Почему Ивану Пырьеву не понравился фильм, снятый по повести Достоевского с Марчелло Мастроянни
Режиссер угодил в больницу с инфарктом, а его супруга пожаловалась на аморальное поведение мужа в ЦК КПСС. Что происходило на съемках лирической драмы «Белые ночи» — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Петербург 1840-х. Девушка Настя, не дождавшись уехавшего на год возлюбленного, знакомится на ночной улице с романтичным Мечтателем. Она ищет утешения, а он — чувств. Пять ночных прогулок приводят к началу романа. Но неожиданно появляется прежний избранник девушки. Теперь выбор за ней.
Возмущение мэтра
Помимо знаменитых романов, у Фёдора Достоевского существует множество менее известных произведений, созданных в молодые годы.
В главных героях угадывается сам автор. Одна из таких литературных работ — повесть «Белые ночи» (1848).
Будущий режиссер Иван Пырьев еще в 1920-е, исполняя роли в спектаклях Мейерхольда, мечтал сыграть в постановках по произведениям Фёдора Михайловича. Став кинематографистом, он грезил об экранизации одного из романов. Но время требовало иных картин. И лишь в 1958 году, когда Иван Александрович был лауреатом шести сталинских премий и директором «Мосфильма», ему удалось снять ленту «Идиот».
Тогда же его пригласили в жюри Венецианского кинофестиваля.
Он увидел картину Лукино Висконти «Белые ночи» с Марчелло Мастроянни, Марией Шелл в главных ролях и внутренне возмутился. Считал, что западные кинематографисты не в состоянии понять суть произведения русского писателя. В итоге в 1959-м Пырьев сам взялся за производство фильма по этой повести. Материал был гораздо более простым в реализации, чем «Идиот». В центре истории всего два персонажа. Да и строить декорации мифического Петербурга ему не требовалось — город стоял во всей красе, в натуральную величину.
Бес в ребро
В отличие от произведения Фёдора Михайловича условное обозначение главного персонажа («мечтатель») в титрах упомянуто с большой буквы. Один из любимых исполнителей ролей романтических героев в то время — Олег Стриженов. Он и стал Мечтателем на экране. Правда, актер считался рыцарем плаща и шпаги. А здесь ему пришлось сыграть бесхребетного романтика. Говорили, что в жизни Стриженов казался неприметным человеком небольшого роста, с копной рыжеватых волос. Но, когда появлялся в кадре, преображался, словно пленка его любила.
А вот на роль Настеньки режиссер долго искал исполнительницу, даже отчаялся. Он представлял ее особенной, видимо, сам стал смотреть на мир глазами главного персонажа повести. И вдруг однажды он увидел в картине Льва Кулиджанова «Отчий дом» Людмилу Марченко — девушку с глазами олененка, советскую Одри Хепбёрн. Утвердил ее без кинопроб и не заметил, как сам влюбился. Будучи потрясенной назначением на роль в ленте знаменитого постановщика, Марченко не поняла, что ею интересуются как женщиной. Она училась на 2-м курсе ВГИКа. 58-летний Пырьев встречал ее после занятий на роскошном «ЗИМе» с водителем.
Однокурсники немели, видя, кто за ней приезжает. А Людмила продолжала считать, что ее пестуют ради искусства.
На роль слепой бабушки юной героини режиссер позвал актрису Веру Попову. А красавицу герцогиню сыграла Ирина Скобцева, которая прославилась благодаря роли Дездемоны в картине «Отелло».
Евгений Моргунов, Галина Польских, Наталья Малявина мелькнули в коротких эпизодах и даже не упомянуты в титрах.
Закулисные страсти
В начале производства режиссер отправил художника-постановщика в Ленинград искать Петербург Достоевского. По возвращении тот огорошил Пырьева тем, что города времен классика не существует. Нет брусчатки, всюду электропровода троллейбусных линий. Художник пообещал воссоздать кварталы Петербурга в московском павильоне, и у него это получилось.
В деле Иван Александрович был резким. Все члены группы, снявшие с ним не один фильм, поражались его преображению в работе с Марченко. Его словно подменили! Даже на экране видно, что девушку, ее стан и лицо облюбовал объектив кинокамеры. Она наслаждалась звездным часом. А потом влюбилась в своего партнера Стриженова, между ними завязался роман. Когда Пырьев узнал об этом, угодил с инфарктом в больницу.
Как раз в этот период появилась потребность в короткой экспедиции в Ленинград. Поскольку мэтр воспитал профессиональную команду, со съемкой сцен проходов персонажей по набережным справились без него. Асфальт закрывали парусиной, имитирующей брусчатку.
По возвращении в Москву все увидели режиссера в добром здравии. Он сделал вывод, что роман Людмилы со Стриженовым — блажь, которая скоро пройдет. Так оно и вышло. Тогда он продолжил ухаживать. Купил ей кооперативную квартиру в районе станции метро «Аэропорт». Назначил высшую актерскую ставку за съемочный день и даже поехал свататься к ее родителям. Разница в 40 лет, конечно, смутила маму девушки: «Если она выйдет за вас, ее жизнь будет испорчена». На что Пырьев ответил: «Будет испорчена, если не выйдет».
Тем временем работу над лентой завершили. Висконти увидел фильм на Московском МКФ 1959 года, но неизвестно, что он сказал Пырьеву с глазу на глаз. Цветную картину считали слишком красочной. А любая слащавость вредна произведениям Достоевского.
Премьера для зрителей состоялась в феврале 1960-го. Лента получала призы на кинофорумах Лондона, Эдинбурга, а Британский киноинститут назвал ее лучшей зарубежной картиной 1960 года.
Роман Пырьева и Марченко продолжался, пока супруга режиссера Марина Ладынина в отчаянии не пожаловалась в ЦК КПСС.
Ивана Александровича на высшем уровне отчитали за аморальное поведение. Он ответил, что любит девушку и готов положить на стол партбилет. Но Марченко спешно решила выйти замуж за другого. Пырьев в ярости запретил режиссерам студии снимать и жену, и любовницу. Аннулировал их пропуска на «Мосфильм». Потом остыл, развелся, женился на новой юной пассии Лионелле Скирде, сняв ее в «Братьях Карамазовых». Картину доделать не успел. Умер в 1968-м от сердечного приступа. Монтаж ленты завершили исполнители главных ролей Кирилл Лавров и Михаил Ульянов. А Лионелла Скирда, погоревав, вышла замуж за Олега Стриженова! Вот такие закулисные страсти.
Еще материалы рубрики:
Вместо Евстигнеева сыграл Ролан Быков: как снимали выстраданный дебют Германа «Проверка на дорогах»
Роль Ефремова должен был сыграть Охлобыстин. Как снимали сериал «Граница: Таежный роман»
Смоктуновский был против роли главаря мафии, а в итоге переиграл Абдулова. Как снимали фильм «Гений»
Чем сериал «Матрешка» обескуражил фанатов шпионских детективов
«У Бубы деликатная болезнь, ему не наливать». Как снимался фильм «Мимино»