«Отец не навязывал свое мировоззрение». Художник Андрей Басалыга — о семейной династии и творческом поиске
Во Дворце искусства демонстрируются графические работы выдающегося художника Владимира Басалыги и его сына Андрея. Выставки «Моя исповедь» и «Онтология» приурочены к юбилеям авторов — 80 и 50-летию. К сожалению, Владимир Самойлович не дожил до открытия экспозиции буквально три месяца. О наследии отца, семейной династии и творческих экспериментах корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал Андрей Басалыга.
— Андрей Владимирович, ваша и отцовская графика впервые экспонируются вместе. Когда появилась такая идея?
— Достаточно давно — лет десять назад, но все как-то не складывалось. Папа относился к искусству настолько трепетно и самоотверженно, что не разделял свое творчество или мое. Мы жили общей семьей, творческие вопросы — одни из приоритетных в обсуждении. Я благодарен ему, что никогда не заставлял меня думать так, как он, не навязывал свое мировоззрение. Это очень мудрая и правильная позиция любого учителя, родителя, когда детей не ограничивают в выборе, а предоставляют весь спектр возможностей. Мы были коллегами, которые понимали, уважали друг друга. Идея выставки родилась сама по себе: хотели показать, как люди из одной среды идут своими дорогами, гармонию противоположностей и взаимосвязь между ними. У нас разное восприятие мира, но мы говорим об одном и том же — культуре, истории, человеке. Очень жалко, что он не дожил до этого события. Ведь это не только наша первая совместная экспозиция, но и одна из первых больших персональных выставок отца в Минске.
— Как так? Ведь он занимал значимые должности в Министерстве местной промышленности и Художественном фонде БССР, являлся деканом художественного факультета Академии искусств, много лет занимал руководящие посты в Белорусском союзе художников.
— Выставки были, но не такие масштабные. Занимая эти должности, он не приобрел никаких наград и званий. Отдавал приоритет другим, а себя немного в сторонку отодвигал.
— Произведения Владимира Басалыги демонстрируют богатство белорусской культуры и являются национальным достоянием. Какие работы для вас наиболее дороги?
— Безусловно, классикой белорусской графики стали серии, посвященные памятникам архитектуры, родному языку, истории и культуре страны. Мне же интересны его ранние рисунки, когда он только формировался как художник. Они искренние, не стерильные.
— На выставке есть маляванка Алены Киш. Расскажите, как она там оказалась?
— Отец родом со Случчины, как и Алена. В детстве он видел ее ковры, и их красочные образы сохранились в памяти. В 70-х стал искать эти маляванки. Благодаря ему мир узнал о ней. Что-то нашел у родственников, соседей по деревне. Некоторые небрежно относились к постилкам: накрывали ими картошку. Папе удалось собрать достаточно большую коллекцию, что-то он реставрировал и передал в музей в Заславле. Я еле уговорил его оставить в семье два ковра. Сейчас они украшают мой дом. Один из них и выставлен.
— Будучи на пенсии отец продолжал творить?
— Последние работы датируются 2010-2015 годами. Это рисунки тушью. В основном писал мемуары, где рассказывал о своем детстве, родителях, знаковых событиях своей жизни и белорусском искусстве 1970-1990 годов: как оно формировалось, какие личности были. Это фундаментальный труд. В планах издать книгу с его публицистикой и фотографиями произведений.
— Почему пошли по его стопам? Также закончили Глебовку, БГАИ, стали графиком.
— Папа хотел, чтобы кто-то из детей продолжил его дело. Он был увлечен человеком в искусстве, восхищался процессом творения. Для меня же рисование всегда было любимым занятием. В детстве видно, у кого есть склонности. Как у моих детей: старший сын не проявлял интереса к изобразительному искусству, увлекался компьютерными технологиями и сейчас занимается графическим и web-дизайном, а средний, когда взял в руки пластилин, так и не выпустил. Сразу понятно: это его страсть. Учится сейчас в колледже Ахремчика на скульптора. Так и у меня. Никогда не сомневался в своем выборе. Первым учителем считаю отца, брал уроки и у его брата — моего дяди. Он тоже график. Художниками по приказу не становятся – это внутренняя потребность. Сестра и брат не продолжили династию. Ирина стала лингвистом и искусствоведом, а Глеб — ученый, физик-теоретик.
— Вы сразу стремились найти свой стиль?
— Безусловно. И продолжаю экспериментировать. Убежден, дойдя до определенного уровня, нужно разворачиваться и идти по другой дороге. Надо пробовать, меняться, искать. Долгое время делал литографии, ныне работаю в офорте. Возможно, в будущем займусь живописью. Не ограничиваю себя в техниках — все зависит от идеи. В первую очередь меня интересует человек и система мироздания. Название выставки не случайно – «Онтология». Это наука о сущем, бытие.
— Новейшая серия работ – «Тексты посланий». О чем они?
— Художник — это ретранслятор идей и не должен их объяснять. Главное — почувствовать посыл и облачить его в форму, дать название. Пусть каждый воспринимает то, что ему откликается на своем эмоциональном уровне.
— Вы продолжаете заниматься дизайном?
— Студия существует, но акцента на ней уже не делаю. Дизайн — это практическое применение своих знаний и навыков, чтобы решать насущные вопросы, которые ставит жизнь перед любым человеком. Оформлял интерьеры, занимался графическим, полиграфическим дизайном, но это все связано с творчеством.
— Насколько востребованы произведения искусства в обществе?
— Жизнь художника никогда не была безоблачной и сладкой. В некоторые периоды они чувствовали себя хорошо, особенно те, кто отвечал требованиям государства. Настоящее творчество, эволюционное и революционное, всегда испытывало трудности. Но все зависит от общества, его интеллектуальной подготовки. Этим должно заниматься государство и чуть ли не с детского сада формировать позитивное отношение к искусству. Белорусское общество не подготовлено к его восприятию, но есть люди, которые не могут существовать без него.
— До того, как стать заместителем председателя Белорусского союза художников, вы возглавляли секцию «Графики». На каком уровне развития этот вид искусства? Не заменяют ли традиционные техники компьютерными?
— Сейчас переломный момент. Пришли молодые художники, которые желают этим заниматься, поглощены процессом. У них другое мышление, идет трансформация графики. Молодежь без компьютера не может существовать, и мы никуда не денемся от него. У старшего поколения он вызывает страх, но я самостоятельно освоил и воспринимаю как мощный инструмент для работы. Компьютер не выдает готовых результатов, все в голове у художника.
— Вы хотели в этом году организовать в Минске международное биеннале графики. Состоится ли?
— В связи с эпидемической ситуацией все стремления не актуальны, но идею сохранили. Пока остаемся на уровне Беларуси и проведем в 4-й раз наш проект «Графика года». Художники ведь работают и хотят показать свои произведения публике, посмотреть, как они выглядят на фоне коллег. Ежегодная выставка стала хорошим стимулом для них. Авторы получают признание, избранные произведения закупил Национальный художественный музей. В этом году экспозиция состоится в ноябре-декабре в рамках масштабного фестиваля современного искусства «Арт-Минск». Параллельно пройдет первое триеннале живописи, графики и скульптуры Белорусского союза художников. Раньше мы проводили биеннале, но решили делать конкурс раз в 3 года. Экспозиции развернутся на площадках Дворца искусства, галерей «Мастацтва» и «Беларт», галереи Михаила Савицкого.
Из-за фестиваля перенесли на начало 2021 года нашу с женой выставку. Ольга – замечательный график, нам обоим исполнилось в этом году по 50 лет. Вместе с ней идем по жизни со студенческой скамьи. Мы разные художники, но любим творчество друг друга. Конкуренции у нас нет, есть взаимопонимание и поддержка. Споры и дискуссии, безусловно, тоже присутствуют.
Также могу анонсировать, что в следующем году союз художников организует триеннале концептуального современного экспериментального искусства «Contemporary art». Представим видео, инсталляция, перформансы. Они стали частью нашей реальности, и мы не можем себя от этого ограждать.
Справочно
Выставки «Моя исповедь» и «Онтология» продлятся по 17 сентября.
Фото Павла Русака и из архива А. Басалыги