От хранения продуктов до проб воды в бассейне. Как соблюдают санитарные нормы в детских лагерях
Летняя оздоровительная кампания для детей еще с прошлого года претерпела массу изменений из-за COVID-19. Чтобы отдых запомнился девчонкам и мальчишкам только как что-то веселое и интересное и прошел без осложнений санитарно-эпидемиологической обстановки, оздоровительные учреждения контролирует санитарно-эпидемиологическая служба. Как проходят мониторинги и какие нарушения выявляют — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Поле для работы сотрудников отделения гигиены детей и подростков в лагерях огромное: без внимания не остаются медицинский пункт, блоки для проживания, пищеблок и другие места, где отдыхают и развлекаются дети. Кроме приемки в начале сезона специалисты наведываются сюда еще как минимум два раза за смену.
— Обычно приезжаем в начале смены, а потом планируем визит по мере необходимости. Лагерям, где выявлены нарушения, даются рекомендации по их устранению (сроки, как правило, короткие — 2–4 дня). В такие лагеря второй раз выезжаем в первую очередь — проверить, как исправлены нарушения, — комментирует заведующая отделением гигиены детей и подростков Минского городского центра гигиены и эпидемиологии Татьяна Островская. — Кроме этого, приезжаем и по жалобам.
Частый вопрос родителей во время пандемии — как попасть к любимому чаду, ведь в лагеря не пускают посетителей. Но здесь, как оказалось, все не так однозначно.
— Запрещены родительские дни (массовые посещения), но в целом посещения мы не запрещаем. Ведь бывают разные ситуации: очень волнуются родители, ребенок впервые посещает лагерь или у него есть жалобы. Тогда, с разрешения администрации лагеря, можно зайти на территорию, посмотреть, как живет ребенок, пообщаться с вожатыми. Без цели находиться на территории лагеря не стоит. Также важно надеть маску (посетителями средства защиты органов дыхания должны использоваться в обязательном порядке) и обработать руки антисептиком перед входом, — рассказала проверяющая.
Медицинский пункт
В центре внимания мониторинга санитарно-эпидемиологической службы на этот раз — оздоровительный лагерь «Энергетик», что находится всего в 17 км от столицы. Администрация учреждения на пропускном пункте встречает проверяющую в маске, а на входе всем посетителям измеряют температуру.
— Масочный режим в лагере обязателен на пропускном пункте (при общении с посетителями), в медицинском блоке (при приеме обратившихся), при приемке продуктов, раздаче готовой пищи и сервировке столов. В остальных случаях ношение масок не обязательно, но они могут использоваться по желанию, — подчеркивает Т. Островская.
— Сейчас в масках у нас постоянно работают сотрудники пищеблока, руководители кружков, медики и библиотекарь, — добавляет начальник оздоровительного лагеря «Энергетик» Татьяна Римша.
Все, кто появляется на территории, проходят через медпункт. Отсюда и начинается проверка санитарно-эпидемиологической службы.
— Все дети, которые поступают к нам, проходят термометрию, осматриваются на педикулез. Также у каждого ребенка должна быть справка о состоянии здоровья. Новшество в связи с распространением ковида — наличие в справках сведений об отсутствии контактов с больными коронавирусной инфекцией. Наличие такой записи проверяется в первую очередь, — поясняет врач медицинского пункта Олеся Кучинская. — За два дня до приезда детей осуществляется заезд штата. Тоже со справками о здоровье.
Проверить наличие справок — одна из задач мониторинга. Ведь в лагерь не должны попасть дети и сотрудники с инфекционными, заразными кожными заболеваниями, педикулезом, а также накануне контактировавшие с коронавирусными больными.
— На практике бывали случаи, когда не во всех справках имелась полная информация, в том числе в отдельных не было записей об отсутствии контактов с больными COVID-19. Чаще всего это упущения поликлиник. Тем не менее, когда с такими справками принимают в лагерь, это считается грубым нарушением, — делает акцент Т. Островская.
Чтобы сориентироваться в ситуации, специалист смотрит журнал амбулаторных посещений. Там указано, сколько детей и когда обращались, на что были жалобы.
— Температурящих у нас не было. В основном мелкие травмы, укусы насекомых, у кого-то носовое кровотечение. К счастью, пустует и журнал наблюдения после укусов клещами — случаев этим летом не было, — рассказывает врач.
При заезде медицинские работники выбирают из справок информацию для пищеблока: о детях, нуждающихся в диетпитании либо в исключении отдельных продуктов и блюд. Так, из 256 отдыхающих у одного указана аллергия на виноградный сок. Сведения на пищеблоке есть, и если вдруг в меню будет этот напиток, его заменят на чай или компот.
Среди прочих бумаг замечаем и лист, раскрашенный карандашами разных цветов.
— Это одна из составляющих методики оценки эффективности оздоровления, — комментирует заведующая отделением гигиены детей и подростков. — Используется для оценки тревожности и эмоционального стресса методом цветописи. Дети оценивают свое эмоциональное состояние, а также общую эмоциональную атмосферу в отряде при помощи цвета в начале смены и в конце. Потом результаты сопоставляются, и если эмоциональное настроение ребенка в конце смены стало более комфортным, то оздоровление прошло успешно, и это плюс лагерю. Многим этот метод кажется несерьезным, — говорит Т. Островская, — но опыт показывает, что получаемые результаты вполне объективны.
Еще один критерий хорошего отдыха — набранный вес. В лагере делают выборку из 100 детей, у которых измеряют массу тела и рост в начале и в конце смены и высчитывают индекс массы тела. Если худенькие дети, у которых при заезде был недобор, поднабрали, а имеющие лишний вес стали спортивнее, очевидный плюс оздоровления есть.
После изучения бумаг представитель санитарно-эпидемиологической службы проверяет состояние аптечки, смотрит наличие антисептиков и дезинфектантов, воды и одноразовых стаканчиков. Важно и то, насколько убрано помещение, свежий ли ремонт.
— В связи с пандемией у нас появился дополнительный изолятор с отдельным выходом. Еще два изолятора, для кишечных и респираторных заболеваний, были и раньше. Но детей здесь не лечат. Они находятся в изоляторе или до принятия решения о госпитализации, или до визита родителей, которые забирают ребенка домой, — рассказывает врач.
Жилые блоки
При входе в жилой корпус Т. Островская первым делом осматривает дозаторы с антисептиком. Рассказывает, что бывают случаи, когда дозаторы выходят из строя (не работают) или в них закончился антисептик.
— Нам важно посмотреть, чтобы соблюдался распорядок дня. Особое внимание уделяется времени приема пищи — график не должен сбиваться, — отметила Т. Островская.
Из информационного стенда понятно — сейчас в «Энергетике» проходит смена, посвященная интернет-ресурсам. Нынешняя — в тематике Viber, а следующая перенесет мальчишек и девчонок в пространство YouTube.
— Все отряды у нас дистанцированы. Уменьшено количество общелагерных мероприятий, больше собираем поотрядно, — делится особенностями работы в связи с COVID-19 начальник лагеря.
Пока дети покинули блоки и наслаждаются беззаботным отдыхом на улице, в комнатах самый разгар уборки.
— Она проходит после ночного сна, обеденного и перед сном. До ситуации с ковидом уборки проводились дважды. Сейчас же введена дополнительная уборка (перед сном). Одна из уборок обязательно проводится с дезинфицирующим средством. Смотрим, чтобы оно было активно по отношению к вирусам, — поясняет, параллельно проводя ревизию, заведующая отделением гигиены детей и подростков. — По качеству уборки бывают вопросы. Иногда уборщицы моют пол, а подоконники, труднодоступные места так и остаются в пыли. Еще один пунктик: небрежное хранение личных вещей детьми. Например, полотенце на полу валяется.
Заглядывает проверяющая и в тумбочки: там не должно оказаться скоропортящихся продуктов.
— Если продукты находят, то медработник обязан забрать их и проинформировать об этом родителей, — отметила Т. Островская.
Запасов не обнаружено, а в комнате царят чистота и порядок.
— По нормам, пока детей нет, помещение должно проветриваться. Когда такая жара, окна можно держать открытыми постоянно, в том числе в присутствии детей. Единственное, никаких сквозняков. Если окна закрыты, когда в комнатах никого нет, это замечание, — поясняет тонкости Т. Островская. — В случае дождливого и холодного лета администрация лагеря должна принимать решение о включении отопления. На такой случай в этом лагере есть своя котельная. Мы давно поднимали вопрос, чтобы была возможность подтапливать лагеря, даже деревянные домики старого типа. Сейчас во всех лагерях в Минске эта возможность есть.
Напоследок проверяем и воду в холле. На бутыли должна быть дата вскрытия, а срок хранения не превышать допустимый.
— Воде особое внимание из-за жары. Обычно она долго не застаивается, но мы фиксировали случаи, когда бутилированная вода отсутствовала (бутыль несвоевременно заменялась) или не было стаканчиков, — подытожила заведующая отделением гигиены детей и подростков.
Пищевой блок
Больше всего времени уходит на проверку пищеблока, ведь фронт работ начинается от хранения овощей и заканчивается документацией.
Начинаем со склада, где в прохладе лежат мешки картошки и капусты. Температурный режим хранения здесь явно соблюден. Но, к сожалению, бывает и не так.
— Иногда выявляем, что овощи лежат в помещениях без кондиционера. Обычно это повод для их браковки (подвявших и загнивших овощей быть не должно). Смотрим и сроки реализации, — отметила Т. Островская.
Специалист рассказала и о том, что порой в жару холодильники выходят из строя. На такой случай должен иметься запасной — здесь как раз замечаем такой.
Потом выборочно берут пачки с бакалеей, в том числе стоящие глубже. Важно, чтобы товары из предыдущей партии не оказались подальше и после не стали просроченными. Лагерь «Энергетик» обслуживает Комбинат школьного питания г. Минска, который завозит продукты в понедельник, среду и пятницу. Поэтому больших складов здесь не бывает.
На кухне тем временем готовятся к обеду. Проходим по всем этапам приготовления — проблем не обнаружено. Открываем холодильник с суточными пробами: тем, что дети ели вчера. Одна порция с каждого приема пищи помещается в стерильную посуду. Если вдруг что-то случится, первым делом санитарно-эпидемиологическая служба проверит эти блюда.
Помещение пищеблока уже заполнил аромат жареного мяса. Интересуемся, не обязан ли повар, который обжаривает мясо, быть в перчатках.
— Они нужны только при работе с тем, что не подвергается повторной термической обработке. Например, салаты. А мясо потом будет еще запекаться в духовом шкафу или параконвектомате, — комментирует специалист.
Когда все будет готово, бракеражная комиссия проверит блюда на внешний вид, запах, вкус и другие показатели. А пока смотрим, все ли в порядке в бумагах.
— Вот написано меню на сегодня, какие блюда и в каком объеме должны получить дети. Вот в этой графе отмечается С-витаминизация. Но записей в ней нет. Здесь может быть так: либо С-витаминизацию проводят, но данные не вносят, либо витамина нет и это не делается. У вас он есть? — задала вопрос Т. Островская сотрудникам лагеря.
Витамин оказался на месте. Его как раз собирались добавлять в сегодняшний компот из яблок. Но с ведением документов вышла промашка — сотрудники обещали исправиться и внести все данные.
— Проверяем и качество посуды при помощи мелкого порошка активированного угля. Если есть жир, после посыпки жирные пятна станут заметны. Можно провести также йодную пробу. Если йод посинеет и после смывания под сильной струей воды на посуде останутся желто-коричневые пятна, это значит посуда вымыта плохо, — разъясняет проверяющая.
Переходим в столовую, которая тоже претерпела некоторые изменения в связи с ковидными мерами.
— Раньше за большие столы сажали по 12 детей, теперь только по 6. Так соблюдаются меры дистанцирования, — комментирует начальник лагеря.
— Еще мы предлагаем кормить детей в несколько посадок. В этом лагере, например, в две, — рассказывает сотрудница санитарно-эпидемиологической службы. — Вообще важно, чтобы лагеря не комплектовали сверх проектной вместимости. Бывали случаи, когда в комнатах доставляли лишние кровати. Тогда принимаем меры административного воздействия.
На улице и занятиях по интересам
В такую жару воспитателям поручено следить и за наличием головного убора. Санитарно-эпидемиологическая служба рекомендует проводить прогулки до 12 часов дня и после 6 часов вечера и по возможности держаться в тени. Если на улице больше 24 градусов, под запретом активные виды спорта. Напоминает специалист и о соблюдении питьевого режима.
— В некоторых лагерях у детей есть индивидуальная посуда (бутылочки для воды). Но мы ее не советуем. Потому что не исключено, что один ребенок возьмет воду на улицу, второй — нет. И он попросит у первого. А это уже не очень хорошо с точки зрения гигиены. Поэтому мы рекомендуем, чтобы бутилированною воду и запас одноразовых стаканчиков брали педагоги.
Пока одни дети играют на улице, группа девочек занимается бисероплетением в так называемой кружковой.
— Отряды мы не смешиваем. Все сотрудники, которые ведут кружки, у нас в масках, — поясняет начальник «Энергетика». — Для руководителей кружков это не обязательно, но рекомендуется. Поэтому то, что они в маске, только плюс.
В завершение мониторинга нельзя пройти и мимо бассейна. В лечебном корпусе, где за дополнительную плату детям предлагают кислородные коктейли, электропроцедуры, массаж, специалист также проверят соблюдение ряда санитарно-эпидемиологических мероприятий, в том числе интересуется, как проводится обработка поверхностей.
Из бассейна каждый час берутся пробы. Журналы проверки в норме, а вода соответствует требованиям — заплывам быть.
— Недочеты в ходе мониторинга выявлены минимальные. На самом деле, большинство наших детских учреждений ответственно подходят к работе, и какие-то серьезные нарушения — это скорее исключение, — делится заведующая отделением гигиены детей и подростков.
Фото Павла Русака
Смотрите также: