Первый киносеанс, смерть Есенина и «реабилитация» новогодней елки. Этот день в истории: 28 декабря
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 28 декабря в разные годы, – в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1731 год. Императрица Анна Иоанновна подтверждает петровский «Устав о наследии престола»
Устав царя-реформатора отменял древний обычай передавать монарший престол прямым потомкам по мужской линии и предусматривал назначение престолонаследника по воле монарха. Сам Петр воспользоваться уставом не успел. Зато затем, по назначению предшественником, на российский престол вступили Петр II (по завещанию Екатерины I), Иоанн VI Антонович (по завещанию Анны Иоанновны), Петр III (по манифесту Елизаветы Петровны) и Павел I, которому, как законному наследнику, присягали при вступлении на престол Екатерины II.
1895 год. В парижском «Гран-кафе» состоялся первый в мире общедоступный публичный киносеанс
Сыновья богатого лионского фабриканта фотобумаги Луи и Огюст Люмьер вошли в историю как создатели кинематографа. В 1895 г. они получили патент на съемочно-проекционный аппарат «Синематограф».
Над созданием аппаратов, получающих движущиеся фотографии, и над проекционными камерами бились многие конструкторы-изобретатели. Но качество проекции неизменно было низким, пленка рвалась. Изобретение братьев Люмьер было технически совершеннее других.
28 декабря в подвале «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок Люмьеры устроили первый платный киносеанс, представив публике программу своих короткометражных фильмов. Зрители увидели десять роликов: «Выход рабочих с фабрики», «Вольтижировка», «Политый поливальщик», «Прибытие делегатов на фотоконгресс в Лионе» и др. А вот их знаменитого фильма «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота», вопреки расхожему мнению, которое попало даже в советский учебник по истории зарубежного кино, тогда не показывали – он был отснят позже и представлен публике в январе 1896-го. И при его демонстрации многие зрители действительно, как об этом пишут, повскакивали с мест, опасаясь быть задавленными, – настолько реален был вид приближающегося состава. За немногими исключениями, почти все люмьеровские ленты были документальными репортажами.
Великое изобретение братьев быстро распространилось из Франции по Европе. Но через несколько лет сами они уже не могли конкурировать с пришедшими в кинематограф художниками. Сняв в 1898 г. фильм «Страсти Иисусовы», Л. Люмьер заявил, что снимать кино — больше не его дело. В общей сложности с 1895-го по 1898 годы братьями были отсняты порядка 1 800 лент, переданных Луи в 1946 г. Французской синематеке.
Публичная демонстрация первого российского фильма состоялась спустя 13 лет после знаменитой люмьеровской премьеры в «Гран-кафе» — 28 октября 1908 г. Это был фильм «Понизовая вольница» режиссера Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень». Длился первый российский фильм всего шесть минут и восемь секунд.
1925 год. В номере ленинградской гостиницы «Англетер» найден повешенным Сергей Есенин
Утром 24 декабря Есенин из Москвы приехал в Ленинград и остановился в гостинице «Англетер», где проживали знакомые поэта, — супруги Устиновы. Сюда к Есенину приходили многие литераторы: Николай Клюев, Вольф Эрлих, Иван Приблудный и др.
Елизавета Устинова вспоминала, что встретила 27 декабря: «… Есенина на площадке без воротничка и без галстука, с мочалкой и с мылом в руках. Он подошел ко мне растерянно и говорит, что может взорваться ванна: там будто бы в топке много огня, а воды в колонке нет. Я сказала, что когда все будет исправлено, его позовут. Я зашла к нему. Тут он мне показал левую руку: на кисти было три неглубоких пореза.
Сергей Александрович стал жаловаться, что в этой «паршивой» гостинице даже чернил нет, и ему пришлось писать сегодня утром кровью. Скоро пришел поэт Эрлих. Сергей Александрович подошел к столу, вырвал из блокнота написанное утром кровью стихотворение и сунул Эрлиху во внутренний карман пиджака. Эрлих потянулся рукой за листком, но Есенин его остановил: — Потом прочтешь, не надо!».
Прочли стихотворение 28 декабря. Вот эти несколько прощальных строк, написанных поэтом накануне своей смерти:
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Дверь в номер Есенина была заперта изнутри, и ее пришлось взламывать ломом. Попав внутрь, друзья поэта увидели страшную картину: весь номер был перевернут вверх дном, на шее лежавшего на диване Есенина была петля, сделанная из разорванной простыни. Лицо и тело в ссадинах, скрещенные ноги, сведенная судорогой рука, на полу — пятна крови.
Что все-таки произошло? Поэт повесился или был убит, а самоубийство инсценировали? В пользу второго варианта говорят некоторые детали (в частности, наличие на теле Есенина следов борьбы – царапин и ушибов, хорошо различимых на сохранившихся посмертных фотографиях). В этом деле множество нестыковок и странностей. А известный психиатр-криминалист Михаил Виноградов утверждал: «Не может человек, желающий покончить жизнь самоубийством, везти с собой в Ленинград два чемодана обуви. Есенин ехал туда жить. Он готовился, как мне кажется, к изменениям в своей творческой жизни в связи с политическими перестановками. У него было серьезное покровительство Кирова. И Киров, я думаю, обещал Есенину литературный журнал».
У сторонников версии самоубийства свои аргументы. В стихах последних лет Есенина явственно звучат суицидные мотивы, как, например, «в зеленый вечер под окном на рукаве своем повешусь…». Да и взять то же предсмертное стихотворение. Правда, ходили слухи, что оно – фальшивка, сочиненная другим поэтом. Однако экспертиза, проведенная спустя семь десятилетий после смерти Есенина, не оставила сомнений: автор – именно он.
1935 год. Один из руководителей советской Украины Павел Постышев выступает в «Правде» с призывом вернуть елку
Эта статья считается началом кампании по «реабилитации» Нового года, который, как и многие старые торжества, подвергся «репрессиям» после сворачивания нэпа. В 1929 г. были отменены рождественские выходные, введен запрет на продажу елок, празднование Рождества и Крещения. Параллельно в печати шла активная пропаганда против религиозных праздников.
«1930 лет гуляет по белу свету несуразная, нескладная рождественская сказка, состряпанная в угоду паразитам услужливыми лапами мракобесов на горе, на унижение угнетенных и обездоленных тружеников, на злое издевательство и надругательство над ними», — писали «Известия».
И вот неожиданно накануне 1936 г. в главной газете страны выходит статья первого секретаря Киевского обкома ВКП(б) и второго секретаря ЦК ВКП(б) Украинской ССР Постышева под заголовком «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!».
В формировании образа елки как буржуазной затеи Постышев обвинил левую оппозицию – сторонников Льва Троцкого. Вспомнил он и старые, дореволюционные времена.
«В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся советской страны? Какие-то, не иначе как левые, загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею», — писал Постышев.
«Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком. Итак, давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах», — заключал Постышев.
Считается, что его инициатива стала решающей в вопросе возвращения Нового года. Постышев предложил «реабилитировать» новый-старый праздник с елкой в качестве компенсации за «украденное» Рождество – оно так и осталось под запретом. Естественно, возвращение Нового года не могло состояться без личного одобрения Иосифа Сталина. Со слов Хрущева, во время встречи в Кремле на прямой вопрос Постышева «А не вернуть ли детям елку?» вождь ответил: «Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с таким предложением, а мы поддержим».
С этого момента началось создание новых, уже чисто советских атрибутов празднования Нового года. Открылось производство елочных игрушек и украшений. Были заимствованы некоторые дореволюционные традиции, но всю религиозную составляющую из праздника постарались исключить.
Тогда же вернулся Дед Мороз, «изгнанный» незадолго до наступления 1929 г. Вскоре компанию ему на постоянной основе составила Снегурочка. Представления на первых новогодних елках затрагивали тему классовой борьбы. Дети приходили на праздник в костюмах красноармейцев или ударников труда.
Постышев недолго наслаждался результатами инициативы. В феврале 1938 г. его арестовали, сняли со всех постов и год спустя расстреляли как японского шпиона.
1988 год. Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «Об отмене названных в честь Л. И. Брежнева городов, поселков, районов и о снятии мемориальной доски с фасада дома № 26 по Кутузовскому проспекту»

19 декабря 2013 г. Восстановленная памятная доска Леониду Брежневу. Фото Алексея Мусаэльяна/ИТАР-ТАСС
В доме на Кутузовском Л. И. Брежнев прожил 30 лет. Поселился в нем сразу, как приехал в Москву, продолжал жить, даже став генеральным секретарем. После его смерти, в 1982-м, здесь появилась памятная доска.
Родные и близкие генсека регулярно приносили свежие гвоздики и возлагали их на специальную полочку, установленную под доской, пока однажды это не бросилось в глаза проезжавшему мимо по Кутузовскому проспекту Михаилу Горбачеву. Его охранник Владимир Медведев рассказывал: «Везу утром Михаила Сергеевича на работу – цветы. С работы – цветы». В конце концов генсек прямо из машины позвонил начальнику 9-го управления КГБ: «Ты проезжаешь мимо дома двадцать шесть? Полочку эту на фасаде видел?» Этого звонка оказалось достаточно, чтобы полочку убрали. Но доску оставили.
Даже после выхода постановления от 28 декабря 1988 г. выполнять его в той части, что касалась снятия мемориальной доски, не спешили. И только в 1991 г. о нем «вспомнил» мэр Москвы Гавриил Попов. И дал указание сорвать доску. После чего ее продали в Германию за 9 тыс. долларов. И сейчас она — экспонат музея Берлинской стены в столице Германии. По словам директора музея Александры Хильдебрандт, отыскали доску на какой-то лесопилке: «Она, вся запыленная и грязная, среди кусков дерева лежала. Правительство Москвы очень даже радо было отдать нам эту доску».
«В какой-то момент нам предлагали ее выкупить за миллион долларов, — утверждает подполковник 9-го Управления КГБ СССР, бывший комендант брежневской дачи «Заречье-6» Олег Сторонов, вознамерившийся вместе с личным фотографом Брежнева Владимиром Мусаэльяном вернуть доску на дом на Кутузовском. — Я и к Лукьянову, и к Долгих, и к Кобзону по поводу восстановления памятной доски ходил».
Когда Сторонов и Мусаэльян уже было совсем отчаялись, они решили обратиться к депутату Александру Хинштейну, на тот момент возглавлявшему департамент культуры Москвы. И вопрос был решен – доску разрешили восстановить. А деньги на это выделили компартия Зюганова и откликнувшиеся бизнесмены. В итоге по сохранившимся эскизам доску восстановили Александр и Филипп Рукавишниковы — сын и внук народного художника СССР Иулиана Рукавишникова, автора проекта первой доски и бюста Брежнева, установленного на его могиле.
19 декабря 2013 г. на фасаде дома № 26 по Кутузовскому проспекту была вновь торжественно открыта мемориальная доска в память о Генеральном секретаре ЦК КПСС Л. И. Брежневе.