От звонка до замка. Чем чреваты шутки о минировании объектов, и кто этим промышляет
В различные учреждения столицы (и не только) 1 октября нынешнего года поступили электронные письма об их минировании. Среди них оказались Национальная библиотека, университеты, больницы, школы. К счастью, ни одно сообщение не подтвердилось. Чем чреваты такие «шутки» и зачем люди сообщают о лжеминировании — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Как отметили в Следственном комитете, в последнее время произошел значительный рост преступлений в сфере электронного терроризма. Если в 2020-м в стране было зарегистрировано около 100 таких фактов, то за первое полугодие 2021-го — уже более 130.
Эти сообщения нередко поступают в преддверии значимых государственных событий и серьезно нарушают работу якобы заминированных организаций и объектов, доставляют неудобства гражданам. Сотрудники милиции, саперы, спасатели стараются минимизировать последствия: у них есть четкие инструкции, регламентирующие действия в таких чрезвычайных ситуациях. Однако подобные проверки всё равно требуют немалых усилий.
Как правило, неизвестные звонят в экстренные службы и говорят, что где-то в месте большого скопления людей заложено взрывное устройство. Случается, отправляют послания через интернет, полагая, что так их будет сложнее найти. Но даже во Всемирной паутине сегодня затеряться нереально. На поиски такого шутника просто уйдет немного больше времени.
Один пожилой минчанин распивал спиртное с приятелем, когда тому позвонили на мобильный телефон и попросили прийти в Городской отдел милиции. Пенсионер решил составить ему компанию. Ожидая знакомого, он захотел справить нужду, для чего пошел в детскую поликлинику № 25, расположенную неподалеку.
Когда минчанин уже направлялся к выходу, то споткнулся и упал. Кто-то из персонала сделал ему замечание, что негоже находиться в детском учреждении в нетрезвом виде. Это пенсионеру не понравилось, и он зачем-то ответил, что поликлиника заминирована и скоро взорвется.
На место происшествия тотчас прибыли сотрудники МЧС, милиции, кинологи с собаками и досконально проверили здание. Эвакуировать персонал и посетителей тогда не пришлось.
В ходе судебного заседания обвиняемый вину признал, в содеянном раскаялся. Согласно заключению эксперта, мужчина страдает синдромом зависимости от алкоголя. Oн мог в полной мере осознавать значение своих действий и руководить ими.
Суд назначил ему наказание в виде ограничения свободы на срок один год без направления в исправительное учреждение открытого типа. Кроме того, к гражданину применены меры принудительного лечения от хронического алкоголизма по месту жительства.
Еще одна неработающая 56-летняя минчанка получила судимость за то, что сообщила о готовящемся взрыве на детской площадке в Гомеле. В момент совершения преступления oна также находилась в изрядном подпитии, в какой-то момент задремала, и ей приснился сон, будто бы злоумышленники заминировали игровую зону во дворе. Проснувшись, она незамедлительно позвонила в службу «101» и подробно изложила свои сновидения диспетчеру, разумеется, выдав их за реальный факт.
По словам старшего прокурора отдела по надзору за соответствием закону судебных решений по уголовным делам прокуратуры г. Минска Жанны Барановой, в 2020 году за заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве судами столицы осуждены шесть граждан, в первом полугодии 2021-го — трое.
— В минувшем году мотивы совершения преступлений этой категории были следующие: по четырем уголовным делам — хулиганские, а также из мести другу и во избежание задержания сотрудниками милиции, — говорит Ж. Баранова. — В первом полугодии 2021-го по трем уголовным делам осужденные сообщали об опасности из хулиганских побуждений.
Собеседница отмечает, что заведомо ложная информация об опасности влечет уголовную ответственность, которая наступает с 14 лет. Наказание — от штрафа до семи лет лишения свободы. Всё зависит от размера причиненного ущерба, тяжести наступивших последствий и других обстоятельств. Крупным ущербом считается сумма от 250 базовых величин и более. Под тяжкими последствиями можно рассматривать нарушение работы вокзалов, общественного транспорта, аэропортов, срыв массового мероприятия.
За совершение подобных преступлений наряду с уголовной предусмотрена и гражданско-правовая ответственность. В результате действий шутников причиняется серьезный материальный ущерб, ведь по таким вызовам незамедлительно выезжают сотрудники милиции, МЧС, скорой медицинской помощи, саперы, кинологи, срывается работа учреждений и организаций. Но самое страшное, что такие сообщения наносят вред общественной безопасности, пугают людей.
— В целях неотвратимости материальной ответственности и оперативности возмещения ущерба от противоправной деятельности по лжеминированию прокуроры наделены правом предъявления в суды исков к виновным лицам, — рассказывает прокурор отдела по надзору за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам прокуратуры г. Минска Ксения Кострикова. — Например, в нынешнем году мужчина, будучи в состоянии алкогольного опьянения, позвонил в службу «102» и сообщил о готовящемся взрыве больницы. Туда тотчас выбыли оперативные службы. К счастью, информация оказалась ложной. Злоумышленника вскоре задержали — оказалось, ранее он уже привлекался к уголовной ответственности за аналогичное преступление.
Прокуратурой одного из районов столицы инициировано возбуждение в суде гражданского дела о взыскании с гражданина в пользу УСК по г. Минску, ГУВД Мингорисполкома и отдела Департамента охраны МВД Республики Беларусь имущественного вреда, ведь в ходе принятия мер реагирования по ложному сообщению ими были понесены материальные затраты. Решением суда они были взысканы с ответчика.
— Граждане должны понимать, что мнимая угроза влечет реальное наказание, а их на первый взгляд «безобидная» шутка о готовящемся взрыве может привести к наступлению в том числе и гражданско-правовой ответственности со значительными финансовыми потерями, — подчеркивает К. Кострикова.
Справочно
Получив сообщение о минировании объекта, оперативные службы всегда принимают неотложные меры по поиску взрывных устройств и недопущению возможных тяжких последствий.
В большинстве случаев «минерами» оказываются нетрезвые люди, реже — граждане, имеющие определенные психические отклонения.
За помощь в подготовке материала автор благодарит прокуратуру г. Минска
Смотрите также: