Памятник «мрачному» Гоголю, бойкот Олимпиады-84 и смерть Евгения Крылатова. Этот день в истории: 8 мая
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 8 мая в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1794 год. По обвинению в коррупции, абсолютно бездоказательному, казнен на гильотине «отец современной химии» Антуан Лоран Лавуазье
Перед казнью ученый просил немного отсрочить исполнение приговора — до завершения проводимого им опыта, но ему было отказано. Представьте, сожалел не о том, что голову отрубят, а том, что сделают это прежде, чем он закончит важное для науки исследование!
Современники свидетельствуют, что Лавуазье был буквально ослеплен наукой и, как это нередко случается с гениями, жил как бы в нереальном времени. А его палачи были ослеплены невежеством. «Родина не нуждается в ученых», — заявил председатель революционного трибунала Коффиналь (так и заявил — исторический факт) — и голова великого естествоиспытателя легла на плаху.
По свидетельству жены казненного, ученые, которые должны были бы выступить в защиту коллеги, трусливо самоустранились и ничего не сделали для его спасения. Останки Лавуазье были захоронены в общей могиле на кладбище Эрранси. Эпитафией стали слова известного математика Жозефа Луи Лагранжа: «Понадобилось одно мгновение, чтобы отрубить эту голову, но и столетия будет мало, чтобы создать подобную ей».
1909 год. В Москве у Арбатской площади открывают памятник Гоголю работы скульптора Николая Андреева
Монумент возвели к столетию писателя на деньги, собранные по всенародной подписке. Памятник многим не понравился. Ждали Гоголя во всей славе, классика русской литературы. А получилось совсем другое. Андреев изобразил Гоголя в период его душевного кризиса, утратившим веру в свое творчество, опустошенным, глубоко погруженным в скорбные размышления. Журналист Сергей Яблоновский, защищая работу скульптора и осуждая вкусы публики, писал: «Не захотят этого памятника с больным Гоголем, не захотят пугливо кутающейся фигуры, дрожащего от холода, прячущегося от людей, с птичьим профилем, с бессильно поникшей головой. Страшный, кошмарный символ. Вы смеялись, вы радовались его неудержимому юмору, а вот он: холодно ему, и вы не можете согреть его. Один он, и вы не можете сделать так, чтобы исчезло его одиночество, вы, Чичиков, вы, Манилов, вы, Хлестаков, вы, дама просто приятная во всех отношениях».
На своем первоначальном месте, Пречистенском бульваре, памятник простоял 42 года. В 1951-м его перенесли на территорию Донского монастыря, а в 1959 г. установили во дворе бывшей усадьбы графа Александра Толстого на Никитском бульваре. В этом доме Гоголь провел последние четыре года жизни.
Сегодня памятник Гоголю работы Андреева называют шедевром и признают одной из лучших скульптур на улицах российской столицы.
1949 год. В Берлине торжественно открывают памятник «Воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом»
В память о более чем 20 тыс. советских солдат, погибших при взятии столицы фашистской Германии, по окончании Второй мировой войны в Берлине построено три памятника. Эти мемориалы — не только памятники Великой Победе, но и воинские захоронения.
Один из них — грандиозный мемориальный комплекс в Трептов-парке — самый большой и самый известный из подобных памятников в мире наряду с Мамаевым курганом в России. Центральным монументом в комплексе является памятник Воину-освободителю — это фигура советского солдата, в одной руке которого — меч, разрубающий фашистскую свастику, на другой — спасенная из развалин поверженного Берлина маленькая немецкая девочка. С учетом высоты холма и цоколя общая высота монумента составляет около 30 м. На саркофагах комплекса высечены многочисленные цитаты Сталина на русском и немецком языках.
Мемориал возводился в течение трех лет. Авторский коллектив возглавляли архитектор Яков Белопольский и скульптор Евгений Вучетич. Место для мемориала было выбрано советским командованием, а для строительства использовали гранит из рейхсканцелярии Гитлера. К работе также привлекли немецких скульпторов, каменотесов и рабочих. Фигуру Воина-освободителя изготовили в Ленинграде — 13-метровый памятник отлили из бронзы весом в 72 т. В Берлин его переправляли частями водным путем.
По государственному договору между СССР и ФРГ от 1990 г., Федеративная Республика взяла на себя обязательства по уходу и необходимой реставрации памятников и других захоронений советских воинов на территории Германии.
1984 год. СССР объявляет о бойкоте Олимпийских игр в Лос-Анджелесе
Формальным поводом для принятия такого решения стал отказ предоставить СССР и другим социалистическим странам письменные гарантии безопасности, отказ властей США разрешить «Аэрофлоту» чартерные рейсы для доставки советской делегации, а также отказ принять в порту Лос-Анджелеса теплоход «Грузия», который планировалось использовать как олимпийскую плавучую базу. Но все понимали, что это прежде всего политическое решение — ответный шаг Кремля на бойкот многих стран Запада, в том числе и США, московской Олимпиады-80.
10 мая в Москву прилетел президент МОК Хуан Антонио Самаранч. Он надеялся на встрече с первым лицом государства разъяснить ошибочность принятого решения. Однако его принял лишь заместитель председателя Совета Министров, курировавший вопросы связи. Расстроенный Самаранч уехал ни с чем.
Таким образом, международное олимпийское движение потеряло 8 лет. Ведь до сих пор Олимпиады в Москве и Лос-Анджелесе называют «неполноценными», поскольку на них не было столь жесткой конкуренции, какая могла бы быть в случае участия в олимпийских турнирах всех сильнейших спортсменов.
2019 год. Уходит из жизни композитор, народный артист России Евгений Крылатов
Его музыка звучит более чем в 160 кинофильмах, а песни «Лесной олень», «Ольховая сережка», «Крылатые качели», «Три белых коня», «Вжик, вжик, уноси готовенького…» стали нестареющими хитами.
Крылатов родился в 1934 г. в небольшом городке Лысьва в Пермском крае в рабочей семье. Тяга к музыке проснулась с детства, да возможностей обучаться ей было немного. Но парнишка был упорным. «После седьмого класса я поступил в музыкальное училище. Никакого инструмента у нас, конечно же, не было. Мне купили самоучитель со специальным вкладышем, где была нарисована клавиатура, по ней я и учился играть», — вспоминал он. Талантливого юношу приняли в Московскую государственную консерваторию, где он учился на одном курсе с Альфредом Шнитке; чуть постарше были Родион Щедрин, Андрей Эшпай, Александра Пахмутова, Юрий Саульский.
«Какие-то песни я писал еще будучи студентом, относил их на радио, но это были безликие однодневки, — признавался композитор. — Своей первой настоящей песней считаю «Колыбельную Медведицы» из мультфильма «Умка», от нее и веду отсчет».
Крылатов гордился тем, что ему не приходилось писать музыку на заведомо плохие стихи: «Мне повезло работать с первоклассными поэтами — Беллой Ахмадулиной, Леонидом Дербеневым, Робертом Рождественским, Евгением Евтушенко, Ильей Резником, Игорем Шафераном, Михаилом Пляцковским». Но по-настоящему «своим» поэтом Евгений Павлович считал Юрия Энтина. Их творческий тандем существовал с 1970 г. Тогда Крылатова впервые пригласили в большой кинематограф. Нужно было написать песни к фильмам «Ох уж эта Настя!» и «Достояние республики». Так и появились на свет киношлягеры «Лесной олень» и «Песенка о шпаге».
Впервые, по словам Крылатова, он по-настоящему осознал, что попал в «живые классики», когда вдруг услышал, как в метро кто-то поет «Прекрасное далеко». А ведь эту песню — на стихи все того же Энтина — он написал за считанные минуты: «Стихи меня настолько вдохновили, что мелодия родилась моментально. Оставалось ее только записать в нотах. Прекрасные стихи».
«Судьба моих песен счастливая, — заявлял Крылатов. — В этом и моя заслуга, как композитора, и поэтов — моих соавторов, и артистов, в исполнении которых песни полюбились, но еще, что также важно, — были очень хорошие условия для пропаганды песни. Если выходил мультфильм, то его видела вся страна. Раньше ведь был прокат новых мультфильмов в кинотеатрах и по телевидению. Поэтому песня легко получала доступ к аудитории; поэтому у меня не было такого момента, когда б я вдруг проснулся «бешено знаменитым» — известность приходила от фильма к фильму, от песни к песне.
А к популярности отношусь с иронией, особенно сейчас, когда такие колоссальные средства раскрутки — вкладывают деньги, «раскручивают» песню, а завтра все забудут… В мои годы уважительнее относились к творчеству».
«Мне хорошо живется, — говорил Евгений Павлович. — И дело тут не в деньгах или регалиях, а в том, что Господь дал мне возможность столько прожить, оставаясь в хорошей физической форме, чтобы много работать, ездить по стране, быть востребованным».
Свое хорошее самочувствие композитор объяснял, в частности, тем, что незадолго до 50-летнего юбилея отказался от вредных привычек и стал абсолютным трезвенником. «С тех пор не пью даже пива, — утверждал он. — Причем это было мое личное решение. Раньше часто выпивал в творческой среде. Старался не злоупотреблять, потому что боялся наследственности: за отцом такое водилось. Но не всегда удавалось. Однажды в поезде, выйдя из вагона-ресторана, где сидел с другом, перед сном я зашел в туалет, увидел себя в зеркале далеко не в трезвом виде и стал говорить вслух: «Как тебе не стыдно! У тебя же двое детей, жена не работает…». Когда очнулся от своего монолога, оказалось, что прошло около трех часов. Этот случай так меня напугал, что я решил бросить пить навсегда».
Крылатов прожил 85 лет. Он скончался в больнице от двухсторонней пневмонии. Похоронили композитора рядом с женой на Митинском кладбище в Москве.