«По списку группы переполнены, по факту — пустуют». Проблемы образования обсудили в Партизанском районе
Вопросы развития системы образования обсудили депутаты и представители педагогической общественности в ходе диалоговой площадки в Партизанском районе 27 ноября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Во время дискуссии были затронуты вопросы родительской ответственности за воспитание детей, идеологической составляющей образовательного процесса, инноваций и влияния информационного пространства на подростков. В течение некоторого времени в учреждениях образования Партизанского района проходил сбор предложений. Любой педагог или воспитатель, а также представитель родительской общественности мог оставить свое мнение, выдвинуть идеи по совершенствованию сферы образования, предложить механизмы решения существующих проблем.
Получились довольно интересные результаты. С ними участников встречи познакомила директор средней школы № 69 Алла Герасимчик. От учреждений общего среднего образования поступило 47 предложений, а от дошкольных — 149. Любопытный перевес! И вот что волнует педагогов.
Необходимо совершенствовать нормативно-правовую основу образования. В частности, особенно остро вопросы стоят по дистанционному обучению, и вместе с этим — развитию технической базы школ. Также наставники обращали особое внимание на форму выпускных и вступительных экзаменов: какой она должна быть? По мнению педагогов, есть что дорабатывать и в профильном обучении. Однако основное время дискуссии было посвящено злободневной теме — воспитанию подрастающего поколения и повышению роли семьи в этом важном деле.
Слово взял депутат Палаты представителей Национального собрания Сергей Дик. У него есть опыт работы первым проректором БГУИР, и проблемы молодежи ему ведомы.
— Воспитательный процесс должен соответствовать сегодняшним требованиям. Стоит переосмыслить работу с молодыми людьми и в школах. Мы отстаем, мир развивается, и появляются новые технологии. И их надо активно использовать. У БГУИР прекрасный опыт по дистанционному образованию. Вуз — лидер в этой сфере, здесь эта система функционирует уже 20 лет. Разработана своя дистанционная образовательная платформа, на которой размещены все дисциплины, преподаваемые в университете. Ее используют студенты, обучающиеся за рубежом. У них есть возможность получить удаленно диплом вуза, — рассказал С. Дик.
По его мнению, перспектива — за смешанным обучением, когда грамотно сочетаются в образовательном процессе как дистанционные, так и классические очные формы.
В БГУИР студенты помимо основных дисциплин могут выбрать дополнительные и пройти их удаленно. Это позволяет строить свою индивидуальную образовательную траекторию. Этот пример весьма показателен. В ходе дискуссии педагоги говорили о том, что дистанционное обучение как таковое эффективно применять в школе, но только на третьей ступени. А это 9–11-е классы. В идеале у подростков также должен быть выбор, какие предметы учить. Взрослый школьник вполне способен самостоятельно пройти любой курс, а в конце сдать испытание непосредственно учителю.
О роли семьи в воспитании подрастающего поколения говорила заместитель главы администрации Партизанского района Людмила Филиппович.
— Основной мой тезис — должно быть единство семьи и школы. Оценивая сложившуюся общественно-политическую обстановку, могу сказать: не всегда ребенок может руководствоваться собственными решениями. Его действиями руководят родители. У школы и у семьи должно быть одно понимание воспитания. Наша задача — перетягивать родителей на свою сторону, делать их единомышленниками. И в первую очередь — поднимать престиж педагога и воспитателя. Сделать профессию учителя уважаемой, — сказала Л. Филиппович.
Начальник управления по образованию Партизанского района Валентина Рудая высказала мнение о необходимости расширения внебюджетной деятельности школ и садов. Если учреждения образования будут эффективно зарабатывать деньги, то и попечительские советы как таковые не понадобятся. С тем, что их вовсе стоит упразднить, согласились многие участники дискуссии.
Между тем обсуждение плавно перешло в плоскость выпускных и вступительных испытаний.
— Школа должна научить ребенка думать, а не механически выполнять действия. Я о централизованном тестировании. Систему испытаний нужно возвращать к сдаче экзамена, а не к ЦТ. Нашим ученикам необходимо вырабатывать навыки самостоятельного получения новых знаний, уметь анализировать литературу из разных источников. Но мы от этого уходим, натаскивая детей на механическое решение тестов, — считает В. Рудая.
В числе вопросов, которые также очень активно обсуждались, — обязательность дошкольного образования. Каждый садик сталкивается с ситуацией, когда по списку группы заполнены до предела, а по факту они пустуют. Родители по разным причинам, иногда просто по желанию, не водят ребенка в дошкольное учреждение. Занимают по сути чье-то место, идет неэффективная трата государственных средств. Участники дискуссии предложили законодательно определить перечень уважительных причин, по которым ребенок, получивший направление в сад, может отсутствовать. В этих случаях родителям разрешат не оплачивать питание в дни пропусков. Если же причина «неуважительная», взрослые будут компенсировать эту сумму, несмотря на то что малыш «прогулял» дошкольное учреждение.
Фото Сергея Лукашова
Смотрите также: