Жетон за 2 евро, или Как зайцы пытаются проникнуть в столичную подземку
Возможно ли обмануть систему минского метро? Баек на этот счет ходит масса.
Заменить жетон пуговицей, монетой или любым круглым предметом схожего размера. Не меньше и «руководств» на тему, как вдарить створками турникета по идущему следом. Что правда, а что миф и сколько жетонов в день нужно минскому метро, узнавала корреспондент агентства «Минск-Новости».
Ежедневно в кассы метро закладывается порядка 800 тыс. жетонов. В отдельных случаях эта цифра может вырасти.

– Подобные меры принимают в случае возможного увеличения пассажиропотока, – объясняет пресс-секретарь КУП «Минский метрополитен» Андрей Кузьмин. – Например, как в случае с недавним циклоном «Даниелла». Мы заранее предупреждаем нехватку жетонов, ориентируясь на возрастающий пассажиропоток.

Запас жетонов в кассах есть и в штатном режиме. Служба движения столичного метрополитена регулярно проводит мониторинг количества пассажиров, но цифра все равно может меняться. Взять к примеру выходные дни, когда минчане массово едут отовариваться на Комаровский рынок. Пассажиропоток на станции метро «Площадь Якуба Коласа» резко возрастает. Или вечер воскресенья на станции метро «Площадь Ленина»: мы регулярно наблюдаем, сколько иногородних студентов возвращаются на учебу после выходных.
«Сломать» систему
Среди городских «мифов и легенд» бытует пара-тройка «инструкций», как пройти турникет без жетона. Скажем, при помощи пуговицы или монеты. Есть у этих баек основание?


На страже порядка стоит программное обеспечение. Идентификация жетона проходит по нескольким степеням защиты: размер, вес, цвет, наличие металлической пластинки внутри.

– Турникет – электронное средство фиксации, – отмечает Андрей Кузьмин. – И жетоноприемник рассчитан на опускание конкретного жетона единого образца. Фактически, обмануть систему невозможно. Да, однажды после инкассации обнаружили среди жетонов монету номиналом в 2 евро. Лично видел. Это пример того, что любая техника иногда может дать сбой. Но подобные случаи крайне редки. Впрочем, если кому-то охота заплатить за проезд не 5.500 рублей, а 2 евро – пожалуйста.

А уж махинация «пуговица вместо жетона» точно ни к чему хорошему не приведет. Если даже с размером угадаете, то по всем остальным показателям – пролет.

Провалившись в попытках обмануть машину, пылкий ум горожан продолжает искать варианты халявного проезда. И речь даже не о киношном прыжке через турникет. Куда проще выдать себя за льготника и воспользоваться служебным проходом возле кабины контролера. Особенно любима так называемая справка школьника. Только вот незадача:
– Данным проходом имеют право пользоваться пассажиры, имеющие право на льготы, – поясняет Андрей Кузьмин. – У которых есть при себе удостоверение, подтверждающее данное право. Ситуации с поддельными школьными справками часто возникают в начале учебного года.
За подобную хитроумность грозит уголовная ответственность.
Статья 380 Уголовного кодекса республики Беларусь
Подделка, изготовление, использование либо сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков
- Подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях использования такого документа самим исполнителем или другим лицом, либо сбыт такого документа, либо изготовление поддельных штампов, печатей, бланков в тех же целях, либо их сбыт, либо использование заведомо подложного документа наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет.
- Те же действия, совершенные повторно либо группой лиц по предварительному сговору, наказываются штрафом, или арестом на срок от трех до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до трех лет.
Через турникет без травм
Человек всегда ищет не только хлеба (читаем халявы), но и зрелищ – развлечений. Мало кого удивит история о том, как можно подстроить удар створками турникета следом идущему пассажиру. Нужно всего-то прикрыть ладошкой последнее окошко (один из 4 датчиков) на внутренней стенке автомата.

– Даже если умышленно прикрыть один датчик ладонью, ногой, сумкой – ничего не произойдет, – с улыбкой отвечает Андрей Кузьмин. – Турникет продолжит работать в привычном режиме. Створки срабатывают на неправильный алгоритм действий.
А правильный алгоритм четко прописан на сайте столичного метрополитена.
Произвели оплату – дождитесь зеленой стрелки и звукового сигнала. Жетон может застрять, проездной – закончиться, система – дать сбой. А по итогу вы получите ощутимый удар.

– Многие пассажиры не обращают внимания, сработала оплата проезда или нет, – добавляет Андрей Кузьмин. – А достаточно уделить 2–3 секунды своего времени и избежать близкого контакта со створками турникета.

На металлические предметы в карманах одежды – телефон, ключи – турникет не сработает.

Фото Алексея Колесникова и из интернета




































