«Платить за оценки — плохая стратегия». Психолог рассказал, как правильно мотивировать ребенка учиться
Учебный год — сложный период не только для детей, но и для родителей. Основная проблема, которая волнует взрослых, — отсутствие у некоторых школьников мотивации к учебе. Почему такое бывает и как с этим бороться, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала детский и подростковый психолог главный консультант проекта Intimatica Ольга Дрило.
Что такое мотивация и когда она появляется у людей?
— Мотивация — это энергия, которая побуждает действовать и движет нами для того, чтобы мы достигли поставленной цели, успеха и т. д. Говоря академическим языком, это психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, простым языком — сила, которая помогает нам действовать, — поясняет О. Дрило.
У детей мотивация заложена природой. Малыши с самого рождения познают мир вокруг себя, тянутся к новому и неизведанному, задают много вопросов. Но к порогу первого класса некоторые приходят с сильным нежеланием учиться. И причин для этого много:
- Слишком рано ребенок пошел в школу. С этапами физиологического развития связаны виды деятельности, актуальные для малыша в определенном возрасте. До 6–7 лет, например, у него одна-единственная работа — играть и баловаться. Если этот этап проигнорировать и отдать ребенка в школу, то мотивации учиться у него не будет, потому что он мал для школы.
- Конфликты в школе с коллективом или учителем. Ребенку может быть тяжело заводить друзей, идти на контакт или его по каким-то причинам не принимает коллектив.
- Проблемы в семье. Если дома родители ссорятся, находятся на грани развода или, например, кто-то из них выпивает, то голова ребенка будет занята далеко не учебой.
- Болезнь. Специалист рассказала, что мотивация может отсутствовать из-за физического недомогания.
- Давление на ребенка со стороны родителей или родственников. Если у взрослых существуют завышенные ожидания от ребенка о них постоянно говорят, у него может возникнуть желание поступать прямо противоположным образом.
Формирование у ребенка желания учиться
Самое главное — не отбить желание учиться еще до школы. Как это сделать?
— Ваш ребенок до 6 лет не должен ходить в 30 развивающих кружков, на три иностранных языка и иметь расписание круче, чем у 11-классника. Это проблема нашего времени. Детей чуть ли не с 2,5 лет начинают отдавать на бесконечные обучающие занятия, подготовку к школе и очень часто с этим перебарщивают, — подчеркнула специалист.
Никто не говорит, что с ребенком заниматься не нужно. Просто следует знать меру и оставлять место для игр, баловства, чтобы к первому классу он хотел учиться, хотел познавать мир дальше.
— Существуют определенные этапы развития, о чем мы уже говорили, — рассказывает Ольга. — Дети, которые хорошо читают в 4 года, как правило, не понимают половину того, что прочитывают, не способны пересказать текст. Они выполняют действие — они понимают буквы, знают слоги, выучивают слова и могут читать. Это просто механическое действие. Не зря же определен возраст первоклассника — 7 лет.
Мотивацию нужно постоянно поддерживать
Нужно понимать, что появление мотивации — это длительный процесс, который не появляется за один день и требует сил и энергии. А еще его нужно постоянно поддерживать, ведь интерес может довольно быстро пропасть.
— Когда ребенок приходит из школы, нужно спрашивать его, — подчеркивает специалист. — Не стоит ограничиваться только вопросами: «Какие оценки получил?» и «Какая у тебя домашняя работа?». Это не мотивирует возвращаться в школу. Много примеров необычных вопросов есть в интернете: «Как прошел твой день?», «Что интересного и нового ты узнал?», «Что тебе больше всего понравилось в школе?», «Может, есть что-то, что тебя беспокоит?». Вот их и озвучивайте, проявляя интерес к рассказу ребенка.
Даже взрослые расстраиваются из-за неудач, что уж говорить о детях, которые реагируют в разы сильнее. Если что-то не будет получаться или по любимому предмету будут выходить не самые хорошие оценки, это может, к сожалению, сказаться на мотивации заниматься и что-то учить.
— Следует объяснять, что ошибка, неудача и плохая оценка в школе — это не повод расстраиваться. Это прекрасный способ научиться чему-то новому и увидеть, что ты недоучил. Никто не может пойти в школу и заниматься без плохих оценок и неудач. Ошибаться нормально. Если родитель будет поддерживать ребенка и помогать ему разбираться, то все неудачи не скажутся на мотивации, — поясняет психолог.
Многие любят мотивировать своих деток на примере знаменитостей или успешных людей, особенно таких, которые поднялись, как говорится, из грязи в князи. Взрослые думают, что так они вдохновят детей. Но, во-первых, это не помогает, во-вторых, это неправильно.
— Обычно, когда взрослые приводят в пример успешных и богатых людей, они пытаются вложить в детей свои нереализованные мечты и амбиции. А ребенку, который идет в первый класс, абсолютно все равно, кто богат, успешен и т. д. Они начинают что-то осознавать про себя только к подростковому возрасту, — поясняет психолог. — Если своего ребенка постоянно сравнивать с какими-то более успешными людьми и приводить их в пример, то ничего, кроме комплекса неполноценности и комплекса отличника, вы ему не привьете. Нужно сравнивать ребенка с ним самим в прошлом, желательно в позитивном ключе, например: «Помнишь, у тебя вначале не получалось писать эту букву? А сейчас ты умеешь читать и писать. Смотри, как здорово!».
Поведение родителей и их общение с ребенком влияют на его мотивацию. От того, что и как они ему говорят, о чем спрашивают, зависит его желание что-либо делать — не только учиться, но и заниматься хобби. Психолог назвала типичные ошибки, которые родители чаще всего совершают в надежде мотивировать ребенка (и это не работает):
- Занижение самооценки и программирование ребенка на успех. Когда его сравнивают с другими, у него появляются комплексы, особенно если он не достигает планки, которую поставили родители.
- Обман, запугивание и преувеличение, например: «Если ты получишь плохую оценку, я лишу тебя телефона».
- Чрезмерная нагрузка занятиями, кружками, секциями. Во всем должна быть мера.
- Завышение требований без учета возможностей ребенка. Нужно понимать, что все мы разные.
- Подарки в обмен на хорошую успеваемость. Платить или покупать что-то за оценки — это плохая стратегия. Она не работает. Можно только поощрять, например, когда ребенок успешно закончил учебный год, например, сходить куда-нибудь и хорошо провести время.
И напоследок несколько простых советов, как правильно повышать мотивацию и не дать угаснуть интересу ребенка к учебе:
- Учиться стоит в игровой форме.
- Нужно поддерживать ребенка в его увлечениях.
- За хорошую учебу — маленькое поощрение, а не большие награды.
- Следует проявлять интерес не к оценкам, а к тому, что ребенок узнал в школе.
- Нужно минимизировать стресс (позволить больше отдыхать).
- Следует составить сбалансированное расписание.
Фото из личного архива собеседника