1200 90

Первый интернационал, «падение Ельцина с моста» и смерть Марка Захарова. Этот день в истории: 28 сентября

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 28 сентября в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1864 год. Образован Первый интернационал — Международное товарищество рабочих

scale 1200 3

Первую массовую международную организацию рабочих для защиты общих классовых интересов учредили на международном собрании, организованном английскими и французскими рабочими в лондонском Сент-Мартинс-Холле.  В собрании участвовали представители польских, итальянских, ирландских и немецких рабочих. В составе немецкой делегации был и Карл Маркс, который еще в 1848 г. выступил с призывом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Он вошел в избранный на собрании руководящий комитет. Устав Первого интернационала и учредительный манифест Генсовет утвердил 1 ноября. В документах заявлялось об основных целях движения: свержение капитализма и установление власти рабочего класса.

1924 год. Родился Марчелло Мастроянни, итальянский актер, лауреат наиболее значимых итальянских, европейских и мировых кинопремий

scale 1200 1 1

Длинный список фильмов, в которых играл Мастроянни, кажется бесконечным: «Белые ночи» (1957), «Сладкая жизнь» (1960), «Развод по-итальянски» (1961), «Вчера, сегодня и завтра» (1963), «Восемь с половиной» (1963), «Подсолнухи» (1970), «Рим» (1972), «Город женщин» (1980), «Джинджер и Фред» (1985), «Очи черные» (1987).

Он был любимцем Феллини, снимался у главных итальянских режиссеров второй половины XX века — Висконти, Витторио де Сики, Антониони, а его неизменными экранными партнерами были Софи Лорен, Брижит Бардо, Катрин Денёв.

В СССР показывали только малую часть фильмов с участием Мастроянни, но любили его ничуть не меньше. Для зрителей он был героем-любовником, вечно куда-то спешащим, вечно усталым, вечно с сигаретой в губах, со стаканчиком виски, с каким-нибудь предметом женского туалета, случайно оказавшимся в кармане.

«Я люблю людей, люблю жизнь, — говорил Мастроянни. — Может быть, поэтому жизнь мне отвечала взаимностью. Честно, я считаю себя человеком, которому повезло».

Любопытно, что символ итальянского кинематографа является итальянцем только по линии отца, Оттоне Мастроянни, — плотника из горной деревушки Фонтана-Лири. А вот мать Марчелло, урожденная Ида Идельсон, родом из Беларуси. Детство ее прошло в Минске, где она родилась в 1898 г. в еврейской семье. В 1906-м они уехали в Германию, откуда Ида перебралась в Италию и там вышла замуж за Оттоне. В сентябре 1924 г. у них родился сын, которого назвали Марчелло. Происхождение Ида скрыла из-за страха перед режимом Муссолини и последовавшим во время Второй мировой войны массовым уничтожением евреев. Эту семейную историю мать актера поведала сыну только перед своей смертью.

Сам Мастроянни умер в декабре 1996 г. от рака поджелудочной железы. В дни перед похоронами фонтан Треви в Риме, ассоциирующийся с его ролью в «Сладкой жизни», был символически отключен и задрапирован черным в знак уважения к ушедшему актеру.

1964 год. Умирает поэт Михаил Светлов, автор знаменитых стихотворений «Гренада» и «Песня о Каховке»

2020 06 17 694 950450 599

Его именем называли пароходы, шахты, улицы, библиотеки и корабли – помните теплоход «Михаил Светлов» из фильма «Бриллиантовая рука», на борту которого Семён Семёнович Горбунков отправился в круиз, а Геша Козодоев вытанцовывал свой «Остров невезения»?.

Строки из стихотворений Светлова становились цитатами, а песни, положенные на музыку профессиональными композиторами, считались народными. Его сочинения знал наизусть Маяковский, высоко ценила Цветаева, любила Ахматова. В ранние годы творчества критики называли Светлова советским Гейне (и ругали), а в зрелости — русским Экзюпери (и тоже ругали). Его «прорабатывали», о нем спорили, предрекая скорую творческую гибель за «отрыв от масс». А он оставался кумиром, и при упоминании его имени вставали залы. Светлов словно слился с эпохой, став периодом жизни целого поколения, боготворившего его.

Люди, знавшие Светлова, неизменно отмечали его чувство юмора. Однажды на правлении Союза писателей прорабатывали молодого поэта за пьянку и дебош. Тот долго и уныло твердил в оправдание, что творческий человек не может не пить, его эмоции того требуют. «Достоевский пил, – перечислял он, – Апухтин пил, Толстой пил, Бетховен пил, Моцарт пил…» Тут кому-то надоело слушать занудливое перечисление, и он едко поинтересовался: «А что, интересно, пил Моцарт?» Тут Светлов, до этого мирно дремавший в углу, встрепенулся и ответил: «А что ему Сальери наливал, то и пил!»

Чувство юмора не оставляло поэта даже у смертного одра. Артист Гушанский, навещая больного, принес ему бутылку боржоми. Светлов потыкал пальцем в этикетку и нарочито слабеющим голосом сказал: «Вот и я буду… как здесь написано: «Хранить в холодном темном месте в лежачем положении…»

Через три года после кончины Михаила Аркадьевича, в 1967-м, ему была посмертно присуждена единственная профессиональная награда – Ленинская премия по разделу «поэзия».

1989 год. Инцидент, вошедший в исторические календари и Википедию как «падение Ельцина с моста»

bne dr

Это таинственное событие, обросшее слухами и анекдотами, произошло 35 лет назад, а главный его герой ушел из жизни в 2007-м. Тем не менее однозначного ответа на вопрос, что же на самом деле случилось тогда вблизи элитных дач в подмосковном поселке Успенское, так и не получено.

Официальная версия гласит, что 28 сентября Ельцин выступал перед общественностью, после чего намеревался посетить на даче приятеля, Сергея Башилова. Депутат отпустил шофера в нескольких сотнях метров от цели и остаток пути решил пройти пешком. В руках у него были цветы, настроение – отличное.

Однако на даче в Успенском Ельцин так и не объявился. Жена и дочь оборвали телефоны в поисках пропавшего мужа и отца. А несколько часов спустя пришло шокирующее известие: лидера российской демократии сбросили с моста в Москву-реку.

Сам Борис Николаевич впоследствии рассказывал, будто сразу после отъезда служебной машины рядом с ним притормозил другой автомобиль, из которого выбежали молодчики в масках. Затолкали его в «Жигули», завязали на голове мешок, вывезли на мост и, перекинув через перила, сбросили в реку. Спастись Ельцину, по его словам, помогли хорошие навыки пловца. С трудом выбравшись из холодной воды на берег, он отправился к посту милиции, где его сразу же узнали в лицо. Там он сообщил, что его хотели убить, но о случившемся просил не распространяться. Вскоре за Ельциным приехал на «Ниве» его телохранитель Александр Коржаков.

«Примчался я к посту в Успенском и увидел жалкую картину. Борис Николаевич лежал на лавке в милицейской будке неподвижно, в одних мокрых белых трусах. Растерянные милиционеры накрыли его бушлатом, а рядом поставили обогреватель. Но тело Ельцина было непривычно синим, будто его специально чернилами облили. Заметив меня, Борис Николаевич заплакал: «Саша, посмотри, что со мной сделали…»

Бывшему кагэбэшнику Коржакову в рассказе шефа все показалось неправдоподобным. Начиная с того, что Ельцин смог освободиться в воде от завязанного убийцами-профессионалами мешка на голове.

«На следующее утро я приехал на то место, где, по словам Ельцина, его сбросили в воду, и увидел: там уцелеть при падении вряд ли можно, потому что высота моста — метров шесть, а река мелкая — глубина максимум около метра».

Несмотря на просьбу Ельцина сохранить происшествие в тайне, милиционеры доложили о нем начальству в соответствии с 127-м пунктом Устава патрульно-постовой службы советской милиции. По поручению министра внутренних дел Вадима Бакатина было проведено официальное расследование, которое не подтвердило факта нападения на Ельцина. Происшествие долго и детально обсуждали на сессии Верховного Совета, и Ельцин вынужден был признать: «Никакого факта нападения на меня не было». Однако в дальнейшем на публичных митингах и в интервью дезавуировал эти свои признания, заявляя о «происках КГБ».

Но что же случилось на самом деле? Народ с особым энтузиазмом подхватил версию «Ельцин шел к любовнице», которая обсуждалась и в печати. Отсюда, мол, и цветы в руках Бориса Николаевича, и его нежелание огласки. Называлось и имя дамы: Елена Степанова, работавшая домохозяйкой на даче у Башиловых. Сама домохозяйка близкую связь с политиком отрицала, но признавала, что ее шесть часов допрашивали на Лубянке. «У Ельцина какая-то с кем-то встреча была тайная под покровом ночи, – утверждала она. – Он же в канаву свалился, а потом дошел до нашего милицейского поста. Ребята говорили, что весь был в грязи». На утверждение корреспондента, что Ельцин в те времена не пил, Степанова рассмеялась: «Да что вы говорите!»

В пользу этой версии можно отнести и заявление министра печати РСФСР Михаила Полторанина, с которым Ельцин в тот день выступал перед избирателями. «Нам цветов надарили, – рассказывал Полторанин в интервью «Комсомольской правде». – Он с двумя букетами и поехал в Успенское, на дачу к… К кому надо. И получил там по лицу, свалился в канаву с водой… Всякое у мужиков в жизни бывает».

Как ни парадоксально, но после «падения с моста» народ не только не разочаровался в своем кумире, но стал любить Ельцина еще сильнее – такой вывод в своей книге «Ельцин. Кремль. История болезни» сделал известный журналист, депутат Госдумы Александр Хинштейн.

2019 год. Уходит из жизни Марк Захаров, выдающийся режиссер и художественный руководитель московского театра «Ленком»

976727

Он умер в возрасте 85 лет в одной из московских больниц от двусторонней пневмонии.

Марк мечтал об актерской славе, даже ГИТИС окончил. Не слишком способного выпускника в Москве готов был взять только цирк — уж очень ловко он падал с лестницы. 10 лет понадобилось Захарову, чтобы понять: он гений не на сцене, а за ней.

В 1973 г. Захаров стал главным режиссером театра Ленинского комсомола и возглавлял его до самой кончины — 46 лет. Сразу же принялся, по его словам, «коллекционировать» артистов. Пригласил Евгения Леонова и Татьяну Пельтцер. Но в общем-то за звездами не гнался – сам их зажигал.

Для телезрителей Захаров — это прежде всего режиссер великих фильмов. Они не были похожи на советские ленты тех лет — не призывали любить родину, вождей, строить БАМ. Они учили другому: любви, честности, самопожертвованию, благородству. Но без занудства, с юмором.

На траурной церемонии прощания с режиссером в «Ленкоме» 1 октября звучала музыка из этих фильмов – из «Обыкновенного чуда», «Того самого Мюнхгаузена», «Формулы любви». А еще из ленкомовских спектаклей «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона» и «Авось», на которые когда-то рвались так, что приходилось вызывать конную милицию. Но двери все равно сносили и стекла били. Сегодня нет ни одного самого знаменитого режиссера, спектакли которого имели бы такой невероятный успех.

Проститься с Захаровым приехали даже те из актеров и коллег-режиссеров, кого печальная весть о его смерти застала вдали от Москвы. Пришли и ленкомовские, и из других театров. Был и сильно похудевший Армен Джигарханян. Говорить не мог, постоял на сцене и ушел. В инвалидной коляске приехала проститься с Марком Анатольевичем Галина Волчек. Виктор Раков зачитывал телеграммы от Путина, Медведева, Лукашенко.

«Примите мои глубокие соболезнования в связи со смертью народного артиста СССР Марка Анатольевича Захарова — поистине выдающейся личности нашего времени. Безгранично талантливый режиссер, блестящий актер и сценарист, замечательный педагог и литератор, видный общественный и политический деятель», — говорилось в телеграмме белорусского лидера. Он подчеркнул, что жизнь и творчество Захарова — это целая эпоха в истории современного театра и кино, пример преданного служения идеалам высокого искусства и своему зрителю.

Театру «Ленком» 21 ноября 2019 г. было присвоено имя Захарова.

Читайте также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Наблюдатели от МПА СНГ приглашены к участию в мониторинге выборов Президента Беларуси

Наблюдатели от Межпарламентской Ассамблеи СНГ приглашены принять участие в мониторинге за президентскими выборами в Беларуси в 2025 г. Об этом заявила 21 ноября председатель Совета Республики Национального собрания Наталья Кочанова, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Telegram-канал «Парламенты СНГ».

photo 2024 11 21 17 57 16

Координатором группы международных наблюдателей от МПА СНГ будет представитель Российской Федерации. Секретариат Совета МПА СНГ приступит к формированию мониторинговой группы. В ее состав войдут представители парламентов стран — участниц Ассамблеи, должностные лица МПА СНГ и эксперты Международного института мониторинга развития демократии МПА СНГ.

Президентские выборы в Беларуси назначены на 26 января 2025 г.

Фото Telegram-канала «Парламенты СНГ».

Оперы, балеты и документальный фильм. Что еще покажут в декабрьской программе TheatreHD

Появилась программа проекта TheatreHD на декабрь. Записи оперы, балета, спектаклей, документального фильма и концерта покажут в кинотеатре «Центральный», сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в столичном «Киновидеопрокате».

Балет «Эдвард Клюг: Кармина Бурана» (sub)

ЭДВАРД КЛЮГ: КАРМИНА БУРАНА балет в киноЭДВАРД КЛЮГ: КАРМИНА БУРАНА балет в кино

1 декабря

В основу эпической кантаты немецкого композитора Карла Орфа заложены средневековые размышления о человеческой судьбе и ее переменчивости. Самодостаточная и мощная по звучанию музыка еще ярче раскрывается в сопровождении танца, который создал хореограф Эдвард Клюг. Пластика отличается лаконичностью, мрачностью и четкой геометрией, при этом она не лишена жизни.

Опера «Театр Ан дер Вин: Юлий Цезарь в Египте» (sub)

ТЕАТР АН ДЕР ВИН: ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ В ЕГИПТЕ опера в кино | БЕДЖУН МЕТА и ЛУИЗА ОЛДЕРТЕАТР АН ДЕР ВИН: ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ В ЕГИПТЕ опера в кино | БЕДЖУН МЕТА и ЛУИЗА ОЛДЕР

7 декабря

Английский режиссер старшего поколения Кит Уорнер поставил подчеркнуто постмодернистский спектакль. В нем сочетаются показ пышного фильма про Древний Рим, обыгрывание театра ХХ века, язвительные шутки, заявка на большой пафос. Зрители увидят забавную неразбериху, выстроенную по цирковому подобию.

Концерт «Курентзис и Саша Вальц: Бетховен симфония № 7» (sub)

КУРЕНТЗИС И САША ВАЛЬЦ: БЕТХОВЕН СИМФОНИЯ № 7 в кино | В древнем дельфийском амфитеатреКУРЕНТЗИС И САША ВАЛЬЦ: БЕТХОВЕН СИМФОНИЯ № 7 в кино | В древнем дельфийском амфитеатре

10 декабря

Оркестр музыкального коллектива musicAeterna под управлением дирижера Теодора Курентзиса исполняет Седьмую симфонию Людвига ван Бетховена в древнем дельфийском амфитеатре, на фоне руин храма Аполлона. В этих декорациях выступает труппа хореографа Саши Вальц.

Документальный фильм «Марсель Дюшан. Искусство возможного»

duchamp art of possible

15 декабря

Фильм повествует о жизни, философии и воздействии на общество Марселя Дюшана — одного из самых влиятельных модернистов начала XX века, дадаиста и сюрреалиста.

Фильм-балет «Эффект Пигмалиона»

ЭФФЕКТ ПИГМАЛИОНА в кино | Фильм-балет БОРИСА ЭЙФМАНА на музыку И. Штрауса-сынаЭФФЕКТ ПИГМАЛИОНА в кино | Фильм-балет БОРИСА ЭЙФМАНА на музыку И. Штрауса-сына

17 декабря

Балетмейстер Борис Эйфман придумал свою интерпретацию архетипического сюжета о скульпторе, влюбившемся в свое творение. По сюжету преуспевающий исполнитель бальных танцев пытается преобразить нескладную представительницу городских низов в виртуозную артистку. Трансформация героини происходит под музыку Иоганна Штрауса-сына.

Опера «Баварская опера: Пиковая дама» (sub)

БАВАРСКАЯ ОПЕРА: ПИКОВАЯ ДАМА опера в кино | АСМИК ГРИГОРЯН, БРЭНДОН ЙОВАНОВИЧ, РОМАН БУРДЕНКОБАВАРСКАЯ ОПЕРА: ПИКОВАЯ ДАМА опера в кино | АСМИК ГРИГОРЯН, БРЭНДОН ЙОВАНОВИЧ, РОМАН БУРДЕНКО

21 декабря

Австралийский режиссер Бенедикт Эндрюс представляет «Пиковую даму» Чайковского в эстетике нуарных фильмов. Одержимые навязчивыми идеями персонажи скрываются в тенях, хранят тайны и искусно манипулируют. На экранах — динамичное и дерзкое прочтение знаменитой классики.

Спектакль «Globe: Двенадцатая ночь» (sub)

GLOBE: Двенадцатая ночьGLOBE: Двенадцатая ночь

24 декабря

«Двенадцатая ночь» — горячо любимая публикой комедия Уильяма Шекспира. Режиссер Тим Кэрролл совместил глобусовский традиционализм с новаторскими решениями по части актерской игры. Примечательно, что в этой версии сохранен исключительно мужской состав елизаветинско-якобианского театра.

Балет «Нуреев: Щелкунчик» (sub)

НУРЕЕВ: ЩЕЛКУНЧИК балет в кино | ЛЮДМИЛА КОНОВАЛОВА и ВЛАДИМИР ШИШОВ | Wiener StaatsoperНУРЕЕВ: ЩЕЛКУНЧИК балет в кино | ЛЮДМИЛА КОНОВАЛОВА и ВЛАДИМИР ШИШОВ | Wiener Staatsoper

29 декабря

Прославленный балетмейстер Рудольф Нуреев неоднократно ставил «Щелкунчика» в разных театрах, и каждый раз сильнее отдалялся от чрезмерной, на его взгляд, сладости оригинала. Он акцентировал внимание на мрачноватой и сюрреалистической картинке, при этом не лишал ее сказочной атмосферы. Итогом творческого поиска стала парижская редакция спектакля 1985 г., которую исполняют на многих мировых сценах.