Педагог и студенты – начистоту о плюсах и минусах дистанционного обучения
Корреспондент агентства «Минск-Новости» разбиралась в плюсах и минусах дистанционного обучения.
Принято считать, что по сравнению с привычным дневным или заочным обучением, дистанционный формат предлагает свободный режим получения знаний, да и стоит дешевле. Что на самом деле из себя представляет такой вариант, рассказал декан факультета инновационного непрерывного образования Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники Евгений Шнейдеров.
— Цели, содержание, методы, организационные формы дистанционного образования такие, как и в классическом учебном процессе, — объяснил собеседник. — Отличия заключаются в широком применении интернет-технологий. По сути, это очное обучение, которое организуется на расстоянии. Быть зачисленными на него могут те, кто имеет общее среднее, профессионально-техническое или среднее специальное образование.
— Что предлагают студентам, отказавшимся от традиционных лекций и семинаров?
— В нашем вузе используется популярная система электронного обучения Moodle LMS. Эта платформа позволяет проводить лекции и форумы, давать задания студенту, а также обеспечивать его взаимодействие с преподавателем. Учебные курсы разрабатывают наши сотрудники, и тут всё зависит от их творческих и технических возможностей. Некоторые оформляют презентации и комментарии к ним. Есть те, кто самостоятельно пишет большие лекции, составляет тесты и индивидуальные практические задания, используя в том числе открытые ресурсы в Интернете. Отдельные преподаватели создают полноценный видеокурс.
— Плюсы и минусы дистанционки?
— Многим не хватает живого общения с педагогом и одногруппниками. Вместе с тем сегодня есть возможность полноценно вступать в диалог на расстоянии с помощью видеоконференцсвязи. Плюсом является доступность обучения в любое время и из любой точки мира.
— Может ли освоение профессии в онлайн-режиме обеспечить полноценное качество образования?
— Вполне. Но при условии тщательного выбора методики и подборке качественных учебных материалов. Практика организуется так, как и у студентов заочной формы, а диплом ничем не отличается от документа, который получают выпускники очного отделения.
— Некоторые вузы переходят на временное дистанционное обучение в связи со сложившейся ситуацией. Как добиться внимания студентов, которых домашняя обстановка расслабляет?
— Любого можно заинтересовать. В этом состоит педагогическое мастерство: сделать процесс обучения интересным и увлекательным. Для дистанционного образования — это представление обычного теоретического материала интерактивными элементами с тестами, видео, играми и так далее. Что касается отношения к учебе, тут дело в самом человеке. Есть ответственные ребята, выполняющие всё в срок. Более того, осваивающие материал сверх программы. Есть и безответственные, которые бегают с хвостами. И это не зависит от того, где они занимаются — дома или в аудитории.
Кому учеба из дома не подойдет
Казалось бы, сиди в своей комнате в домашнем халатике, комфортной обстановке и учись: что может быть проще?
— Меня недавно отчислили за неуспеваемость, — говорит Ольга*. — Если самодисциплина хромает, то это определенно не ваш вариант. У меня подготовка занимала полночи, предоставленной тьюторами информации не хватало, приходилось многое искать самой. Преподаватели не такие требовательные, как на дневном отделении, поэтому расслабляешься. И надеешься на проходную четверку.
Свой взгляд на дистанционное обучение у Алексея Шаманова:
— Еще во время учебы в полиграфическом колледже начал увлекаться программированием, поэтому посещал тренинги и онлайн-курсы. Заметил, что мне такие занятия даются легче, чем с группой в аудитории: никто не отвлекает, могу сосредоточиться. Когда узнал от друга про дистанционку, сразу загорелся идеей поступить. Проблем с этим не возникло: проходные баллы ниже, чем у заочников. Но начало курса смутило: слишком мудреные методички, доступную информацию приходилось искать и разбираться самостоятельно. Сидел над материалами подолгу, так как я скрупулезный человек. Из плюсов: ты не привязан к определенному графику. Сдаешь одни дисциплины — открываются в личном кабинете другие. Так можно оценки получить даже за три сессии. Чтобы полноценно освоить профессию, мне все-таки не хватало знаний. А для тех, кому нужна корочка, дистанционка — идеальный вариант.
— Долгое время пыталась совмещать работу с учебой, — рассказывает о своем опыте Александра Скубей из БГУИР. — Позже поняла, что стоит перейти на дистанционный формат. И не пожалела. Процесс обучения хорошо настроен, у каждого студента есть личный кабинет, где находятся все материалы. По дисциплинам предлагают теоретическую часть, разделенную на модули. После них следует тест. Индивидуальные практические задания и контрольные мы отправляем преподавателю на почту. Теперь у меня есть возможность трудиться и изучать предметы в своем темпе. Из сложных моментов — самодисциплина, без нее можно вспомнить про экзамены только перед сессией. Именно поэтому всегда составляю план, в котором расписываю, когда и какие предметы нужно сдать.
* Имя изменено
Подготовила Анна Некрашевич
Смотрите также: