Почему рапсовое масло может заменить средиземноморское, и какая в этом роль пчел
В чем ценность этого растения для белорусской экономики и нашего питания, выясняла корреспондент агентства «Минск-Новости».
— Рапс — традиционная для отечественного земледелия культура, — рассказывает заместитель генерального директора по научной работе Научно-практического центра по земледелию НАН Беларуси кандидат сельскохозяйственных наук Дмитрий Лужинский. — В нашей республике его выращивают более 20 лет, ежегодно озимым рапсом засевают около 450 тыс. га.
По словам собеседника, в мире эту культуру ценят за безотходность. Из семян делают масло. Скошенная зеленая масса идет на корм скоту. В жмыхе, который остается после отжима масла, содержится более 20 % белка. Он прекрасно может заменять соевый шрот для кормления животных. Благодаря рапсу мы избавляемся от одной из статей импорта. А ведь Беларусь ежегодно закупала для кормления скота белковые наполнители на сумму свыше 300 млн долларов! Сейчас возделывание рапса позволяет оставить эти деньги в нашей стране и пустить их на развитие сельского хозяйства.
Масло заморское или свое?
В начале возделывания рапс считали технической культурой. Однако сегодня селекционеры вывели сорта, позволяющие получать высококачественное продовольственное растительное масло без горечи.
— По жирнокислотному составу рапсовое масло сходно со средиземноморскими растительными, — отмечает Д. Лужинский. — За счет возделывания озимого рапса Беларусь может полностью закрывать потребность в них.
Генеральный директор уверен: потребителям не стоит отдавать предпочтение импортным растительным маслам. Питательный эффект от них и от масла из белорусского рапса почти одинаков.
— В наших магазинах настоящего оливкового масла практически нет, — считает Д. Лужинский. — Под его видом часто продают смеси с оливковым маслом, рапсом и подсолнечником.
А что с холестерином?
Многие ограничивают употребление растительных масел и животных жиров, опасаясь холестерина.
— Эти страшилки не имеют ничего общего с реальностью, — поясняет руководитель. — Тот, который осаждается на стенках кровеносных сосудов, мы получаем не из съеденных жиров. Его синтезирует печень из глюкозы, сахара и крахмала. В организме человека в течение двух недель почти полностью обновляются клетки, а печень вырабатывает холестерин для их строительства. Другой вопрос: «Сколько его и какого он качества?» За это отвечает генетика. Если в генах предков есть «поломки», то вы не избавитесь от холестериновых бляшек в сосудах даже при диетическом питании.
Выгодный союз
Каким образом увеличить урожайность рапса? За счет пчел!
— Как опыляемое растение, он изначально связан с насекомыми, — говорит заведующий лабораторией наземных беспозвоночных животных Научно-практического центра НАН Беларуси по биоресурсам кандидат биологических наук Олег Прищепчик. — За день одна пчелиная семья опыляет несколько десятков миллионов цветков. Благодаря переносу пыльцы этими насекомыми на рапсе завязывается больше семян. Они крупнее обычных. А ведь именно из семени этой культуры получают масло. По оценкам экспертов, пчелы увеличивают урожайность рапса на 25–30 %. И это без затрат на химикаты и горючее для их внесения.
Рапс цветет в наших широтах с середины мая — первой половины июня и дает мед один из первых. Он белого цвета, быстро кристаллизуется. За нейтральный вкус его считают гипоаллергенным и ценят в Европе.
По словам собеседника, медосбор с рапса сравнительно небольшой — около 40 кг с гектара. Но плантации посадок огромные, пчелам не надо далеко лететь за нектаром, поэтому общий объем меда может быть внушительным. Однако преградой служат пестициды, ими несколько раз за сезон обрабатывают рапс от вредных насекомых, грибков и других возбудителей болезней. Чем крупнее плантация одной культуры, тем больше заразы она притягивает.
Пестициды опасны не только для вредителей, но и для пчел. У нас такую статистику не ведут. Но в России, по данным Федерального научного центра пчеловодства, за 2019-й погибли примерно 80 тысяч пчелосемей. В новостях за 2022 год много сообщений о массовом море этих насекомых от пестицидов.
В решении такой проблемы интересен опыт Германии — крупнейшего в ЕС производителя рапса. В этой стране он занимает более 1 млн га площадей. Немецкие аграрии заносят в специальную компьютерную программу данные о посевах этой культуры и датах химобработок. Что важно: все графики строго соблюдаются. Поэтому пчеловодам из Германии достаточно открыть через интернет эту программу, чтобы увидеть, когда и на какое поле они могут вывезти насекомых для медосбора. Выгода аграриев от сотрудничества с пчеловодами очевидна.
Увы, такой метод повышения урожайности рапса, как и гречихи с подсолнечником, в Беларуси пока не в почете. По словам О. Прищепчика, в аграрных хозяйствах почти не осталось пасек. Пчелами занимаются в основном фермеры. А ведь в Советском Союзе каждый колхоз и лесхоз содержали для повышения урожайности своего растениеводства от 50 до 100 пчелосемей! Были штатные должности пчеловода и его помощника. Подобные пасеки собирали по 80–100 кг меда с одной пчелиной семьи. Этих результатов достигли за счет органических методов ведения хозяйства.
Что мешает отечественным аграриям перенять опыт пусть не советских, а хотя бы немецких коллег? Наш Парк высоких технологий наверняка разработает необходимую компьютерную программу. Главное, чтобы указанные в ней сроки обработки пестицидами рапсовых полей строго соблюдались. Здесь корень проблемы! А ведь Президент Беларуси Александр Лукашенко постоянно напоминает аграриям о важности соблюдения технологий. Выходит, прибавка к урожаю в 30 % и около 20 тысяч т меда и есть цена нашей неорганизованности. Может, пора задуматься: «А чем мы хуже немцев?» — и взять с помощью жужжащих тружениц большой и здоровый урожай!
Смотрите также: