». Карьера его шла по нарастающей.

После октября 1917 г. министр вооружений и военный министр Британской империи Черчилль был, возможно, главным вдохновителем интервенции против РСФСР.

Из протокола советского суда над Борисом Савинковым 27 августа 1924 г:

«Савинков: — Черчилль мне показал карту юга России, где были указаны флажками войска деникинские и ваши войска. Помню, как меня потрясло, когда я подошел с ним к этой карте, и он показал мне деникинские флажки, и вдруг сказал: «Вот это моя армия».

Председатель: — Вы что-нибудь ответили на эту фразу?

Савинков: — Я ничего не ответил… Я хотел выйти, но тогда представил себе, что вот я сижу в Париже, а там, на далеком фронте, русские добровольцы ходят разутые, и вот, если я хлопну дверью и выйду со скандалом из этого кабинета, они будут ходить без сапог. Я стиснул зубы, а унижение свое положил в свой карман. Я с вами воевал всеми способами, всеми средствами, — и я говорю об этом прямо и открыто. Но война с вами родила во мне такую ненависть к ним, о которой лучше не говорить».

На белую Добровольческую армию британцы выделили 60 млн фунтов и вооружили армию Колчака. Черчилль объяснил такую щедрость довольно откровенно: «Было бы ошибочно думать, что в течение этого года мы сражались за русских белогвардейцев, напротив, русские белогвардейцы сражались за наши дела».

В 1941 г. наступила полоса сотрудничества Черчилля с СССР. Разумеется, в это время ему пришлось взять совсем иной, более уважительный тон в отношениях с советскими руководителями. Но он был бы не Черчилль, если бы не затянул с открытием Второго фронта. Одновременно британский премьер плел закулисную паутину, пытаясь разрушить наметившееся взаимопонимание между Сталиным и Рузвельтом.

После войны, начиная с его знаменитой фултонской речи 1946 г., Черчилль стал знаменосцем холодной войны против СССР.

В 1951 г. он во второй раз возглавил британское правительство, хотя ему было уже 76 лет и здоровье не позволяло вести активную деятельность.

В 1953-м Черчилль стал рыцарем. В том же году сэру Уинстону присудили Нобелевскую премию по литературе. Его соперником в «нобелевской гонке» был Эрнест Хемингуэй. Премия досталась британскому политику, а автор «Старика и моря» получил ее в 1954-м.

Черчилль никогда не был трудоголиком, но считался очень трудоспособным человеком. Просто он умел восстанавливаться и рационально тратить силы. Черчилль говорил: «Я никогда не стоял, когда можно было присесть и не сидел, когда можно было прилечь».

В 1955 г. Черчилль подал в отставку. Десять лет спустя он скончался от инсульта в возрасте 90 лет.

1904 год. Мошенников на «Тур де Франс» лишают наград

2020 01 18 602 97536 1 772711

Спустя четыре месяца после окончания второй в истории многодневной велогонки «Тур де Франс» спортсмены, занявшие первые четыре места, были дисквалифицированы, а их результаты аннулированы. Об этом сообщалось в опубликованном коммюнике Технической комиссии Велосипедного союза.

Спортивный мир был шокирован мошенническими уловками, с помощью которых была добыта победа. Утверждали, будто победитель Морис Гарен (на первом «Тур де Франс — 1903» он тоже был первым) якобы разбрасывал за собой гвозди. Доказать этого не смогли, а потому его дисквалифицировали на два года за питание, которое ему передали сами же организаторы. А вот Люсьен Потье был дисквалифицирован пожизненно — за то, что часть пути проделал не на велосипеде, а на поезде и автомобиле.

Гонка 1904 г. сопровождалась множеством нарушений. Болельщики помогали участникам соревнований преодолевать подъемы, подкармливали их (это было строжайше запрещено), но самое страшное — пытались избивать конкурентов. Обстановка периодически накалялась до такой степени, что организаторам приходилось открывать стрельбу в воздух, чтобы разогнать беснующуюся толпу.

Из-за множества скандалов директор гонки Анри Дегранж сначала объявил «Тур-1904» последним, но потом передумал и реорганизовал соревнование: количество этапов увеличилось с 6 до 11, а их протяженность была значительно уменьшена, что до минимума сократило сомнительную езду участников в темное время суток.

Ну а победителем «Тур де Франс — 1904» постфактум был объявлен 19-летний Анри Корне, установивший таким образом «вечный» возрастной рекорд для победителей генеральной классификации «Большой петли».

1919 год. Всенародные похороны жертв белого террора в Омске

7300e3a3100234975249682710446015

Фото pastvu.com

Четырнадцатого ноября Красная армия разбила колчаковцев на реке Тобол и взяла Омск — столицу колчаковской Сибири. 27-я дивизия 5-й армии Михаила Тухачевского преодолела за сутки 100 км, форсировала Иртыш и зашла в оставленный противником город практически без боя. События развивались столь стремительно, что многие белые офицеры даже не успели понять, что произошло. Встав утром, они как ни в чем ни бывало отправились на службу. «Шли полные достоинства; начищенные денщиками пуговицы, погоны и прочие знаки различия горели огнем, — вспоминал Андрей Кучкин, комдив 27-й дивизии. — И вдруг — нежданно-негаданно: «Именем Советской власти вы арестованы!». У тех лезли на лоб глаза, подгибались коленки и багровели лица. Падали на землю набитые бумагами портфели…».

При взятии Омска красноармейцам удалось захватить множество боеприпасов, целые эшелоны и склады с артиллерийским, инженерным и санитарным имуществом, несколько бронепоездов, в плен попали 40 тыс. солдат, среди них 1 тыс. офицеров и три генерала.

Но вот расстрелять почти всех находившихся в тюрьмах красноармейцев и сочувствующих им колчаковцы перед тем, как уйти из города, успели. Самую массовую расправу провели 12 ноября в старой загородной роще на окраине Омска. В окружении пеших белогвардейцев арестантов со связанными руками выводили партиями по шесть человек в ряду. За ними на санях ехали казаки с двумя пулеметами. Заключенных отводили в рощу к логу, где и расстреливали. После пулеметной очереди казаки шашками добивали, тех, кто еще подавал признаки жизни.

После освобождения Омска трупы 120 расстрелянных были доставлены в военный госпиталь на ул. Гусарова и там уложены в гробы, обитые красной тканью. Похороны состоялись 30 ноября. С раннего утра стали собираться большие толпы горожан, в восемь часов к госпиталю подошла траурная процессия городских партийных комитетов и рабочих организаций. Было много знамен и транспарантов, играл оркестр. Звучала революционная песня: «Вы жертвою пали в борьбе роковой». Впереди каждой процессии двигались красные траурные знамена с надписями: «Слава погибшим за революцию».

Жертв террора похоронили в саду возле Дома Республики, бывшего генерал-губернаторского дворца. У могилы ста двадцати установили временный деревянный памятник в виде колонны с текстами революционной клятвы. Но уже тогда решили: здесь должен быть постоянный монумент.

Памятник Борцам Революции работы Николая Виноградова, выполненный из бетона, был установлен 15 июля 1923 г. и стал первым монументальным сооружением советского Омска. Высокий постамент венчает скульптурная композиция: женщина в правой руке держит знамя с надписью «СССР», а левой рукой поддерживает сраженного на баррикадах рабочего. На гранях постамента надпись: «Павшим в ноябре 1919 г. во имя великой идеи коммунизма. Безумству храбрых поем мы славу!».

Располагается памятник в мемориальном сквере «Памяти борцов революции». Рядом с памятником горит Вечный огонь. В советское время возле него нес вахту почетный пионерско-комсомольский караул. Омские молодожены после церемонии бракосочетания непременно приезжали сюда, чтобы возложить цветы. Этот обычай сохраняется до сих пор.

1939 год. Начинается советско-финская война

aes8hz3mfbw

В стране Суоми ее именуют «зимней», у нас же, с легкой руки Александра Твардовского, она сохранилась в памяти как «незнаменитая война».

Началу вооруженного конфликта предшествовали переговоры между СССР и Финляндией, на которых обсуждался вопрос о предоставлении в аренду части полуострова Ханко и некоторых островов в Финском заливе в обмен на большую по площади территорию советской Карелии с последующим заключением договора о взаимопомощи. Финская сторона все предложения СССР отвергла.

Формальным поводом к началу войны послужил так называемый Майнильский инцидент (см. «Этот день в истории: 26 ноября»).

29 ноября 1939 г. послу Финляндии в СССР Аарно Юрьё-Коскинену была вручена нота о разрыве дипломатических отношений между двумя странами, а 30 ноября войска Ленинградского фронта перешли границу с Финляндией.

Первоначально советским командованием эта война планировалась как короткая трехнедельная операция, однако прорвать основной рубеж обороны Финляндии — «линию Маннергейма» — удалось лишь в феврале 1940 г.

12 марта 1940 г. в Москве был подписан мирный договор, согласно которому в состав СССР включался весь Карельский перешеек, западное и северное побережье Ладожского озера, ряд островов в Финском заливе, финская часть полуостровов Рыбачий и Средний. В свою очередь СССР вывел войска из области Петсамо, а в Заполярье была восстановлена довоенная линия границы.

Война, продлившаяся всего 105 дней, оказалась очень кровопролитной: СССР потерял свыше 390 тыс. человек из миллиона принимавших участие в боевых действиях, Финляндия — 100 тыс. из почти 600 тыс. призванных.

13 марта 1940 г. боевые действия прекратились.

1954 год. Метеорит упал на женщину в США — это первый полностью задокументированный случай ранения человека внеземным объектом

92

Древние китайские записи рассказывают о людях, получивших травмы или погибших от падающих метеоритов, но метеорит, упавший в американском городе Силакога, штат Алабама, стал первым современным свидетельством такого рода человеческих травм.

Энн Элизабет Ходжес прилегла в доме на диване, чтобы немного вздремнуть после обеда. В это время в небе над Силакогой упал метеорит. Он раскололся как минимум на три фрагмента, один из которых, пробив крышу дома, влетел в гостиную, отскочил от радиоприемника и ударил спящую Ходжес в верхнюю часть бедра. Космический камень представлял собой сульфидный метеорит весом 8,5 фунтов и длиной семь дюймов. Ходжес не получила опасных повреждений, но ушиб вдоль бедра и ноги был сильным, о чем свидетельствовал огромный синяк.

Проснувшаяся Ходжес и ее мать, находившаяся в доме в момент прилета небесного тела, в первую минуту подумали об одном и том же — обвалился дымоход. Было много пыли и мусора. Но обнаружив большой камень неизвестного происхождения и почти метровую дыру в потолке, они вызвали пожарных и полицию.

Мэр Силакоги Эд Дж. Ховард первоначально намеревался передать метеорит Музею естественной истории Алабамы (AMNH), однако мистер Ходжес, супруг пострадавшей, заявил, что есть «достаточно доказательств того, что эта штука упала в моем доме», и метеорит в конечном итоге был возвращен Ходжесам. Однако тут напомнила о себе владелец дома арендатор Берди Гай, которая заявила о своих правах на камень. После годичной судебной тяжбы миссис Ходжес получила право сохранить за собой метеорит при выплате 500-долларовой компенсации миссис Гай.

Этот инцидент принес Энн Ходжес огромную, хотя и кратковременную, известность. Около 200 репортеров несколько дней осаждали ее дом, чтобы взять у нее интервью или пригласить в телешоу. Весь этот ажиотаж, а также разногласия между супругами Ходжес по поводу того, должен ли быть продан метеорит и за сколько, в итоге привели к краху семейных отношений. Энн, вопреки желанию мужа, продала метеорит. Супруги развелись, детей у них не было.

«Страшнее всего было остаться одинокой». Как жить и работать, если ничего не видишь

Белорусское товарищество инвалидов по зрению отметило 100-летие 12 ноября. В этот же день 96 лет исполнилось «Светоприбору», где трудятся люди с нарушениями зрения. Как работники адаптируются на предприятии и вливаются в коллектив — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

20 11 2024 proizvodstvo svetopribor slabovidyashhie malinovskaya39 kopiya

Все приспособлено

Отправляемся на столичный завод «Светоприбор» — одно из немногих предприятий, где занимаются социально-трудовой реабилитацией людей с нарушениями зрения. Менее 100 лет назад это была небольшая артель для инвалидов по зрению. Незрячие и слабовидящие производили картонные игрушки, щетинно-щеточные и валяные войлочные изделия, со временем наладили выпуск электротехнической продукции. Крупное предприятие в микрорайоне Запад-4 на ул. Якубовского появилось лишь в 1980-х. В это же время рядом возвели два жилых дома, малосемейное общежитие, детский сад, прачечную и магазин.

20 11 2024 proizvodstvo svetopribor slabovidyashhie malinovskaya24 kopiya

Сегодня на заводе работают 1 200 человек, чуть меньше половины — инвалиды по зрению. Для них на полу уложена контрастная тактильная плитка, возле каждого кабинета висят таблички со шрифтом Брайля. Не потеряться в большом здании помогают и ограждения. Все важные объявления для работников проговаривают по громкой связи. Кроме того, установили банкоматы и лифты с аудиосистемой. Дверные ручки и ступени лестниц маркированы яркой желтой краской — она помогает лучше ориентироваться в пространстве.

Доступная среда создана не только внутри предприятия, но и за его пределами. Каждый незрячий может беспрепятственно дойти от дома до работы, поликлиники или магазина. Для тех, кто по состоянию здоровья не выходит из квартиры, есть цех надомного труда. К таким работникам ежедневно приезжает курьер, который привозит комплектующие и забирает готовые изделия. Все это часть трудовой реабилитации, которая помогает инвалидам по зрению осознать, что жизнь в непроглядной темноте возможна.

Помогут адаптироваться

Работают инвалиды по зрению преимущественно в сборочном цехе, где из заготовок собирают розетки и выключатели.

20 11 2024 proizvodstvo svetopribor slabovidyashhie malinovskaya14 kopiya

Все, что сотрудники не видят, они ощущают тактильно. Везде есть направляющие элементы, которые помогают собрать товар за минимальное время, — рассказывает начальник сборочного цеха УП «Светоприбор» Алексей Домосевич. — Хотя процент брака и близится к нулю, лишняя осторожность все равно не помешает. Готовую продукцию проверяет ОТК — отдел по контролю качества — его сотрудники оценивают правильность сборки, наличие царапин и других дефектов.

Адаптироваться на рабочем месте и влиться в коллектив инвалидам по зрению помогает инструктор-методист. Специалист сопровождает всех новичков до тех пор, пока они не научатся самостоятельно ходить по заводу. Такая забота особенно нужна тем, кто ослеп, будучи уже взрослым.

20 11 2024 proizvodstvo svetopribor slabovidyashhie malinovskaya29 kopiya

На предприятие приходят разные люди, некоторые потеряли зрение совсем недавно. Им психологически тяжело принять ситуацию, — говорит заместитель директора по идеологической работе Наталья Чертович. — С ними изучают маршрут от дома до работы и назад, показывают, как добраться до поликлиники и других необходимых учреждений, устанавливают на телефон различные приложения, которые подсказывают номер автобуса, цвет одежды и другие повседневные мелочи. Также реабилитологи обучают шрифту Брайля, объясняют, как пользоваться тростью.

Приспособиться к новой жизни помогают различные клубы по интересам и массовые спортивные мероприятия. Работает комната здоровья с тренажерным залом. Здесь можно поиграть в шоудаун — настольный теннис для слепых. По нему даже проводят соревнования.

Никогда не видел

На предприятии изготавливают каждый элемент розеток и выключателей. С пластмассой работать могут все, а вот в штамповочном цехе только мужчины. Они делают из стали, латуни и меди металлические контакты, шурупы и другие мелкие детали. Здесь резьбонарезчиком трудится Юрий Василевский. Он незрячий с рождения.

yurij vasilevskij kopiya

Ночью могу увидеть силуэт человека, но лицо не рассмотрю. Днем, особенно на ярком солнце, ничего не вижу. Это проявляется светобоязнь, — описывает ощущения мужчина. — В специальной школе меня научили читать по системе Брайля. Однако сейчас чувствительность пальцев снизилась, поэтому различать тактильный шрифт так же быстро, как раньше, не могу.

Добираться до завода помогают близкие — жена, сын или сестра. В повседневной жизни мужчина не обходится без специальных часов для людей с ослабленным зрением, а также без трости, которая помогает определить, что находится впереди.

Важна поддержка

А вот Алеся Поливода родилась в обычной семье совершенно здоровым ребенком. В 9 лет у нее обнаружили сахарный диабет, а после 20 зрение начало стремительно ухудшаться. За год оно полностью пропало. Сейчас девушка трудится на заводе слесарем механосборочных работ.

alesya i vitalij polivoda kopiya

Страшнее всего было остаться одинокой. За мной нужно было зайти, контролировать каждый шаг, потом помочь вернуться домой. Однако меня поддержали друзья. Они не стали акцентировать внимание на моем недуге, просто приходили и вытягивали на прогулки, — вспоминает Алеся. — Я не собиралась ограничиваться только домом, но и не представляла, как буду жить дальше. Все домашние дела взяла на себя мама. Она не позволяла мне даже готовить, переживала, что могу обжечься или пораниться.

Все изменилось после знакомства с будущим супругом незрячим Виталием. Он убедил девушку переехать к нему в Минск и трудоустроиться на «Светоприбор», где сам работал не первый год.

У Виталия в детстве зрение хоть и не было идеальным, но мальчишка мог читать книги и ездить на велосипеде. С началом подросткового возраста перестал видеть левый глаз — отслоилась сетчатка. Из-за этого на правый нагрузка увеличилась, и глаз с ней не справился. Сейчас у мужчины осталось только светоощущение, то есть он может воспринимать яркий свет, отличает день от ночи, но силуэты не видит. Весь мир ему кажется черно-белым.

Маленькие города совсем не обустроены для незрячих, там нет никакой реабилитации. Здесь же, в столице, началась другая жизнь. После переезда пришлось научиться решать все бытовые вопросы самостоятельно. Было очень тяжело, хотелось сдаться, но муж меня поддерживал. Он моя опора, — подчеркивает Алеся. — Реабилитолог долго настаивала на том, чтобы я начала ходить с тростью. Отказывалась, так как стеснялась и считала, что это не нужно, ведь меня всегда сопровождает Виталик. Но в жизни может произойти что угодно, и я все же научилась передвигаться по улице самостоятельно. Теперь трость постоянно в моей сумке. Сейчас ею пользуюсь редко, поскольку вдвоем идти с ней неудобно, постоянно путаемся.

Справочно

Желтый цвет — последний в световом спектре, который перестает видеть человек, теряющий зрение.

Фото Ирины Малиновской