Почему режиссер ленты «Берегите мужчин!» и хита «Джентльмены удачи» застрелился, не дожив до 60 лет
За неделю до своего 60-летия в собственной комнате режиссер Александр Серый застелил ковер и мебель газетами и целлофаном, достал из шкафа браунинг, найденный в руинах еще в 1940-х, в послевоенной юности, и попрощался с жизнью. Что привело к печальному исходу, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Деловая, энергичная Марфа Петровна занимает высокую должность в одном из НИИ. Привыкла командовать не только на службе, но и дома. Ее бесхребетный муж Владимир Борисович периодически тщетно пытается охладить ее пыл.
К тому же у Марфы Петровны появляется поклонник. В угоду ему она пробует измениться, становится мягче. Муж, заметив это, хочет разобраться, в чем дело, и начинает выяснять обстоятельства жизни супруги вне дома.
Тернистым путем
Режиссер Александр Серый был человеком трудной судьбы. Впрочем, все начиналось не так плохо. В 1951 г. он окончил Московский авиационный институт. Дослужился до должности главного инженера секретного радиоцентра в Москве. Но в 30 лет решил кардинально изменить судьбу. Поступил на Высшие режиссерские курсы при «Мосфильме». Учился вместе с Георгием Данелией. С 1958-го работал ассистентом режиссера, а затем режиссером на «Мосфильме».
В тот период А. Серый встречался с будущей супругой Мариной Акоповой. Однажды он опаздывал на свидание на Чистых прудах. Позвонил из телефона-автомата знакомому, жившему рядом, попросил того выйти и предупредить Марину о том, что он задерживается. Знакомый так и сделал. Но пошел дождь, и он предложил девушке подождать Александра у него дома. Так и сделали. У нее была привычка: когда она садилась за стол, то снимала часы и клала их перед собой. Серый пришел, увидел снятые часы и решил, что случилась измена. Дескать, одеться Марина успела, а про часы забыла! Между знакомым и Александром завязалась драка. В поле зрения режиссера попал молоток, которым он ударил хозяина квартиры по голове. Да так, что тот остался инвалидом. Серого приговорили к шести годам колонии. Вышел он через четыре. Только благодаря другу и однокурснику Данелии снял свою первую картину «Выстрел в тумане» (1963), затем фильм «Иностранка» (1965). Правда, обе ленты разрешили делать совместно с другими постановщиками. Кроме Данелии Серый был во многом обязан директору «Мосфильма» Ивану Пырьеву, который прозвал его Отелло, но допустил с судимостью до кинопроцесса.
Следующей картиной Серого стал кинохит «Джентльмены удачи», требующий отдельного повествования. Сейчас можно сказать только то, что в работе над сценарием режиссеру снова посодействовал Данелия. А еще писательница Виктория Токарева. На ее имя оформили авторский договор на крупную сумму, которую соавторы должны были поделить после выплаты. Однако дочь режиссера уже после смерти отца обнаружила в его дневниках запись о том, что причитавшиеся ему 8 тыс. рублей с гонорара и авторских выплат Данелия не отдал, считая, что Серому достались слава и имя. Но и это не так. Во время премьеры «Джентльменов удачи» Александр угодил в больницу. В Доме кино балом правил Данелия. И все решили, что Серый в работе был его подмастерьем, несмотря на то что в титрах все указано. Между старыми приятелями пробежала черная кошка. Как писал режиссер: «я лишился (сдуру, очевидно) и друга, и восьми тысяч тиражных. Зато обрел отличного врага».
Только спустя пять лет после «Джентльменов удачи» Серому разрешили снять ленту «Ты — мне, я — тебе» (1976). Сценарий «Берегите мужчин!» постановщик написал сам. Но штатным режиссерам не позволяли заключать договор на написание сценария, так как гонорар за постановку фильма и написание его литературной основы слишком большая сумма для одного советского человека. Поэтому авторство сценария он оформил на супругу Марину Акопову. Запуск ленты оттягивали цензоры, делая замечание за замечанием. Приходилось выбрасывать из сценария целые сцены. Но в 1981 г. наконец началось производство.
Закаленная в детдоме
Пробы на роли супругов Марфы и Владимира Родионовых проходили две пары актеров: Виталий Соломин с Натальей Гундаревой и Леонид Куравлев с Ниной Руслановой. Худсовету показалось, что Гундарева и Соломин — это мезальянс. Их категорически отвергли, утвердив Куравлева с Руслановой. Кстати, вскоре после этого фильма актриса снялась в очень сильной белорусской ленте «Знак беды», сыграв главную роль Степаниды. Это был ее образ. Ведь актриса выросла в детском доме, и фамилию Русланова ей дали воспитатели, так как девочка хорошо пела. В картине Серого она тоже вполне на своем месте. Героиня с мощным внутренним стержнем. Только озвучила ее почему-то Лилиана Алешникова.
Александр Лазарев исполнил роль скульптора-графомана, ухаживающего за героиней Руслановой. Персонаж Натальи Селезневой стал экранной подругой Марфы Родионовой. Маму Владимира Родионова сыграла Римма Маркова.
Режиссер знал, что один из секретов успеха — наличие звезд в кадре. Поэтому он сделал все, чтобы в его фильме второстепенные роли исполнили Наталья Крачковская, Марианна Стриженова, Евгения Ханаева.
Прощальные кадры
Ленту снимали в Москве, в основном на улицах города и в так называемой Олимпийской деревне, возведенной на западе столицы в 1977–1980 годах перед XXII летними Олимпийскими играми для проживания их участников.
Режиссер наделил героев некоторыми чертами своего характера. Например, персонаж Куравлева коллекционирует музыкальные инструменты. Серый собирал уникальные джазовые пластинки. А упорством походил на Русланову. Правда, это мешало съемкам. Вспыльчивая Нина Ивановна могла бросить в режиссера чашку и уйти с площадки. Постановщик тоже не всегда сдерживался. И тогда на первый план выходил Куравлев, примиряя стороны.
Все усложняло то, что Александру поставили страшный диагноз «лейкоз» (рак крови). Часто съемочные смены отменяли. Иногда прямо на площадке оператор, заметив, что у постановщика начинается приступ, брал перерыв, якобы чтобы переставить свет или перезарядить пленку.
После окончания киносъемочного процесса его заставили вырезать финальную сцену. Премьера состоялась 4 марта 1983-го. За год кино посмотрели 15 млн зрителей — совсем неплохо. Такие цифры свидетельствуют о том, что картина окупилась. Но Серый считал: эта цифра провальная в сравнении с 65 млн зрителей, побывавшими в 1971-м на «Джентльменах удачи».
После премьеры болезнь словно отступила, началась ремиссия, длившаяся почти четыре года. Режиссер даже искал материал для нового кино. А когда признаки недуга возобновились, рак стал прогрессировать, он не захотел становиться обузой для жены, дочери и крохотной внучки. За неделю до своего 60-летия, 16 октября 1987 года, в собственной комнате Серый застелил ковер и мебель газетами и целлофаном, чтобы не испачкать их кровью. За окном ветер бросал в стекло пригоршни дождя, выбивая тревожную дробь. Режиссер достал из шкафа браунинг, найденный в руинах еще в 1940-х, в послевоенной юности, сел в кресло и… застрелился.
Еще материалы рубрики:
В 1979 году фильм посмотрели 25 млн зрителей. Как снимали картину «Суета сует»
«Урок литературы». Почему этот фильм режиссера «Большой перемены» на 20 лет положили на полку