Первый в СССР дважды Герой Советского Союза Сергей Грицевец так и не получил «Золотую звезду»
Белорус Сергей Грицевец — первый в истории СССР дважды Герой Советского Союза, который так и не получил в руки ни первой, ни второй своей медали «Золотая Звезда». Подробности – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Встал на крыло
26 июня 1939 года. Монголия, район реки Халхин-Гол. У самолета И-16 под управлением командира 70-го истребительного авиаполка майора Вячеслава Забалуева вышел из строя двигатель прямо над территорией, оккупированной противником. Его начали обстреливать японцы. Снижение воздушной машины, попытки планировать были похожи на падение. Его товарищ майор Грицевец видел, что Забалуев приземлился у самой линии фронта, и понимал: вот-вот того пленит неприятель, который не станет церемониться с летчиком. Недолго думая, советский ас совершил обманный маневр: пошел на таран японских укреплений, а когда пехота разбежалась, выровнял самолет, развернул его и направился на посадку к обломкам И-16, где еще оставался живым его однополчанин и друг.
Родился будущий ас в июле 1909-го в деревне Боровцы, что в 180 км от Минска. После начала Первой мировой лишился матери, погибли два старших брата. Устав жить на перекрестке войн и дорог, отец взял малолетнего Сергея и еще одного оставшегося в живых сына и переехал в маленький поселок Шумиха в Зауралье, устроился работать обходчиком на железной дороге. Будущий летчик шел по стопам отца: окончил семилетку, где параллельно учился на обходчика вагонов. После работал на станции. Однажды с грустью представил, что до конца жизни придется простукивать буксы, проверять подшипники скольжения колесных пар. Хотелось идти вперед. Сергей уехал в город Златоуст Уральской области, поступил на вечернее отделение металлургического техникума, трудился на оружейном предприятии. Там, стоя у конвейера, он вновь понял: надо продолжать искать свое дело! После окончания профсоюзных курсов его выдвинули в секретари ВЛКСМ цеха, а потом в руководители комсомола всего завода! Через год он стал инструктором горкома ВЛКСМ. Казалось, парню уготована судьба номенклатурного работника. Хотя в отличие от заводской комсомольской ячейки, где общественная жизнь била ключом, в кабинетной работе Сергей быстро разочаровался. Неожиданно весной 1931-го в райком прислали комсомольские путевки в Оренбургскую летную школу. Это был шанс стать одним из тех, кто, буквально спустившись с небес, ходил по городским улицам в завидной форме, кожаных куртках. Профессия подразумевала социальный статус, риск, импровизацию в экстремальных условиях. У Грицевца появился шанс воспарить над рутиной всей прежней жизни!
Курс в летных училищах в начале 1930-х проходили быстро. Через год молодой человек служил в 3-й эскадрилье 5-й авиационной бригады Киевского авиаотряда. Затем его перевели под Ленинград. Оттуда в 1934-м он попал в Забайкальский военный округ. Это было время пилотов-героев, спасших экипаж и пассажиров парохода «Челюскин» из ледового плена, совершавших уникальные по тем временам дальние перелеты. Их имена гремели на всю страну. Коллеги старались не отставать. В 1935 году почин подхватила эскадрилья, где наш земляк проходил службу. Он стал ведущим летчиком рекордного перелета шести истребителей И-16 на маршруте Бочкарево — Спасск-Дальний с промежуточным приземлением в Хабаровске. Рекорд состоял в том, что пилоты справились с заданием за 3 часа 10 минут, преодолев 1 400 км пути. В результате будущего героя направили в Одесскую школу воздушного боя, где он по окончании обучения остался в должности пилота-инструктора. К этому времени Сергей был женат на Галине Орловой. В семье росла двухлетняя дочь Лариса.
Испания
В июле 1936-го началась Гражданская война в Испании между силами под началом республиканского правительства страны и монархистами под руководством генералиссимуса Франко. СССР выступил на стороне республиканцев, однако официально Москва не посылала туда войска, а все воевавшие считались добровольцами-антифашистами. Кстати, частично это было правдой, в боевых действиях принимали участие добровольцы из 42 стран мира! Вот и Грицевец буквально засыпал столы начальства рапортами с просьбой направить его в Испанию. Грамотного инструктора ценили и под разными предлогами не отпускали.
В июне 1938 года прошение пилота наконец удовлетворили. До французского порта Гавр он доплыл на теплоходе «Андрей Жданов», оттуда через границу по железной дороге направился в Испанию.
Немецкие и итальянские фашисты открыто оказывали Франко помощь. Советские военные, включая летчиков, находились там под псевдонимами. К Грицевцу обращались «Сергио» или аmigo ruso («русский друг»). Он командовал 5-й эскадрильей. Вскоре после его прибытия, пользуясь низкой облачностью, немецкие асы подлетели к аэродрому республиканцев и пытались атаковать. Однако, откуда не возьмись, появилось одно из звеньев эскадрильи Сергея и с ходу уничтожило половину нападавших самолетов, остальные скрылись. Как летчики под командованием русского друга незаметно поднялись в воздух и оказались в тылу вражеских самолетов, никто не понял.
В связи с тем, что статистика вылетов и сбитых самолетов велась по принципу «общего котла», доподлинно неизвестно, над каким количеством вражеских истребителей одержал победу Грицевец. По разным данным, он совершил около 90 боевых вылетов, провел 45 воздушных боев, сбил 7–9 вражеских самолетов лично и 26 в группе. Во всяком случае, в октябре вернулся в СССР старшим лейтенантом, а в декабре получил внеочередное звание майора. 22 февраля 1939-го он стал Героем Советского Союза. Без совершения реального подвига тогда не награждали.
Халхин-Гол
В Японии и Китае в 1930-е годы продолжали считать, что Монголия (МНР) исторически не имеет четкой территориальной принадлежности. В связи с этим постоянно вспыхивали локальные военные столкновения. Попытки любых переговоров заходили в тупик. СССР рассматривал Монголию как государство в зоне своих геополитических интересов, и 12 марта 1936-го между Советским Союзом и МНР был подписан «Протокол о взаимопомощи». В Монголии развернули части 57-го Особого корпуса РККА. В 1939 году в Японии сменилось правительство. Новое намеревалось увеличить территорию Японской империи за счет соседей. Ночью 8 мая взвод японцев с ручным пулеметом попытался занять принадлежавший МНР островок посередине реки Халхин-Гол, но был контратакован. В ответ 11 мая отряд японской кавалерии продвинулся на 15 км вглубь территории МНР. Командир 57-го особого корпуса Николай Фекленко направил к реке Халхин-Гол группу советских войск. Начались события, которые многие историки называют локальной войной.
29 мая 1939-го 48 опытных пилотов, в числе которых оказался майор Грицевец, откомандировали в район столкновений. Сухая статистика гласит, что Сергею удалось сбить 12 японских самолетов, принять участие более чем в 30 воздушных баталиях. Свой истребитель в Монголии он поднимал в воздух 141 раз.
Как упомянуто в начале, 26 июня у самолета И-16 майора Вячеслава Забалуева отказал двигатель прямо над территорией противника. Грицевец быстро приземлил свою авиамашину возле обломков самолета товарища. Перетащил раненого в свою одноместную кабину, выкинул оба парашюта, едва поместился за штурвалом в узком пространстве и по кочковатой поляне сумел поднять истребитель в небо на глазах у изумленных японцев.
За этот подвиг 29 августа Сергею Грицевцу во второй раз присвоили звание Героя Советского Союза. На тот момент это не было узаконено. Но о поступке летчика доложили Сталину, он отдал личное распоряжение. Сразу после этого, 1 августа 1939 года, вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР, который предусматривал многократное присвоение этого звания. Тем же указом учредили отличительный знак — медаль «Золотая Звезда». До этого момента (с 1934-го) все удостоенные высшей степени отличия получали лишь грамоту Центрального исполнительного комитета СССР и, естественно, многочисленные преференции. С 1936 года всем Героям без исключения вручали орден Ленина.
Обратный отсчет
1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу. 13 сентября на Центральном аэродроме в Москве приземлился транспортный «Дуглас». Героев Халхин-Гола торжественно встречала толпа. Теперь они понадобились на западной границе. Сергей Иванович сторонился церемонии. Он помнил, что за время советско-японского конфликта погибло более сотни советских летчиков, большинство из которых он знал лично. К тому же супруга Галина в Одессе находилась в положении, ждала второго ребенка. Хотелось увидеть ее и маленькую дочь Ларису. Комкор Смушкевич, командовавший летчиками в Монголии, распорядился на приписанном к нему транспортном самолете доставить дважды Героя к семье. На побывку выделил сутки. Сергей Иванович успел не только встретиться с женой и дочкой, но и заглянуть в родное авиационное училище. Полетел в город у моря он не один. У приятеля Павла Коробкова в Одессе тоже жила супруга. Именно в эти короткие сумасшедшие сутки обе четы решили зайти в фотомастерскую и сделать общий снимок. Словно хотели остановить мгновенье.
14 сентября командующие Киевским и Белорусским военными округами получили директивы Наркома обороны СССР Ворошилова «О начале наступления против Польши». Речь шла об освобождении в том числе Западной Беларуси. Земли были отторгнуты в марте 1921-го на основании Рижского мирного договора и стали частью Второй Речи Посполитой. Стоит пояснить: родное село Грицевца Боровцы тоже оказалось на территории Польши.
На основании документов сосредоточение войск у границ Польши должно было завершиться к полуночи 16 сентября. В этот день назначенный командиром 58-й авиационной бригады Грицевец побывал в Минске на совещании в штабе Белорусского военного округа. В 19:05 с аэродрома Мачулищи на самолете И-15 он поднялся в небо и направил машину в сторону аэродрома Болбасово, расположенного рядом с Оршей. В группе с ним взлетели еще два самолета. За штурвалами — помощник командира бригады майор Владимир Китаев и командир 21-го истребительного авиаполка этой же бригады опытнейший пилот майор Петр Хара. В период событий в Испании Хара совершил 250 боевых вылетов, сбил 16 самолетов противника. Группа из трех авиамашин подошла к Болбасово с наступлением сумерек. Мало того что время, когда видны только очертания, отвратительное для посадки, так еще на взлетной полосе не горели посадочные огни. Их по неясным причинам демонтировали для профилактики. Ведь вечером наземные службы никого не ждали. Радиограмма о прибытии комбрига Грицевца с группой пришла с опозданием, и команда аэродрома успела зажечь керосиновые сигналы типа «летучая мышь» и даже костры.
В 19:50 Грицевец, не совершая круга, приземлился. Понимая, что за ним спускаются еще две авиамашины, сразу свернул на нейтральную полосу, отделяющую взлетно-посадочную от стояночной. Казалось, все опасности позади. То же самое сделал Китаев. Оба они, не заглушая двигателей, на нейтральной полосе ожидали посадки самолета Хары… И он начал снижение, но не туда, куда надо, а прямо на них, на нейтралку, очевидно, потеряв в темноте ориентир. Грицевец стоял первым на его пути, дал полный газ, попытался сдвинуть свой И-15 с места, но на это нужны были секунды, которых не оказалось в запасе. На всей посадочной скорости самолет Хары врезался в И-15 командира. Удар получился таким, что 30-летнему Грицевцу отлетевшим винтом его же авиамашины отрубило голову. Хара пострадал, но выжил. Его отстранили от работы, назначали многочисленные расследования. Однако все комиссии пришли к выводу, что причиной происшествия послужило отсутствие посадочных огней на полосе, плохие метеоусловия, туман. Петр был честным пилотом, едва справлялся с чувством вины. После оправдания инспектировал летные части. Только в 1943 году его допустили к боевой стажировке. С 15 июня 1944-го по 9 мая 1945-го Хара воевал на Центральном и 1-м Белорусском фронтах. После Победы на стене Рейхстага он оставил подпись от имени Сергея Грицевца. В 1946 году в возрасте 37 лет был уволен в запас. Работал на Киевском пивзаводе и обувной фабрике.
Бюсты дважды Героя Советского Союза Сергея Грицевца установлены в Монголии, городах бывшего СССР. Его имя носит улица в Минске и других городах.
Заслуженные медали «Золотая Звезда» Герой Советского Союза так и не получил лично. Окончательный внешний вид этого знака отличия был утвержден лишь 16 октября 1939-го, спустя месяц после его гибели. Но главная трагедия в том, что он так и не увидел свою вторую дочь, Нину, родившуюся после катастрофы.
Еще материалы рубрики:
Столкновения с полицией, военные парады, красочные демонстрации трудящихся. Краткие хроники Первомая
Родился без рук и ног, но стал знаменитым артистом. Рассказываем о судьбе Николая Кобелькова
Благотворитель и основатель училища для слепых детей. Чем известен минчанин Иван Зданович
Коллеги называли его шарлатаном, а его изобретение — кустарщиной. История доктора Илизарова