Почему в Беларуси исследованию трагических страниц истории уделяется большое внимание
Не раз и не два приходилось слышать размышления следующего плана: почему в Беларуси именно сегодня такое внимание уделяется исследованию трагических страниц нашей истории в целом и Великой Отечественной войны в частности? С чем связана активизация деятельности Генеральной прокуратуры в этом направлении — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Вопросы и ответы
В апреле 2021 года Генеральный прокурор Республики Беларусь Андрей Швед принял решение о возбуждении одного из самых резонансных в истории независимой Беларуси уголовных дел по факту совершения нацистскими преступниками и их соучастниками геноцида белорусского народа на территории БССР и других государств в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период.
Произошедшие в Беларуси события августа 2020 года и последующего периода заставили вновь обратиться к истории нашей страны. Стали активно распространяться фейки о Великой Отечественной, предприниматься попытки переписать историю. Чтобы переломить эти тенденции, обществу было предложено вспомнить важнейшие ее страницы и сделать выводы. Звучат пророчески слова гениального Лермонтова: «Вы скажете, что нравственность от этого не выигрывает? Извините. Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины».
Иди и смотри
Три года назад Генеральная прокуратура инициировала издание серии обжигающих душу и сердце книг на тему геноцида белорусского народа. Они выходят под общей редакцией Андрея Шведа.
Вот как оценил издание «Геноцид белорусского народа. Лагеря смерти» советник-посланник Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации, депутат Палаты представителей Александр Шпаковский:
— Опубликованные в книге ранее неизвестные широкой общественности сведения позволяют оценить реальные масштабы геноцида. В просветительских целях издание направлено в западноевропейские страны. Выражаем надежду, что представители местных элит проявят интерес к изучению представленных документов.
О важности и актуальности этих книг неоднократно говорил известный философ и политолог Алексей Дзермант:
— Беларусь и Россия объединены горьким опытом той трагедии, которую мы пережили, когда нацистская Германия вместе с сателлитами решила, что имеет право уничтожать и стирать с лица земли целые народы и государства. Мы одними из первых узнали, что такое практика геноцида, и пережили это на своей судьбе. Если брать демографию, то мы ведь до сих пор не оправились от этого удара. Как мы можем молчать об этом?
Но говорить и читать — это одно. А видеть своими глазами, что стоит за фразами «преступления против человечества», «геноцид целого народа», совсем другое. И поэтому Генеральная прокуратура организовала посещение мест проведения раскопок на месте убийства мирного населения и военнопленных.
Урочище Уручье под Минском — место уничтожения и захоронения останков более 50 тыс. граждан — посетили тысячи жителей Беларуси. Среди них представители органов государственной власти, студенты ведущих вузов страны, активисты молодежных организаций.
С нами малые дети Хатыни
Нынешний год примечателен двумя достаточно необычными судебными процессами. В марте был вынесен первый в истории суверенной Беларуси обвинительный приговор по делу о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Виновным признали служившего в 118‑м карательном батальоне пособников нацистов Владимира Катрюка — одного из палачей жителей деревни Хатынь.
Да, он сбежал от возмездия и сравнительно недавно умер в Канаде. В ходе слушания уголовного дела государственный обвинитель зачитал многочисленные страницы собранных материалов. Буквально за каждой фразой прокурора вставали судьбы варварски уничтоженных на нашей земле детей и их матерей, инвалидов, стариков… Как такое вообще было возможно в ХХ веке?
А с середины ноября Верховный Суд рассматривает дело еще одного карателя Хатыни — Константина Смовского, возглавлявшего палаческий 118‑й батальон практически с момента его создания. Он также сбежал на Запад и умер в США еще в 1960 году.
Но процессы организовываются не для того, чтобы карать покойников. На первое место выходит тот факт, что любые нынешние попытки перекроить прошлое, забыть о жертвах и перекрасить белое в черное и наоборот невозможны. Мы слишком много выстрадали и заплатили невероятно высокую цену за то, чтобы позволить обмануть себя и наших детей.
Фото с сайта Генеральной прокуратуры Беларуси