Ожившие трамваи блокадного Ленинграда и возрожденная «Европа» в Минске. Этот день в истории: 15 апреля
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 15 апреля в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1874 год. В Париже открывается первая выставка произведений художников-импрессионистов
Термин этот родился случайно. Поводом послужило название пейзажа Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» (от фр. impression — впечатление), который экспонировался как раз на той выставке.
Помимо картин Моне были представлены полотна Пьера Огюста Ренуара, Камиля Писсарро, Поля Сезанна, Эдгара Дега. Непризнанные парижские художники сами организовали выставку своих работ в мастерской фотографа Надара на бульваре Капуцинок. Итоги были для них разочаровывающими как в финансовом плане, так и в отношении налаживания положительных контактов с публикой и собирателями живописи.
Критика встретила новую живопись грубыми насмешками и даже травлей. Правда, уже с конца 1880-х годов многие приемы импрессионистов были подхвачены представителями академического и салонного искусства. Дега по этому поводу заметил: «Нас расстреливали, но при этом обшаривали наши карманы». А когда импрессионизм окончательно вошел в моду, известную картину Дега «Танцовщицы, тренирующиеся у стойки» продали за 500 тыс. франков. Удивленный автор отреагировал: «Художник, который написал это, не обязательно слабоумный; но тот, кто заплатил за это 500 тысяч франков, самый настоящий идиот».
1942 год. В блокадном Ленинграде восстановлено движение трамваев, остановившихся на четыре месяца из-за нехватки электроэнергии
Подача электроэнергии прекратилась 8 декабря 1941 г. так неожиданно, что десятки трамваев и троллейбусов застряли посреди улиц. Всю самую суровую блокадную зиму разбитые и засыпанные снегом вагоны навевали на ленинградцев грусть. Ольга Берггольц писала: «У Лавры на путях цепь трамваев с выбитыми стеклами, с сугробами на скамейках… Неужели мы в этом когда-то ездили? Странно! Я шла мимо умерших трамваев в каком-то другом столетии, в другой жизни».
Работы по восстановлению трамвайного движения начали в конце зимы. К 5 марта закончили ремонт путей, предусмотренный первой очередью восстановительных работ. 7 марта в городе пошел первый, пока еще грузовой, трамвай. Наконец 15 апреля начали движение и пассажирские трамваи.
Для того чтобы понять, каким радостным событием это стало для ленинградцев, какой отклик вызвало в их сердцах, приведем их воспоминания о том знаменательном дне:
«…И вдруг откуда-то издалека донесся трезвон. Почудилось? Нет! <…> Невольно прибавил шагу. Гляжу, а от Главного штаба выезжает на Невский трамвай. Через переднее стекло моторного вагона видно сияющее радостью лицо вагоновожатой. А нога ее то и дело выжимает педаль звонка, который созывает отовсюду людей, — смотрите, радуйтесь, мы выжили!»
«На углу улицы Гоголя какая-то старушка упала на колени и осеняла крестом медленно и торжественно двигавшийся вагон трамвая. И хотя «двенадцатый» был мне не по пути, я не мог отказать себе в удовольствии протолкнуться в переполненный вагон, купить билет и проехать хотя бы две остановки до угла Садовой. Здесь в моторный вагон вскочила девушка в ватнике и, расцеловав вожатую, улыбаясь, соскочила обратно».
«Я работала санитаркой в эвакогоспитале № 68 на углу Большой Пушкарской. Ни воды, ни света. И вот в такой палате почти умирающие вдруг закричали: «Ребята, победа! Ур-р-р-а! Ур-р-р-а!» И полезли кто как мог к окнам. Оказывается, зазвенел трамвайный звонок и прошел трамвай, который всю зиму стоял на Большом проспекте. Если бы вы видели, сколько было радости!»
1989 год. Трагедия на стадионе «Хиллсборо» — самая чудовищная в истории английского футбола
Во время полуфинального матча Кубка Англии между «Ливерпулем» и «Ноттингем Форест» на стадионе «Хиллсборо» в Шеффилде в давке погибли 96 человек и более 700 получили ранения разной степени тяжести.
Трагедия стала следствием целой серии неграмотных действий стюардов и грубейших ошибок, допущенных непрофессионально сработавшими полицейскими, не сумевшими совладать с толпой.
К моменту начала встречи у входа на стадион еще толпилось большое количество зрителей. И тогда шеф местной полиции Дэвид Данкенфилд принял роковое решение. «У всех есть билеты? — спросил он. — Поднимите их!» Когда болельщики выполнили требование, офицер, посчитав, что безбилетников совсем немного, отдал приказ открыть ворота и пропустить всех без проверки. Как раз в это время начался матч, и вошедшая на стадион толпа хлынула на ближайшую трибуну, которая уже была практически заполнена. Началась страшная давка. Люди, пытаясь вырваться из нее, хотели прорвать металлическое ограждение, однако стражи порядка и стюарды приняли это за попытку прорыва на поле и принялись избивать болельщиков дубинками.
На шестой минуте матч был остановлен и решетки открыты, только тогда зрители смогли спастись на поле. На месте скончались 82 человека, еще 14 умерли от полученных травм в больницах Шеффилда. Среди погибших были мужчины и женщины, дети и взрослые. Самой молодой жертвой трагедии стал 10-летний Джон-Пол Джилхули, двоюродный брат будущего капитана «Ливерпуля» Стивена Джеррарда. А самой возрастной, по странному совпадению, — также брат игрока «Ливерпуля» Кевина Барона, 67-летний Джерард Барон.
Спустя четыре дня после трагедии бульварная газета The Sun опубликовала на первой полосе «сенсационный» репортаж под заголовком «Правда», в котором правды не было ни на грош. В публикации утверждалось, что в гибели болельщиков виноваты пьяные фанаты «Ливерпуля», прорвавшиеся в заполненный сектор. Мало того, они во время давки якобы мочились на тела своих погибших товарищей, мародерствовали, обчищая карманы жертв, и избивали полицейских, делавших искусственное дыхание пострадавшим.
Только в 2012 г. был опубликован 395-страничный отчет Независимой комиссии по расследованию причин трагедии, который подтвердил: болельщики «Ливерпуля» были несправедливо обвинены в случившемся с подачи полицейских, стремившихся уйти от ответственности. И только в 2016-м суд присяжных вынес решение, что трагедия произошла по вине полиции.
2002 год. Провал американского проекта космической железной дороги
Накануне агентство Reuters сообщило о завершении американскими астронавтами монтажа экспериментального участка первой в истории освоения околоземного пространства космической железной дороги. Трасса, по которой со скоростью три сантиметра в секунду предстояло передвигаться специальной транспортной вагонетке, являлась центральной частью более крупной конструкции, которую еще предстояло смонтировать в будущем, и длина которой должны была составлять около 180 м. На ней предполагалось закрепить гигантские солнечные батареи.
Однако 15 апреля американские астронавты с сожалением вынуждены были признать, что небольшой рельсовый участок, доставленный на Международную космическую станцию экипажем шаттла «Атлантис», на создание которого затрачено более 800 млн долларов, не функционирует. По сообщению NASA, подвижная платформа после остановки в заданном месте не смогла зафиксироваться — не сработал автоматический замок, чего ни разу не случалось при наземных испытаниях. Предполагалось, что вагонетка, ползая по поверхности МКС, будет перевозить пятнадцатиметровый кран-манипулятор «Канадарм», используемый при строительстве станции. Но из этой дорогостоящей затеи так ничего и не вышло.
2004 год. Президент Александр Лукашенко поручает председателю Мингорисполкома Михаилу Павлову восстановить здание гостиницы «Европа», уничтоженное в годы войны
Гостиницу, принадлежавшую богатому купеческому роду Поляковых, построили на заре XIX века, когда Минск был частью Российской империи, на перекрестке площади Верхнего рынка (ныне Свободы) и Губернаторской улицы (теперь Ленина). Изначально здание имело всего два этажа. После пожара 1884 г. гостиница была реконструирована, подросла на один этаж и стала называться «Европа». В начале XX века ее вновь перестроили — на сей раз в модном тогда в России стиле модерн. Здание приобрело три дополнительных этажа, став самым крупным гражданским сооружением дореволюционного Минска.
В каждом из 130 номеров обновленной «Европы» были центральное отопление, ванна, электроосвещение и телефон. Здесь же появился первый в городе лифт. Неудивительно, что в этом отеле останавливались почти все гастролировавшие в Минске известные актеры и музыканты. За постояльцами к поездам высылался автомобиль или экипаж. При «Европе» работали первоклассный ресторан, дамская и мужская парикмахерские, а также крупнейший в городе книжный магазин с собственным читальным залом.
История легендарного отеля, ставшего визитной карточкой Минска, оборвалась внезапно. Здание было полностью уничтожено первыми же бомбежками фашистской авиации в июне 1941 г.
К 1990-м годам минчане о гостинице уже не вспоминали. Они привычно заходили в торговый павильон, расположенный на ее месте, чтобы полакомиться мороженным. Об утраченном знаковом объекте напомнил Президент.
«Я хочу видеть столицу, которая сохранила лучшие черты из прошлого, традиционные. Сохранила историческое наследие, которое здесь осталось. А где потеряли — восстановить. Так, мы будем гостиницу «Европа» восстанавливать. Она небольшая, но она когда-то была у нас, и мы ее должны восстановить. Как ратушу восстановили, как торговые ряды восстанавливаем. И дальше будем так же этим заниматься, чтобы пользу для народа приносить. То есть надо восстановить историю города Минска». Так обозначил Глава государства свою позицию, отвечая на вопросы журналистов в 2004 г.
В 2007 г. возрожденная «Европа» — первый в Беларуси пятизвездочный отель — распахнула свои двери для посетителей. Так в Минске началась активная реализация гостиничных проектов. Уже в 2008-м в городе с участием зарубежного капитала строились восемь гостиничных комплексов и еще десять находились в стадии проработки.