1200 90

«Отец не навязывал свое мировоззрение». Художник Андрей Басалыга — о семейной династии и творческом поиске

Во Дворце искусства демонстрируются графические работы выдающегося художника Владимира Басалыги и его сына Андрея. Выставки «Моя исповедь» и «Онтология» приурочены к юбилеям авторов 80 и 50-летию.  К сожалению, Владимир Самойлович не дожил до открытия экспозиции буквально три месяца. О наследии отца, семейной династии и творческих экспериментах корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал Андрей Басалыга.

Андрей Басалыга Андрей Владимирович, ваша и отцовская графика впервые экспонируются вместе. Когда появилась такая идея?

Достаточно давно лет десять назад, но все как-то не складывалось. Папа относился к искусству настолько трепетно и самоотверженно, что не разделял свое творчество или мое. Мы жили общей семьей, творческие вопросы — одни из приоритетных в обсуждении.  Я благодарен ему, что никогда не заставлял меня думать так, как он, не навязывал свое мировоззрение. Это очень мудрая и правильная позиция любого учителя, родителя, когда детей не ограничивают в выборе, а предоставляют весь спектр возможностей. Мы были коллегами, которые понимали, уважали друг друга. Идея выставки родилась сама по себе: хотели показать, как люди из одной среды идут своими дорогами, гармонию противоположностей и взаимосвязь между ними. У нас разное восприятие мира, но мы говорим об одном и том же культуре, истории, человеке. Очень жалко, что он не дожил до этого события. Ведь это не только наша первая совместная экспозиция, но и одна из первых больших персональных выставок отца в Минске.

Как так? Ведь он занимал значимые должности в Министерстве местной промышленности и Художественном фонде БССР, являлся деканом художественного факультета Академии искусств, много лет занимал руководящие посты в Белорусском союзе художников.

Выставки были, но не такие масштабные. Занимая эти должности, он не приобрел никаких наград и званий.  Отдавал приоритет другим, а себя немного в сторонку отодвигал.

1 Basalyga Uladzimir Произведения Владимира Басалыги демонстрируют богатство белорусской культуры и являются национальным достоянием. Какие работы для вас наиболее дороги?

Безусловно, классикой белорусской графики стали серии, посвященные памятникам архитектуры, родному языку, истории и культуре страны. Мне же интересны его ранние рисунки, когда он только формировался как художник. Они искренние, не стерильные. 

На выставке есть маляванка Алены Киш. Расскажите, как она там оказалась?

Отец родом со Случчины, как и Алена. В детстве он видел ее ковры, и их красочные образы сохранились в памяти. В 70-х стал искать эти маляванки. Благодаря ему мир узнал о ней. Что-то нашел у родственников, соседей по деревне. Некоторые небрежно относились к постилкам: накрывали ими картошку. Папе удалось собрать достаточно большую коллекцию, что-то он реставрировал и передал в музей в Заславле. Я еле уговорил его оставить в семье два ковра. Сейчас они украшают мой дом. Один из них и выставлен.

Pavel Rusak 8 of 28 3 Будучи на пенсии отец продолжал творить?

Последние работы датируются 2010-2015 годами. Это рисунки тушью. В основном писал мемуары, где рассказывал о своем детстве, родителях, знаковых событиях своей жизни и белорусском искусстве 1970-1990 годов: как оно формировалось, какие личности были. Это фундаментальный труд.  В планах издать книгу с его публицистикой и фотографиями произведений.

 Почему пошли по его стопам? Также закончили Глебовку, БГАИ, стали графиком.

  Папа хотел, чтобы кто-то из детей продолжил его дело. Он был увлечен человеком в искусстве, восхищался процессом творения. Для меня же рисование всегда было любимым занятием. В детстве видно, у кого есть склонности. Как у моих детей: старший сын не проявлял интереса к изобразительному искусству, увлекался компьютерными технологиями и сейчас занимается графическим и web-дизайном, а средний, когда взял в руки пластилин, так и не выпустил. Сразу понятно: это его страсть. Учится сейчас в колледже Ахремчика на скульптора. Так и у меня. Никогда не сомневался в своем выборе. Первым учителем считаю отца, брал уроки и у его брата моего дяди. Он тоже график.  Художниками по приказу не становятся – это внутренняя потребность. Сестра и брат не продолжили династию. Ирина стала лингвистом и искусствоведом, а Глеб ученый, физик-теоретик.

7 Basalyga Ul S Basalyga A Ul fota Kolchev Вы сразу стремились найти свой стиль?

Безусловно. И продолжаю экспериментировать. Убежден, дойдя до определенного уровня, нужно разворачиваться и идти по другой дороге. Надо пробовать, меняться, искать. Долгое время делал литографии, ныне работаю в офорте. Возможно, в будущем займусь живописью. Не ограничиваю себя в техниках все зависит от идеи. В первую очередь меня  интересует человек и система мироздания. Название выставки не случайно – «Онтология». Это наука о сущем, бытие.

Новейшая серия работ – «Тексты посланий». О чем они?

Художник это ретранслятор идей и не должен их объяснять. Главное почувствовать посыл и облачить его в форму, дать название. Пусть каждый воспринимает то, что ему откликается на своем эмоциональном уровне.

Вы продолжаете заниматься дизайном?

Студия существует, но акцента на ней уже не делаю. Дизайн это практическое применение своих знаний и навыков, чтобы решать насущные вопросы, которые ставит жизнь перед любым человеком. Оформлял интерьеры, занимался графическим, полиграфическим дизайном, но это все связано с творчеством.

Насколько востребованы произведения искусства в обществе?

Жизнь художника никогда не была безоблачной и сладкой.  В некоторые периоды они чувствовали себя хорошо, особенно те, кто отвечал требованиям государства. Настоящее творчество, эволюционное и революционное, всегда испытывало трудности.  Но все зависит от общества, его интеллектуальной подготовки. Этим должно заниматься государство и чуть ли не с детского сада формировать позитивное отношение к искусству. Белорусское общество не подготовлено к его восприятию, но есть люди, которые не могут существовать без него.

До того, как стать заместителем председателя Белорусского союза художников, вы возглавляли секцию «Графики». На каком уровне развития этот вид искусства? Не заменяют ли традиционные техники компьютерными?

Сейчас переломный момент. Пришли молодые художники, которые желают этим заниматься, поглощены процессом. У них другое мышление, идет трансформация графики. Молодежь без компьютера не может существовать, и мы никуда не денемся от него. У старшего поколения он вызывает страх, но я самостоятельно освоил и воспринимаю как мощный инструмент для работы. Компьютер не выдает готовых результатов, все в голове у художника.

Pavel Rusak 23 of 28 kopiya 1 Вы хотели в этом году организовать в Минске международное биеннале графики. Состоится ли?

В связи с эпидемической ситуацией все стремления не актуальны, но идею сохранили. Пока остаемся на уровне Беларуси и проведем в 4-й раз наш проект «Графика года». Художники ведь работают и хотят показать свои  произведения публике, посмотреть, как они выглядят на фоне коллег.  Ежегодная выставка стала хорошим стимулом для них. Авторы получают признание, избранные произведения закупил Национальный художественный музей. В этом году экспозиция состоится в ноябре-декабре в рамках масштабного фестиваля современного искусства «Арт-Минск». Параллельно пройдет первое триеннале живописи, графики и скульптуры Белорусского союза художников. Раньше мы проводили биеннале, но решили делать конкурс раз в 3 года. Экспозиции развернутся на площадках Дворца искусства, галерей «Мастацтва» и «Беларт», галереи Михаила Савицкого.

Из-за фестиваля перенесли на начало 2021 года нашу с женой выставку. Ольга – замечательный график, нам обоим исполнилось в этом году по 50 лет. Вместе с ней идем по жизни со студенческой скамьи. Мы разные художники, но любим творчество друг друга. Конкуренции у нас нет, есть взаимопонимание и поддержка.  Споры и дискуссии, безусловно, тоже присутствуют.

Также могу анонсировать, что в следующем году союз художников организует триеннале концептуального современного экспериментального искусства «Contemporary art». Представим видео, инсталляция, перформансы. Они стали частью нашей реальности, и мы не можем себя от этого ограждать.

Справочно

Выставки «Моя исповедь» и «Онтология» продлятся по 17 сентября.

Фото Павла Русака и из архива А. Басалыги

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
В столице завершился VI Фестиваль боевых искусств «Минский рубеж»

Фестиваль боевых искусств «Минский рубеж» торжественно завершился в Заводском районе 24 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

izobrazhenie viber 2024 11 24 15 40 52 912

Состязания проходили в течение трех дней на спортивных площадках двух локаций — средней школы № 210 и Физкультурно-спортивного центра детей и молодежи Заводского района. Турниры были организованы по пяти видам спорта: бокс, каратэ традиционное, дзюдо, Вьет Во Дао, каратэ WKF (олимпийская версия). В общей сложности участие в разных весовых и возрастных категориях (от 6 до 16 лет) приняли более 600 девочек и мальчиков со всех регионов Беларуси.

Почетными гостями фестиваля стали министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Масляк, министр антимонопольного регулирования и торговли — председатель Белорусской федерации каратэ Алексей Богданов, глава администрации Заводского района Владимир Шибеко и главный тренер национальной команды по боксу Магомед Арипгаджиев.

izobrazhenie viber 2024 11 24 15 36 56 911

— Боксерский турнир был организован на высоком уровне, — отметил заслуженный мастер спорта, участник Олимпийских игр 2012 года в Лондоне Сергей Корнеев. — Понравилась атмосфера этого спортивного праздника и накал бойцовских поединков, оценку которым давали компетентные арбитры. Болельщики активно поддерживали своих представителей. Я всего три года тренирую детей при СДЮШОР по боксу и скалолазанию, но задатки вырасти в больших мастеров увидел у многих участников турнира. Понравились ребята с боксерского клуба «Медведь» из Дзержинска и ряда столичных клубов. Все в их руках, как говорится, дисциплина, упорство и труд — все перетрут.

— Очень благодарны администрации Заводского района, ее службам и неравнодушным спонсорам, оказавшим посильное содействие в проведении столь масштабного спортивного мероприятия, — сказал директор районного ФСЦДиМ Валерий Журавкин. — Каждый год мы стараемся не повторяться и вносить какие-либо изменения в программу фестиваля. Сейчас в нее добавилась новая дисциплина — Вьет Во Дао.

Все победители и призеры соревнований награждены дипломами, медалями и ценными призами. Удостоверения и значка мастера спорта по Вьет Во Дао удостоился минский школьник Артём Нестеров.

Фото администрации Заводского района

Какого цвета выбрать фликер, и как правильно его носить

«На осенних каникулах семилетняя дочка гостила у бабушки в деревне и однажды дотемна заигралась с местными ребятами, после чего пришла домой в слезах: у всех ее новых друзей на одежде были яркие цветные фликеры, а у нее — нет. В срочном порядке моим родителям пришлось покупать ей световозвращатели, о которых мы, живя в Минске, почему-то не задумывались. В городе они вообще нужны?» — спрашивает минчанка Ангелина с ул. Грушевской.

10503

Они нужны и в городе, и за его пределами, чтобы обеспечить вашу безопасность, — подчеркнул участковый инспектор Московского РУВД старший лейтенант милиции Виталий Рыбак. — Например, осенью продолжительность светового дня значительно сокращается — утром, когда дети идут в школу, еще темно. В сумерках и при утреннем тумане водителю непросто заметить пешехода даже на близком расстоянии — границы проезжей части сливаются с тротуаром или обочиной, а силуэты людей в темной одежде едва различимы. Чтобы обезопасить себя и ребенка, жизненно необходимо помочь водителю вас заметить, например надеть несколько ярких фликеров.

Ситуации, когда наличие световозвращающих элементов требуется по закону, приведены в главе 17 Правил дорожного движения. Так, по общему правилу фликеры обязательны в темное время суток для пешеходов при движении по краю проезжей части дороги или обочине (п. 17.1 ПДД).

Также световозвращатель необходим в темное время суток или при недостаточной видимости дороги при движении на средстве персональной мобильности (п. 17.4). Кроме того, на СМП должны быть установлены и включены фара или фонарь.

Еще одно требование (п. 149 ПДД) касается велосипедистов, но с оговоркой — при движении вне населенных пунктов. В темное время суток или при недостаточной видимости дороги велосипедист должен быть в одежде повышенной видимости со световозвращающими элементами (за исключением движения по велосипедной дорожке).

При нарушении требований ПДД человек без фликера может быть привлечен к административной ответственности и получить штраф — от 1 до 3 базовых величин.

Правила содержат и рекомендательные нормы. Так, пешеходу желательно обозначить себя световозвращающим элементом в темное время суток еще и при пересечении проезжей части дороги вне пешеходных переходов (п. 17.3).

Все эти нормы имеют обоснование: фликеры повышают видимость на неосвещенной дороге, снижая риск наезда на 65 %. Свет отражается от специального покрытия, что позволяет водителю увидеть человека в ближнем свете фар за 130–140 м (без фликеров — за 25–30 м), а в дальнем — за 400 м. Это дает возможность вовремя остановить машину или объехать пешехода.

Конкретных требований к световозвращателям нет, однако коллеги из ГАИ подготовили несколько советов исходя из их практики:

— лучше выбирать фликеры двух цветов — белого и лимонного (красные, синие, зеленые и другие малоэффективны);

— крепить фликер следует на части тела, которые движутся и тем самым привлекают больше внимания, — руки, ноги;

— если вы забываете надевать фликеры, можно купить верхнюю одежду, которая полностью или частично (элементы в виде лент или узоров) выполнена из световозвращающих материалов;

— особенно важно снабдить фликерами детей, которые нередко проявляют беспечность и могут случайно выйти на дорогу;

— чем больше фликеров, тем лучше. Их количество не только влияет на заметность пешехода на дороге, но и снижает риск ДТП с их участием.

Напоминаем: в столице участковые инспекторы милиции по средам с 17:00 до 20:00 ведут прием граждан в общественных пунктах охраны правопорядка. Желающие могут обратиться к правоохранителям по вопросам, относящимся к компетенции органов внутренних дел.

Подготовила Мария Квашевич