От жилого массива к единственному дому. История исчезающей минской улицы
История предместья Уборки и Студенческой улицы — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Сегодня дореволюционные Уборки не узнать. Второй раз в своей 150-летней истории эта местность кардинально изменилась.
Столетия это был загородный лес. В 1870-е через Минск пролегло полотно железной дороги. При строительстве часть Неморшанской рощи, так по фамилии владельцев Неморшанских называли этот обширный лесной массив, вырубили. Тогда же стали активно застраивать примыкающее к железной дороги с южной стороны свободное пространство. В основном там селились те, кто работал на железной дороге. Местность получила название Борки или Уборки, что значит «у бора», «у леса». Строительство велось активно, новым улицам и переулкам стали присваивать названия. В Уборках появились Ново-Георгиевская, Дементьевская, Кирилловская, а также Самарская, Могилевская, Тифлисская, Борисовская и другие улицы. Одну из новых улиц навали Красивая.
Так, к началу XX века появился обширный одноэтажный жилой массив, который вошел в городскую черту и практически не менялся столетие. Продолжал он разрастаться и в советское время. В 1920-х тут появились одни из первых в столице кооперативные дома на несколько семей. Тогда же появились Студенческие улица и переулок. Они ничем не были связаны с высшим образованием, кроме как географической близостью к БГУ. Ведь проживали в бывших Уборках большей частью железнодорожники.
Даже война мало изменила эту часть Минска. Большинство домов вместе с хозпостройками, огородами и садами уцелели. Студенческая улица летом утопала в зелени, а зимой — в снегу. Ее жители за водой ходили на колонку или к колодцу, топили печи дровами. Это был обычный частный сектор со своими плюсами и минусами. Главным неудобством была железная дорога. Чтобы пройти в центр Минска, надо было делать изрядный крюк до переезда на улице Толстого. Или переходить по неудобному пешеходному мостику над железнодорожными путями.
Но это ничуть не смущало студентов, ставших в 60-80-е годы 20 века неотъемлемой частью района. Вспомните песенку Шурика «Я вам денежки принес…» из «Операции «Ы». Так было заведено и в Минске. Многие жители района сдавали свободную жилплощадь студентам БГУ и пединститута (ныне БГПУ им. Танка). На место в университетском общежитии могли рассчитывать лишь обладавшие льготами. Остальным предлагали официальное подселение. К сожалению, этот массовый прием учащейся молодежи в дома был эхом войны. В частном секторе осталось много одиноких вдов, чьи мужья не вернулись с фронта или рано умерли. На их плечи легла забота о хозяйстве, и молодые рабочие руки были как нельзя кстати. Сдавать жилье в аренду в Советском Союзе было нельзя. Но принимать студентов по представлению вузов официально разрешалось. Студенты получали на руки направление и сами договаривались с хозяйкой о сумме оплаты. Тут уже как повезет. Одни предоставляли жилье за символическую плату и работу по дому, другие же требовали только деньги.
Все изменилось в 1980-е. Проложили современную улицу Могилевскую. Частный сектор южнее нее снесли и застроили многоэтажным жильем. Постепенно стали пустеть дома на Студенческой улице. Вместо них появилось хранилище Национального банка, открытое в 2004 году.
После того, как начали строить третью линию столичного метрополитена, на Студенческой улице остался всего один дом! Когда его не станет – исчезнет и она. Но память об этом месте сохранится. На новой ветке метро появится станция Неморшанский сад. По имени владельцев усадьбы, а заодно и леса, давшего этому месту дореволюционное название Уборки.