Почему Минск хотели лишить столичного статуса
80 лет назад — 16 декабря 1937 года — в Москву на имя Сталина и Молотова пришла докладная записка под грифом «Совершенно секретно». В ней говорилось о том, что столицу БССР нужно перенести из Минска в Могилев.
Любой минчанин, приехав в Могилев, сразу обратит внимание на поразительное сходство здания Могилевского облисполкома и столичного Дома правительства. Может даже сделать селфи, чтобы озадачить знакомых вопросом: «Угадай, где я?» Шутки шутками, но именно эта постройка напоминает: 80 лет назад Минск хотели лишить столичного статуса.
Первым делом
Еще в октябре 1937-го в правительстве БССР задумались над вопросом безопасности. Ситуация в мире была неспокойной. В Испании в разгаре гражданская война (1936–1939 годы). В ней активное участие принимали и советские добровольцы. В центре Европы свои позиции усиливала фашистская Германия. В 1936 году подписали японо-германское соглашение по обороне от коммунизма, известное как Антикоминтерновский пакт. Еще больше укрепилось желание перенести столицу, после того как к пакту в ноябре 1937-го присоединилась Италия. Угроза полномасштабной войны уже не казалась мифической.
В 1921 году граница между БССР и Польшей проходила всего в 50 км от Минска. В случае войны столица оказывалась в крайне невыгодном стратегическом положении. Войска противника в кратчайшие сроки могли оказаться на расстоянии, позволяющем обстреливать город артиллерией. Авиация же могла нанести бомбовые удары по Минску с первых минут боевых действий. Руководство республики, высшие партийные чины могли погибнуть от бомб в первый день конфликта.
Пришла пора
16 декабря 1937 года в Москву на имя Сталина и Молотова пришла докладная записка под грифом «Совершенно секретно». В ней исполняющий обязанности секретаря ЦК КП(б)Б Алексей Волков и председатель СНК БССР Афанасий Ковалев просили высшие власти Союза перенести столицу БССР в Могилев. «Минск находится очень близко от польской границы, расположен в одной крайней западной части БССР, слабо связан железнодорожными и шоссейными магистралями как с центрами Союза, так и с районами республики. Это создает большие неудобства в руководстве республикой центральных правительственных учреждений и организаций, создалась большая оторванность от столицы наиболее отдаленных районов». Так обосновывали инициативу переезда партийные чиновники. В качестве новой столицы выбрали город на Днепре. Объяснение этому чрезвычайно простое: в границах БССР того времени именно Могилев находился в центре республики и был связан железной дорогой со всеми областными центрами, «имел достаточную индустриальную базу, выгодно отличался от Минска в стратегическом отношении и по своим природным условиям имел большие перспективы для дальнейшего развития». Однако для осуществления такого грандиозного переселения партактива требуются солидные средства. Могилев был тихим провинциальным городом без подходящей для правящей элиты инфраструктуры. Необходимо построить рабочие помещения для министерств и ведомств, жилье для сотрудников, детские сады и школы для их детей, а также культурно-развлекательные учреждения (клубы, кинотеатр). Кроме того, в Могилеве нужны новый мост через Днепр, железнодорожный вокзал, почта, телеграф, больница, требуется провести водопровод и канализацию, улучшить энергоснабжение. Все предложения руководство БССР вместило в 12-страничный документ, который хранится сейчас в Национальном архиве Республики Беларусь.
На перенос столицы потребовалось 350 млн рублей — огромная по тем временам сумма. Возникла она из-за того, что «враги народа — троцкисты, бухаринцы, национал-фашисты, шпионы и диверсанты из бывшего руководства республики сознательно вредили и задерживали развитие города Могилева, во всех ассигнованиях на хозяйственное, культурное и городское хозяйство они город Могилев приравняли к сельскохозяйственному району».
Таким образом, перечисляя всё, что нужно построить и восстановить в Могилеве, партийные чиновники хотели получить от Москвы максимально возможную сумму: 205,25 млн рублей на 1938 год и 145 млн — на 1939 год. Этого было бы более чем достаточно для того, чтобы «строительство всех необходимых зданий закончить в первый квартал 1939 года с тем, чтобы в начале 1939 года перенести столицу в город Могилев».
Немного столичности
Политбюро ЦК ВКП(б) согласилось с предложением белорусских коллег. В решении за подписью секретаря ЦК Иосифа Сталина сообщалось: «Принять предложение ЦК КП(б)Б и СНК БССР о переводе столицы Беларуси из Минска в Могилев, признав при этом требование об отпуске 350 млн рублей на два года на строительство в Могилеве явно несуразным и рваческим». 15 января 1938 года последовал ответ ЦК КП(б)Б и СНК БССР. Власти республики поблагодарили ЦК ВКП(б) и СНК СССР за принятое решение о переводе столицы в Могилев. Причем они согласились, что сумма завышена, и отметили, что готовы уложиться всего в 110,5 млн рублей, построив лишь самое необходимое.
17 марта 1938 года в печать вышло постановление СНК БССР «О генеральном плане реконструкции города Могилева». Именно в нем впервые прозвучало, что город на Днепре станет административно-политическим центром БССР. Туда вскоре переедут не только партийные работники, но и академия наук, БГУ и другие вузы. Помимо масштабного жилого и промышленного строительства ожидается, что в Могилеве основным общественным транспортом станет троллейбус.
Для постройки нового здания Дома правительства консультантом по проектированию и сооружению пригласили архитектора Иосифа Лангбарда. Того самого, который построил его в Минске. На возведение здания выделили примерно 11 млн рублей. Столь сжатые сроки привели к тому, что в Могилеве возвели практически идентичный минскому Дом правительства, только в уменьшенном варианте.
Весь 1938 год кипела стройка. Союзный бюджет выделил всего 32, лн рублей. На эти деньги к концу года нужно было построить один 50-квартирный дом, два 24-квартирных, двадцать 8-квартирных, баню, две школы, детсад и ясли, поликлинику, роддом, а также дом для ответственных работников ЦК КП(б) и СНК. Ныне это могилевская достопримечательность, именуемая «Дом 90». Внутри были только пятикомнатные квартиры площадью 120 м2.
В городе на Днепре возвели площадь Ленина с Домом правительства,
административным зданием Наркомата внутренних дел БССР, несколько жилых домов. Но многое построить не успели. 5 февраля 1939 года в докладной записке главы правительства Кузьмы Киселева и секретаря ЦК КП(б) Беларуси Пантелеймона Пономаренко сообщалось, что программа городского строительства по городу Могилеву в 1938 году выполнена на 52 %. Причины банальны: отсутствие генеральной схемы планировки Могилева и проектно-сметных документаций, нехватка финансирования и кадров. Да и сроки, предложенные чиновниками, оказались слишком сжатыми для такого масштабного предприятия, как переезд столицы.
На чемоданах
В апреле 1939-го правительство решило, что не стоит затягивать с переездом. Окончательно в Могилев надлежало перебраться к ноябрю. Тем более что Дом правительства планировалось сдать к 1 декабря, а два 50-квартирных дома — летом, чтобы успеть обжиться на новом месте.
Вот только столичные чиновники менять свой уклад жизни не хотели, ведь в Минске у них были квартиры со всеми удобствами, прекрасные рабочие места. Да и город был лучше во всех отношениях — хорошие дороги, общественный транспорт, развитая сеть культурных учреждений. Но военная угроза была для всех очевидна. Многие ответственные товарищи летом 1939-го начали паковать чемоданы и готовиться к неизбежному ухудшению условий жизни. Хотя еще теплилась надежда, что переезд вновь перенесут.
В сентябре 1939 года все кардинально изменилось. После присоединения Западной Белоруссии Минск и Могилев поменялись местами. Город на Днепре стал окраинной территорией, а город на Свислочи оказался в самом центре БССР. Теперь именно Минск обладал всеми теми качествами столицы, которыми до этого славился Могилев.
14 октября 1939 года бюро ЦК КП(б)Б на очередном заседании рассмотрело вопрос «О столице Белорусской СССР» и решило попросить ЦК ВКП(б) пересмотреть решение от 19 апреля 1938 года «О переводе столицы из г. Минска в Могилев» и оставить Минск столицей БССР.