1200 90

Почему запретили комедию «Тридцать три», и какое участие в этом приняли космонавты Гагарин и Леонов

Фильм «Тридцать три» 1966 года всего лишь две недели поколесил по кинотеатрам СССР — и сразу попал в категорию запрещенных не без участия советских космонавтов Юрия Гагарина и Алексея Леонова. Почему так случилось, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

kadr2

О чем кино

В городке Верхние Ямки, в полости рта совершенно обычного технолога завода безалкогольных напитков Ивана Травкина, стоматолог обнаруживает 33 зуба. Героя везут в Москву, где о нем пишет пресса, он становится популярен. А потом присоединяется к международной научной конференции! Его собираются отправить в первый космический полет, результатом которого станет контакт с внеземными цивилизациями.

Подлог и ухищрения

georgij daneliya

Георгий Данелия

В середине 1960-х режиссер Георгий Данелия решил снять приключенческое кино. В 1962-м вышла его лента «Путь к причалу» по повести моряка, известного литератора Виктора Конецкого, ранее написавшего сценарий фильма «Полосатый рейс» (1961). Постановщик пригласил его в соавторы для осуществления новой задумки. Приятели сели за создание истории о нападении на корабль в океане, с которого крадут все подручные средства, питание, даже аккумуляторы, но команда благодаря смекалке достигает берега. На каком-то этапе дело застопорилось. Еще один автор, Валентин Ежов, сценарист ленты «Баллада о солдате» (1959), предложил коллегам отложить корабельную ленту и попробовать реализовать сатирическую идею о человеке, у которого обнаруживают 33 зуба. Не то чтоб от такой новости люди способны испытать священный ужас, но наверняка могли ждать чудес, видеть в этом нечто потустороннее, а поскольку началась космическая эра, то происхождение сверхкомплектного зуба легко увязывалось в воображении с инопланетянами.

Ухватившись за сюжет, троица на несколько месяцев укатила в Ялту работать над сценарием. Успешные советские кинематографисты могли себе такое позволить. Когда материал написали, перечитали, поняли: многие сцены обречены на дальнейшее удаление цензурой. Тогда решили дополнить текст намеренно утрированными эпизодами, чтоб редакторы именно их вырезали, а на остальные перегибы не обратили внимание. Так и вышло. Проверяющие удалили линию, в которой главного героя бесконечно вызывают на беседы в КГБ, допытываются, не шпион ли он, и нет ли в 33-м зубе специального радиопередатчика. А остальные эпизоды оставили! Такой подлог кажется неправдоподобным, но он действительно работал в ту пору!

Крамаров и другие

Роль Травкина соавторы писали для Юрия Никулина. Но так совпало, что он уехал с цирком на длительные зарубежные гастроли. Конецкий, после «Полосатого рейса», считал Евгения Леонова гением актерского мастерства. Захотел доверить главную роль ему. Поскольку предложений поучаствовать в разных лентах у артиста оказалось более чем достаточно, Евгений Павлович (видимо, чтоб отказали и забыли про него) запросил оплату по первой категории. А это 56 рублей за съемочный день, огромные деньги, половина месячной зарплаты в театре! Данелия возмутился алчности исполнителя. Но, сходив на спектакль с его участием «Дни Турбиных», понял правоту Конецкого, и уже приготовился доплачивать артисту из своего кармана. Однако, после внимательного прочтения сценария, Леонов дал согласие работать за умеренные деньги. Не обладая слухом и вокальными данными, он даже спел в кадре песенку «На речке, на речке, на том бережочке…».

scale 1200

Режиссеру показалось, что этого эпизода не хватает для окончательного формирования характера персонажа. Почему именно этот народный хит? Дело в том, что, проходя службу в армии, будущий постановщик, чтоб избежать тягот солдатской службы, записался в самодеятельность. И именно данное произведение ему приходилось исполнять десятки раз на всевозможных смотрах. Зрителям казалось это забавным слушать из уст солдата. И тут подобное пение выглядело и проникновенно и, в то же время, комично. Это и нужно было!

Актеров на многие другие роли подбирали, что называется, на сопротивление из очевидных антитипажей. Очень красивая в те годы Ирина Скобцева стала на экране психотерапевтом Верой Фёдоровной. А Инна Чурикова, девушка с нетипичной внешностью, — соблазнительницей Розочкой. Сначала постановщик отверг ее кандидатуру. Но второй раз она пришла при полном макияже, с накинутым на плечо шарфом, и ее утвердили на роль.

Не менее заведомо потешно выглядел Фрунзик Мкртчян в образе профессора Брука. Как и Владимир Басов, сыгравший директора музея, уговаривающего Травкина завещать его учреждению челюсть, а лучше череп целиком!

И конечно, вишенкой на торте в череде антитипажей стал Савелий Крамаров, перевоплотившийся в модного поэта Хомутова, дымящего курительной трубкой! Явная пародия на Вознесенского!

etu obyazatelno

Исключительно по халатности

Кино снимали в Ростове Ярославской области и в самом Ярославле. На экране очень точно показана атмосфера советского провинциального городка середины ХХ века: купола церквушек, вросшие в землю избы, административные здания в двухэтажных дореволюционных постройках.

Что примечательно, премьера кино состоялась в день рождения Ленина, 22 апреля 1966 года. И сразу после нее поднялась волна возмущений. Как отмечал в своем дневнике руководитель подготовки космонавтов Николай Каманин, первый космонавт Юрий Гагарин и первый человек, вышедший в открытый космос, Алексей Леонов сочли картину издевательством над их героической профессией. По их мнению, в сюжете все обставлено так, будто любой прохожий без подготовки может выйти на орбиту. Их обеспокоенность тоже можно понять. В ответ на реакцию, руководители центра полетов посмотрели фильм, но ничего крамольного в нем не нашли. С подачи уважаемых легенд советской космонавтики, или без их участия, главный идеолог страны Михаил Суслов, увидев в ленте кортеж (автомобиль «Чайка» в сопровождении эскорта мотоциклистов), узрел в этом насмешку над недавней встречей космонавтов Леонова и Беляева, да и в целом над правительственными церемониями. На требование вырезать эпизод, Данелия ответил отказом. Тогда фильм положили на полку. Но произошло невообразимое. Кино уже несколько недель колесило по городам и весям. То ли приказ прозвучал невнятно, или бесхозяйственность в сфере кинопроката достигла апофеоза. Словом, сотни из тысяч копий не были изъяты и продолжали колесить по сельским клубам, воинским частям и кинотеатрам за пределами Москвы в 1960–1970-е годы. Сам постановщик признался, что однажды, в середине 1980-х, на встрече со зрителями решил посетовать: его картина «Тридцать три» двадцать лет пролежала на полке. В ответ на это в зале поднялся смех. Большая часть зрителей видела «сверхзакрытый» фильм в разные годы! Хоть по телевизору его начали демонстрировать после начала горбачёвской перестройки.

k 4

Лента стала последней черно-белой в фильмографии постановщика. Что примечательно, начиная с нее, Евгений Леонов снимался во всех последующих картинах Георгия Данелии. Альянс двух одаренных людей и их коллег оставил для нас целую череду выдающихся фильмов: «Афоня», «Осенний марафон», «Кин-дза-дза!» и др.

Еще материалы рубрики:

Фильм «Мой младший брат» открыл для кино трех знаковых актеров

«Ленин в октябре». Во время съемок этого фильма кинематографистов преследовал злой рок

В этой мелодраме Ирина Алфёрова сыграла двух героинь. Как снимался фильм «Предчувствие любви»

«Странная женщина». Увидев съемку этого фильма, пожилая дама начала креститься — она решила, что настал конец света

«Тегеран-43». На съемках этого фильма Ален Делон набросился с кулаками на советского режиссера

minsk novosti 910 110
telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Курсант Сталин, поэт Уткин и создатель лунохода Бабакин. Этот день в истории: 13 ноября

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 13 ноября в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1939 год. Сын Сталина Василий сообщает отцу о намерении не покидать стен летной школы до выпуска из нее

vasilij stalin

«Папа! Я не приеду больше до тех пор, пока не кончу школу, хотя очень соскучился по тебе. Осталось недолго, и я решил выдержать, потому что, я думаю, тебе будет приятней встретиться со мной уже окончившим школу», — писал 18-летний курсант Качинской военной авиационной школы им. А. Мясникова Василий Сталин.

Иосифу Виссарионовичу, безусловно, импонировал такой подход к делу вовсе не потому, что он не хотел видеть в гости сына. Отец лишь ратовал за то, чтобы парень получил необходимые летные навыки и находился в тех же условиях, что и остальные курсанты.

Поступление в авиашколу сына Сталина, конечно же, стало главной сенсацией в жизни тихого поселка под Севастополем. «Особое отношение» к нему обозначилось с самого начала. На вокзале в Севастополе прибывшего на учебу Василия встретил на автомобиле лично комиссар школы Семёнов, которого по дороге в училище курсант «стращал»: «В этом году в Севастополь должен приехать папа отдыхать и, вероятно, заедет на Качу». Новобранца разместили не в общежитии, как остальных курсантов, а в отдельной гостинице при школе. Питался Василий не с курсантского стола, а по рациону комсостава. Однажды Сталин-младший заказал восточное блюдо, неведомое местным поварам, и в Севастополь специально был послан человек, чтобы узнать, как оно готовится. Несколько раз командование, по просьбе Василия, выделяло ему машину для поездок в Севастополь. Неуемный курсант даже подбил начальника штаба школы Герасименко на мотоциклетные гонки на территории училища. И угомонился лишь тогда, когда сам слетел с мотоцикла. Об этом ЧП начштаба, опять же по просьбе Василия, отделавшегося легкими царапинами и ссадинами, командованию не доложил.

Все эти шалости стали известны отцу, который, зная характер Василия, с первых же дней пребывания в Каче потребовал полнейшую информацию о его поведении. Сталин не зря подозревал, что, оказавшись вне поля зрения родных и охранников, сын даст волю своему необузданному нраву, и опасался, что командование школы будет потакать его капризам и тем самым развратит. Поэтому вскоре руководству школы «прилетело» по каналам Берии.

Более же всего Сталина заботила профессиональная подготовка Василия как летчика. Ему докладывали, да и сам он, зная сына, мог это предположить, что Василий будет стремиться в учебе «перескочить теорию», сосредоточившись на практике. Начальник авиашколы Василий Иванов получил распоряжение: «Лично проверьте, не допускались ли перескакивания в летном обучении при проведении вывозных полетов курсанта Василия С. Впредь лично и тщательно за этим следите и этого не допускать».

Результатом такого «присмотра» и стало желание Василия сосредоточиться до выпуска из школы на учебе, о чем он информирует отца в письме от 13 ноября 1939 г.

Авиашколу Василий закончил ранней весной 1940 г. В его выпускной аттестации говорилось: «…Теоретическая успеваемость отличная. Больше интересуется практическими занятиями по всем предметам, недооценивает теоретическую часть их. Хорошо усвоил полеты в закрытой кабине и штурманские, отлично выполнял полеты на высоту с кислородом, отлично летает строем. Летать любит, но недостаточно тщательно готовится к полетам, необходим контроль за подготовкой к полетам. Физически развит хорошо. Строевая подготовка отличная. По личным и летным качествам может быть использован в истребительной части, как летчик-истребитель и достоин присвоения военного звания лейтенанта, т. к. все предметы и технику пилотирования сдал на отлично».

1914 год. В США Мэри Фелпс Джейкоб патентует новый женский предмет нижнего белья — эластичный бюстгальтер без плечиков (бретелек)

Готовясь к балу, 19-летняя Мэри, жительница Нью-Йорка, стала примерять купленное по этому случаю модное вечернее платье, обнажавшее женские плечи. И тут обнаружилось, что корсет из китового уса, который тогда носили женщины, выглядывает наружу. Не растерявшись, Мэри с помощью горничной сшила из двух розовых шелковых платков и резинки новый наряд. На балу подруги обратили внимание на то, что Мэри двигается свободнее, чем они сами, и наперебой стали выспрашивать, в чем секрет.

Мери не стала делать тайны из своего изобретения, но решила зарегистрировать его в патентном бюро как «бесспинный бюстодержатель». Позднее она продала права на него корсетной компании за 1,5 тыс. долларов. Со временем компания заработала на этом 15 млн долларов, а Мэри скончалась в 1970 г. в безвестности.

В 1928 г. изобретение было усовершенствовано родившейся в белорусском Ракове Идой Розенталь, которая придумала чашечки и установила четыре размера бюстгальтеров.

1914 год. Родился Георгий Бабакин, инженер-конструктор, работавший в космической программе СССР, создатель советского лунохода

babakin

Именно под его началом НПО им. Лавочкина удалось сконструировать дистанционно управляемые космические аппараты.

Бабакин начал свою карьеру с радиотехники, стартовав с рабочих позиций в Московской телефонной компании в 1930 г. С 1943 по 1949 год работал над радиолокационными системами ориентации в Институт автоматики при ВСНИТО, где был заведующим лабораторией, затем начальником КБ и наконец главным конструктором.

Во время холодной войны, в 1949 г., его пригласили в НИИ-88 для разработок ракет «земля — воздух» и систем наведения. А в 1952-м с группой коллег перевели в конструкторское бюро С. А. Лавочкина, где с его участием были созданы межконтинентальная крылатая ракета «Буря» и зенитно-ракетный комплекс В-300.

В 1960 г. прямо во время испытаний на полигоне Сары-Шаган на руках у Бабакина от сердечного приступа умер его учитель, выдающийся советский авиаконструктор Семён Лавочкин. Бабакин возглавил конструкторское бюро.

Во времена космической гонки между США и СССР, в 1965 г. Сергей Королёв поручил Бабакину работу над космическими непилотируемыми аппаратами, которые могли бы достигнуть поверхности других планет. И 12 июня 1967 г. конструкторским бюро под руководством Бабакина была создана и отправлена на Венеру для изучения атмосферы этой далекой планеты автоматическая станция «Венера-4».

Вершиной инженерной карьеры Бабакина стало 17 ноября 1970 г., когда созданный под его началом «Луноход-1» успешно прилунился в Море дождей на поверхности естественного спутника Земли.

В мае 1971 г. Бабакин и его конструкторское бюро впервые в мире отправили к Марсу автоматические станции «Марс-2» и «Марс-3», задачей которых было исследование красной планеты с орбиты и поверхности. Но узнать о завершении этих экспедиций конструктору было не суждено — Георгий Николаевич умер от сердечного приступа 1 августа 1971 г. А космические станции успешно закончили исследование Марса в августе 1972-го.

В настоящее время отдел исследований им. Бабакина продолжает разрабатывать и строить космические станции.

1944 год. Обрывается жизнь талантливого поэта и журналиста Иосифа Уткина

iosif utkin

С началом Великой Отечественной войны Уткин ушел на фронт, воевал под Брянском. В сентябре 1941 г., в страшном бою под Ельней, был ранен осколком мины — ему оторвало четыре пальца правой руки. Уткина отправили на лечение в Ташкент. Несмотря на ранение, поэт не прекращал литературной работы. Стихи диктовал, даже находясь в полевом госпитале.

Я видел девочку убитую,
Цветы стояли у стола.
С глазами, навсегда закрытыми,
Казалось, девочка спала.
И сон ее, казалось, тонок,
И вся она напряжена,
Как будто что-то ждал ребенок…
Спроси, чего ждала она?
Она ждала, товарищ, вести,
Тобою вырванной в бою, —
О страшной, беспощадной мести
За смерть невинную свою!

Едва оправившись от ранения, Уткин рвался «на линию огня», беспокоя высшие военные органы настойчивыми просьбами послать его на фронт. Летом 1942 г. он вновь оказался на Брянском фронте — в качестве спецкора Совинформбюро, от газет «Правда» и «Известия». Участвовал в боях, совершая большие переходы с солдатами. Летом 1944 г. вышел последний сборник его произведений — «О родине, о дружбе, о любви».

Если я не вернусь, дорогая,
Нежным письмам твоим не внемля,
Не подумай, что это — другая.
Это значит… сырая земля.
Это значит, дубы-нелюдимы
Надо мною грустят в тишине,
А такую разлуку с любимой
Ты простишь вместе с родиной мне.

Эти строки, на которые Александр Вертинский создаст прекрасную песню (на стихи Уткина вообще написано немало песен), поэт написал за два года до смерти. Жизнь его оборвалась трагически и нелепо. 13 ноября 1944 г., возвращаясь с Западного фронта, Уткин погиб в авиакатастрофе, случившейся совсем неподалеку от Москвы. Погиб на взлете творческого пути, в расцвете дарования, не дожив и до 42 лет.

По легенде, последней книжкой, что он держал в руках, был томик Лермонтова.

1989 год. В законодательстве СССР появляется положение о суде присяжных

sud

Верховный Совет закрепил право на такой суд за подсудимыми, которым грозила смертная казнь или лишение свободы на срок свыше десяти лет.

Так началось возвращение в практику института судебной системы, существовавшего в Российской империи, но фактически ликвидированного большевиками.

Однако в реальности суд присяжных возобновил свою работу позже — уже после распада СССР. В 1993 г. он в порядке эксперимента появился в пяти субъектах РФ: Ивановской, Московской, Рязанской, Саратовской областях и Ставропольском крае.

Первый процесс с участием присяжных проходил с 15 по 17 декабря 1993 г. в Саратовском областном суде над братьями Артуром и Александром Мартыновыми, которые обвинялись в убийстве с особой жестокостью трех человек из корыстных побуждений, а также в разбойном нападении, совершенном группой лиц по предварительному сговору. В итоге деяния братьев были переквалифицированы на значительно более мягкую статью УК, что определило им меньший срок заключения. Один из преступников годы спустя вновь попал на скамью подсудимых.

Около десяти лет институт присяжных в современной России сосуществовал параллельно с институтом народных заседателей, доставшимся от советского периода. В 2004 г. институт народных заседателей был упразднен. С этого же времени присяжные заработали уже во всех регионах России, за исключением Чечни — там это случилось только в 2010 г.

В Беларуси неоднократно поднимался вопрос о целесообразности введения института суда присяжных заседателей, однако сторонников этого оказывалось немного — судьи, как и прокуроры, обычно выступают против.

На ряде минских улиц контролируют скорость и планируют нанести разметку 13 ноября

Мобильные датчики контроля скорости работают на 10 участках столицы 13 ноября, еще на шести планируется нанесение дорожной разметки, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на ГАИ.

машины дорога мкад

Скорость контролируют на МКАД (90 км/ч), пр. Независимости (60, 80 км/ч), Дзержинского (70 км/ч), Партизанском и Пушкина (60 км/ч), а также на ул. Ванеева, Притыцкого, Казинца, Московской и Ташкентской (везде 60 км/ч).

По информации «СМЭП Мингорисполкома», днем планируется нанесение дорожной разметки на ул. Лейтенанта Кижеватова, Киреенко, Есенина, Нововиленской, Ольшанской, Долгобродской.

В Госавтоинспекции просят водителей быть внимательными, соблюдать скоростной режим движения и учитывать погодные условия.