Освоение Русской Америки, открытие Олимпиады в Москве и смерть Раневской. Этот день в истории: 19 июля
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 19 июля в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1799 год. Указом Павла I для освоения русских земель в Америке и на прилежащих островах создается торговое объединение — Российско-Американская компания
Одним из учредителей и первых ее директоров был камергер Николай Резанов. Именно он стал прообразом героя лирико-драматической поэмы «Авось» Андрея Вознесенского, которая в свою очередь стала литературной основой для знаменитой рок-оперы Алексея Рыбникова «Юнона» и «Авось».
В императорском указе Сенату говорилось: «Польза и выгоды, проистекающие для Империи нашей от промыслов и торговли, производимых верноподданными нашими по Северовосточному морю и в тамошнем крае Америке, обратили на себя наше монаршее внимание и уважение. Почему принимая в непосредственное покровительство наше составившуюся по предмету оных промыслов и торговли компанию, повелеваем ей именоваться: под высочайшим нашим покровительством Российская Американская компания…».
Новой компании даровалось право «в течение 20 лет монопольно пользоваться промыслами и заведениями от 55° северной широты на Алеутских, Курильских и других островах, делать новые открытия, пользоваться всем, что находится в недрах и на земле, основывать поселения, нанимать всякого состояния свободных людей».
Близость компании к правительству была закреплена весной 1802 г. вступлением в число ее акционеров «высочайших особ» — Александра I и вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Несмотря на то что совет директоров заседал в Санкт-Петербурге, дела компании велись из столицы русской Америки — Новоархангельска (города, основанного на острове Ситка в 1804 г.).
При поддержке русского правительства компания создала несколько постоянных поселений, основала судостроительные верфи, мастерские. Она располагала большой флотилией мореходных судов, принимала активное участие в освоении Сахалина и Приамурья. В 1804–1840 гг. было организовано 25 экспедиций, в том числе 15 кругосветных (наиболее известная и крупная — И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского); проведены значительные исследовательские работы на Аляске.
Однако с начала XIX в. деятельность компании серьезно осложнили борьба с английскими и американскими предпринимателями, которые стремились ликвидировать русские поселения в Америке, для чего вооружали и натравливали на них туземцев.
В 1868 г. в связи с продажей русских владений США Российско-Американская компания была ликвидирована.
1834 год. В Париже родился французский живописец, один из виднейших представителей импрессионизма Эдгар Дега
Он был старшим из пятерых детей Огюстена де Га, управляющего французским отделением крупного банка, основанного в Италии еще его отцом, и Селестины Мюссон, происходившей из французской семьи, обосновавшейся в США, дочери брокера на хлопковой бирже в Новом Орлеане. В возрасте 11 лет Эдгар де Га (впоследствии художник отказался от дворянской фамилии отца и стал подписываться «Дега») был зачислен в лицей Луи-ле-Гран, одну из ведущих школ не только в Париже, но и во всей Франции. Э. Дега потерял мать, когда ему было 13. Отец поощрял его художественные таланты — когда молодому человеку исполнилось 18, он превратил комнату в своем доме в мастерскую художника.
В центре искусства Э. Дега всегда стоял человек, в то время как пейзаж, едва ли не ведущий жанр импрессионистов, не играл в его творчестве значительной роли. Пройдя краткий период увлечения историческими сюжетами и позднее портретом, в котором уже проявилась его острая наблюдательность, Э. Дега под влиянием Мане перешел к изображению сцен современной жизни. Он прославился прежде всего благодаря своему уникальному мастерству изображать человеческое тело в движении. Художник использовал различные краски, но предпочитал пастель.
Сочетание классических методов, которыми он овладел на раннем этапе, с импрессионистской чувствительностью привело к созданию блестящих произведений искусства, которые стали источником вдохновения для будущих поколений художников.
Наибольшую известность приобрели работы Э. Дега, на которых изображены балерины и лошади. Поскольку он жил в то время, когда фотографическое искусство только зарождалось, у художника было много возможностей экспериментировать в новой сфере.
Некоторые критики записали его в женоненавистники после того, как он создал серию рисунков, на которых изображены обнаженные женщины в неудобных позах, вытирающиеся полотенцами, расчесывающие волосы, принимающие ванну и т. д. Другие живописцы, изображая обнаженных женщин, любуются их телами, подчеркивают достоинства натурщиц. Сами женщины, если и не смотрят прямо «в камеру», то знают, что за ними наблюдают. Моющиеся женщины Э. Дега никого рядом с собой не ожидают увидеть — их застукали, за ними подсмотрели. Молчаливые, лишенные кокетства и натурщической собранности, они остались наедине со своим телом. «Что ж, — пожимал плечами Э. Дега, услышав подобную критику, — возможно, я и в самом деле слишком часто рассматривал женщину как животное». Танцовщиц, которых он рисовал, Э. Дега называл девочками-обезьянками.
С возрастом характер художника становился все несноснее, он позволял себе едкие замечания в отношении даже самых близких друзей и легко разрывал отношения. В итоге на склоне лет художник остался совсем один. Лишившись зрения, он жил под присмотром властной и сварливой экономки. «Я никогда не думал, что мне придется так страдать, — писал Э. Дега. — На этой земле я очень плохо организовал себе жизнь».
1949 год. Президент США Гарри Трумэн заявляет, что СССР разрушит сам себя
Во время выступления в Чикаго на вечере общества Шрайнеров Северной Америки, масонской благотворительной организации, Г. Трумэн сказал: «Их доктрина призывает к разрушению свободных правительств, используя силу и попытки разжигать классовую борьбу. Однако на практике их видение мира не лучше, чем у старых тираний, которые пали. Все это, возможно, будет иметь кратковременный успех, но в долгосрочной перспективе они должны будут либо разрушиться изнутри, либо прекратить попытки заставить другие страны следовать по их пути». Президент не назвал страну, которой предназначались эти слова, однако и так было понятно — речь шла об СССР, с которым США уже вступили в жесткое военно-политическое противостояние.
Пророческое заявление Г. Трумэна сбылось через много лет, однако совсем не так, как он предполагал: СССР перестал существовать в силу внутренних конфликтов и к тому времени был миролюбивым демократическим государством, которое пошло на диалог с США.
Сам Г. Трумэн не скрывал неприязненного отношения к Советам. Еще в бытность сенатором он смотрел на борьбу Советского Союза с нацистской Германией с определенной долей цинизма: «Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии. И пусть они убивают как можно больше, хотя мне не хочется ни при каких обстоятельствах видеть Гитлера в победителях», — говорил он.
Антагонизм в отношениях США и СССР начался после смерти Франклина Рузвельта, военного союзника СССР, к которому советский лидер Иосиф Сталин относился с большим уважением. При Ф. Рузвельте Г. Трумэн занимал должность вице-президента, но президент не слишком доверял ему и не посвящал в большинство своих стратегических планов.
1980 год. В Москве открываются XXII летние Олимпийские игры
Это были первые Игры, которые проводили в социалистической стране. Накануне советскую столицу вымыли до образцового блеска, а также очистили от нежелательных элементов, выселив из нее подальше алкоголиков, проституток, диссидентов, агрессивных душевнобольных и представителей криминала. Родителям настоятельно рекомендовали отправить детей в пионерский лагерь. Вместо них для обеспечения порядка съехались правоохранители со всей страны. Въезд в город был закрыт, и москвичи радовались появившемуся изобилию дефицитных продуктов. В магазинах можно было свободно купить импортные колбасы и сигареты, жвачку и пиво в алюминиевых банках.
С 19 июля по 3 августа на Большой спортивной арене Центрального стадиона имени Ленина горел олимпийский огонь. На протяжении 15 дней в Москве, Киеве, Ленинграде, Минске и Таллине состязались лучшие спортсмены мира. И хотя всемирный праздник спорта несколько омрачил бойкот США и некоторых западных стран, связанный с вводом советских войск в Афганистан, список участников все равно оказался внушительным: 5 748 спортсменов из 81 страны. Спортивные соревнования судили 1 245 судей из 77 государств. Игры смотрели по телевидению в 111 странах. Было разыграно 203 комплекта медалей по 21 виду спорта, установлено 36 мировых и 74 олимпийских рекорда. Призерами Олимпиады-80 стали спортсмены 36 стран. Советские спортсмены завоевали 80 золотых, 69 серебряных и 46 бронзовых медалей.
1984 год. В Москве умирает народная артистка СССР Фаина Раневская, прославившаяся ролями в фильмах «Подкидыш», «Весна», «Золушка», «Свадьба» и других
Ф. Раневская за свою творческую жизнь сменила несколько театров, она была актрисой-странницей, мучительно и требовательно искавшей подходящую «среду обитания». Одни из ее лучших театральных работ — Берди в «Лисичках» Лилиан Хеллман, Васса Железнова в одноименной пьесе Максима Горького, Бабушка в «Деревья умирают стоя» Алехандро Касоны, миссис Сэвидж в «Странной миссис Сэвидж» Джона Патрика. Но большинство зрителей знают Ф. Раневскую как блистательную киноактрису, хотя за полвека она снялась лишь в 24 фильмах. Причем это были в основном эпизоды. Однако и этого хватило, чтобы вписать свое имя в историю кинематографа, стать «королевой эпизода» и одной из любимейших актрис СССР. Неизбалованная предложениями, она тем не менее наотрез отказывалась сниматься в чем-то легковесном. «Деньги я проем, а стыд останется», — говорила она.
Свой псевдоним урожденная Фаина Фельдман позаимствовала у наивной и расточительной помещицы Любови Андреевны Раневской — героини пьесы «Вишневый сад» Антона Чехова. Легенда гласит, что артистка выбрала его по совету своего ухажера: однажды у нее выпали деньги из сумочки, купюры унесло ветром, а она в ответ только рассмеялась: «Как красиво они летят!» «Совсем как Раневская», — произнес кавалер.
Ф. Раневская обладала проницательным умом и своеобразным юмором. Изданная книга воспоминаний полна ее хлестких выражений. «Жить надо так, — сказала она однажды, — чтобы тебя помнили и сволочи…»
В круг близких друзей Ф. Раневской входили многие творческие деятели, в том числе поэтесса Анна Ахматова, за которой она ухаживала, когда та была больна тифом, а также советский бард и актер Владимир Высоцкий.
Известно, что молодого В. Высоцкого неохотно утверждали на роли. Ф. Раневская как могла опекала юное дарование: однажды артист сильно запил и не появлялся в театре несколько недель. Только благодаря ее помощи музыканту удалось избежать серьезных последствий. «Володя Высоцкий. Он был у меня — он был личность», — писала Ф. Раневская в 1971 г.
Многолетняя дружба связывала актрису с режиссером Михаилом Роммом. С его фильма «Пышка» в 1934 г. началась ее карьера в кино.
Особо теплые отношения были у нее и с Любовью Орловой. «Любочка Орлова одарила меня своей дружбой, и по сей день я очень тоскую по дорогом моем друге. За мою более чем полувековую жизнь в театре ни к кому из коллег моих я не была так дружески привязана, как к дорогой доброй Любочке Орловой», — вспоминала об их почти 40-летней дружбе Ф. Раневская.
К исходу жизни актриса осталась совсем одна. И как-то пожаловалась: «Поклонников много. А в аптеку сходить некому». Рядом был только преданный Мальчик — безродный пес, которого она подобрала на улице полуживого с вмерзшими в лед лапами и выходила.
Ф. Раневская умерла в Кунцевской больнице в Москве после инфаркта и пневмонии, не дожив месяц до 88-летия. Похоронили ее на Донском кладбище в одной могиле с сестрой Изабеллой. Та, овдовев, вернулась в Москву из Парижа, а позже умерла от рака. Фаина Георгиевна не отдала ее в больницу, оставаясь с ней до последнего часа.
Надгробный камень сестер украшает скульптура любимого Мальчика актрисы. Незадолго до смерти она написала: «Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения». До последнего вздоха звезда оставалась наивной, щедрой и одинокой.