1200 90

ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ МИНСКА. Почти 40 лет отдал масштабному строительству в столице. Рассказываем о Викторе Мицкевиче

Почетный гражданин Минска Виктор Мицкевич из 91 года своей жизни почти 40 отдал масштабному строительству в столице. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

mgik 90 letiya miczkevich v i pozhoga 08

Он прекрасно помнит нашу столицу сразу после войны, восхищен нынешними изменениями в ее облике. В его жизни случалось всякое: великое и трагическое, фантастическое и очень земное.

Две даты рождения

По паспорту он родился 24 мая 1933-го. Но это не совсем так. Виктор появился на свет 24 сентября 1933 года в деревне Глухое Перхурово Дзержинского района (ее сожгли немцы в ходе карательной операции). Дело в том, что уже после войны по негласному указанию власти старались сделать юношей постарше, «записывая» сугубо на первую половину года. Так было целесообразнее — на случай экстренной мобилизации. И поскольку у Мицкевича, на тот момент уже перебравшегося из деревни в Минск, была возможность выбора, он просто сбросил 4 месяца с прекрасно известной ему даты. Так и пошло.

— Мне это даже нравилось, — смеется он. — Официально меня всегда поздравляли и подарки дарили в мае. А особо близкие люди не забывали и про сентябрь. Так было и в этом году, кстати.

Всем смертям назло

miczkevich 1

Виктор не раз мог погибнуть. Десятилетним пацаном пришлось пережить бесчинства фашистов в деревне Птичь Минского района, где поселилась семья в начале войны. Немцы в 1943-м в ходе карательной операции сожгли дом и едва не расстреляли мать. А старших брата и сестру, связных партизан, предал кто-то из односельчан. Их схватили, пытали. Чудом остались в живых. И таких историй в белорусских семьях было много. Однако не просто выжили и выстрадали — победили.

Свой хлеб

В 1948 году по воле отца юный Виктор оказался в Минске. Семья была большая. В деревне тогда жилось очень тяжело. И отец отправил его в столицу, в ремесленное училище — учиться на токаря. По его мнению, эта профессия была хлебной. Тогда вы вправе спросить: почему мы сегодня говорим про знаменитого строителя Мицкевича, а не про токаря или фрезеровщика? Как гласит одна мудрость, «мимо каждого человека хотя бы раз проносится лошадь удачи, но не каждому дано ее оседлать». В случае с Виктором произошло так. Сначала работал токарем пятого разряда на заводе имени Октябрьской революции. Потом отслужил срочную на флоте, а когда вернулся в Минск, вмешался старший брат. На тот момент он уже работал в столице строителем. Предложил: «Витек, а давай к нам. Будем вместе город отстраивать. Не пожалеешь».

Виктор поступил на вечернее отделение техникума трудовых резервов, а на работу устроился в Управление механизации № 70 «Треста № 15 «Спецстрой». С этим трестом связана вся его дальнейшая трудовая биография.

miczkevich 4

Как город возрождался из руин

У Виктора Иосифовича феноменально цепкая память. Он хорошо помнит свое первое появление в столице вместе с отцом, когда полуразрушенный неказистый город состоял в основном из небольших домиков и был похож на поселок. Из масштабных зданий уцелели лишь Дом правительства, Дом офицеров, Академия наук, Театр оперы и балета. Послевоенный одноэтажный город просматривался невооруженным глазом от площади Ленина до нынешнего ботанического сада и парка Челюскинцев.

— За ботаническим садом, где теперь улица Макаёнка, под открытым небом размещалась выставка трофейной военной техники, — вспоминает собеседник. — В то время это была глухая окраина города.

Первая кирпичная многоэтажка в послевоенном Минске появилась на углу Куйбышева и тогдашней ул. Варвашени (ныне пр. Машерова), возле военного госпиталя.

Трест, который не лопнул

Однако вернемся к структуре, где В. Мицкевич прошел путь от низов до самого верха. Трест № 15 «Спецстрой», который он возглавлял без малого четверть века, возводил крупнейшие городские водозаборы и очистные сооружения, проводил инженерные сети и канализацию. Но особого внимания заслуживает участие треста и персонально его руководителя в строительстве минского метро.

Мицкевич стал руководителем организации в 1976 году. А 16 июня 1977-го была забита первая свая в основание будущей станции «Парк Челюскинцев».

7d8wqshrizm

Тресту в ходе реализации этого непростого проекта поручили выполнять едва ли не самую ответственную и сложную миссию: перекладывать все сети и коммуникации от «Востока» до «Института культуры». Требовалось перепахать буквально каждый метр земли на нынешнем пр. Независимости, стараясь не нарушить телефонную связь, снабжение людей электричеством и водой, организовать движение транспорта. Всякое тогда случалось.

— Например, во время работ по строительству станции «Площадь Победы» откопали снаряды времен Великой Отечественной, — вспоминает Виктор Иосифович. — К счастью, ничего не сдетонировало. Саперы сработали оперативно, а мы продолжили идти вперед. Некогда было бояться и переживать.

pervaya svaya kopiya

И вот что интересно. Сейчас в центре Минска наблюдается бум, связанный со строительством новой линии метро. В районе той же ул. М. Богдановича можно увидеть типовые таблички: «Работы ведет «Трест № 15 «Спецстрой». Его нынешние специалисты благодарны многолетнему руководителю организации и наставнику. И есть за что. Любопытный факт. Фигурная мелкоштучная тротуарная плитка, по которой мы ежедневно ходим, катаемся на велосипедах и электросамокатах, появилась в Минске стараниями Мицкевича. В начале сложных для страны и столицы 1990-х Виктору Иосифовичу приходилось предпринимать нестандартные ходы, чтобы трест выжил. В частности, организация прокладывала и перекладывала инженерные коммуникации в немецких военных городках. За это платили валютой. И вот в Германии предприимчивый Мицкевич подсмотрел «плиточную тему». Часть заработанных денег инвестировали в машины для производства инновационной, как бы сказали сейчас, продукции. Так в 1993 году в Минске начали делать первую в Беларуси тротуарную плитку. Потом эту идею подхватили и развили другие предприятия. Однако Трест № 15 был первым. Поэтому он не просто выживал, а развивался.

Таких интересных историй можно рассказать очень много.

— Все, что между небом и землей в нашей стране, создали строители, — подытоживает В. Мицкевич. — Я бы хотел, чтобы эта сфера всегда была на передовой, на виду. Ведь от ее развития зависит производство многих видов техники, бетона, цемента, иных стройматериалов, а в итоге наше общее благополучие. С высоты своих скромных 90 с небольшим прожитых лет могу сказать одно: все лучшее после нас остается людям. В этом и есть смысл человеческой жизни.

Справочно

В. Мицкевич более 40 лет проработал на разных должностях в Тресте № 15 «Спецстрой». Из них 23 года его возглавлял. Он приложил руку к строительству таких жизненно важных объектов столицы, как тепловые сети, улицы и дороги, станции столичного метро. За добросовестный труд награжден орденом «Знак Почета», медалями, является лауреатом Государственной премии СССР за строительство Минского метрополитена. Удостоен званий «Почетный гражданин города Минска» и «Заслуженный строитель БССР».

Читайте также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Ушел из жизни белорусский композитор Олег Елисеенков

Ушел из жизни композитор, заслуженный деятель искусств, доцент кафедры эстрадной музыки Белорусского государственного университета культуры и искусств Олег Елисеенков, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Министерство культуры.

000022 1729964003 671196 big

Олег Елисеенков. Фото Минкультуры

«Мы разделяем горечь и душевную боль с родными и близкими Олега Николаевича, память о нем навсегда останется в наших сердцах», — сказано в сообщении министерства.

О невосполнимости утраты для Белорусского союза композиторов сказала его председатель Елена Атрашкевич, слова которой приводит БЕЛТА.

— Этот человек занимал очень серьезную нишу в направлении эстрадного творчества и работы с молодежью. Он был прекрасный преподаватель, композитор, друг. Человек, который никогда ни на что не жаловался, всегда был позитивен, жив, молод душой и телом. Поэтому, конечно, его смерть стала для нас всех потрясением, — добавила Е. Атрашкевич.

Она отметила, что О. Елисеенков популяризировал белорусскую эстраду и был ей верен. Он автор прекрасных песен. По словам председателя Белорусского союза композиторов, она много работала с Олегом Николаевичем в различных конкурсах. В последнее время он особенно часто возглавлял жюри и всегда был очень компетентен.

О. Елисеенков также руководил студией «Гран-при» Государственного концертного оркестра, состоял в Белорусском союзе композиторов. Написал музыку к песням Ирины Дорофеевой «Ветразь кахання», Алеси «Не потеряй», «Птицы», «Усмешка», большинству песен из репертуара Александра Солодухи, а также сыграл большую роль в становлении многих молодых исполнителей.

О. Елисеенков — заслуженный деятель искусств Республики Беларусь, обладатель специального диплома Постоянного комитета Союзного государства за творческое воплощение идей дружбы народов Беларуси и России, а также премии Союзного государства в области литературы и искусства за 2015-2016 гг. В 2009 г. указом Президента Беларуси был награжден медалью Франциска Скорины.

«Храни меня, мой талисман». Фильм, который помог А. Абдулову избавиться от амплуа принца

Режиссер Роман Балаян в 1986 году снял фильм «Храни меня, мой талисман», который был удостоен награды на фестивале «Золотой тюльпан». Какие звездные актеры снялись в кинокартине и как она помогла Александру Абдулову избавиться от амплуа романтичного юноши — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

scale 1200 1

О чем кино

Середина 1980-х. Журналист Алексей Дмитриев и его супруга Татьяна приезжают в Болдино. Он делает серию репортажей о празднествах, посвященных Пушкину. Некто Климов, выдавая себя за знатока творчества поэта, бесцеремонно вторгается в личную жизнь семьи, начиная дерзко ухаживать за Татьяной. Образуется любовный треугольник. Дмитриев вызывает соперника на дуэль и берет охотничье ружье у друга, директора музея.

За красивым фасадом

roman balayan

Роман Балаян

Будущий режиссер Р. Балаян родился в Азербайджанской ССР. Он начинал карьеру в Степанакертском драматическом театре. Потом поступил на кинофакультет Киевского государственного института театрального искусства. Работал в УССР на киностудии имени А. П. Довженко.

Когда в середине 1970-х он снял свои первые полнометражные ленты «Каштанка», «Бирюк», они приглянулись молодому, но модному и звездному постановщику Никите Михалкову. Тот познакомил коллегу со сценаристом Виктором Мережко и актером Олегом Янковским. В результате Р. Балаян создал своеобразный киногимн поколения интеллигенции 1980-х «Полеты во сне и наяву» (1983). Картину именовали тихим диссидентством. Она поднимала щекотливые вопросы современности, тему кризисов среднего возраста и целого поколения эпохи развитого социализма

В 1985-м литератор Рустам Ибрагимбеков предложил Р. Балаяну сценарий фильма, позже названного по строке из стихотворения Пушкина «Храни меня, мой талисман». Там журналист Дмитриев во время круиза на теплоходе убивает на дуэли хама Климова. Постановщик решил показать, что за красивым высокодуховным фасадом у современных представителей творческой элиты часто находятся слабость и никчемность. Он перестроил сюжет так, что главный герой на дуэли не лишает жизни Климова, а просто теряет сознание с ружьем в руках. Соперник же зачерпывает грязную болотную жижу в пустую консервную банку и выливает ее ему на лицо, пытаясь привести в чувство. Словом, унижает, растаптывает Алексея окончательно.

rustam ibragimbekov

Рустам Ибрагимбеков

Чтобы усилить поэтическую атмосферу, Р. Балаян перенес действие с теплохода в Мекку пушкинистов — Болдино. В естественных декорациях после споров о творчестве и чести надлом ключевого персонажа в финале ощущается острее.

Р. Балаян не намеревался снимать фильм-издевку над интеллигенцией. Он хотел, чтобы та себя осознала. Ведь герой его прежней картины «Полеты во сне и наяву» все понимает о собственном кризисе и малодушии.

А журналист Дмитриев до определенного момента считает себя способным на поступок и только после случившегося начинает осознавать, кто он есть на самом деле и чего стоит.

Все свои

В роли Дмитриева никого, кроме О. Янковского, кстати, когда-то начинавшего актерскую карьеру в Минске, Р. Балаян не видел.

Посвятив много лет театру, режиссер жил классической русской литературой. Он видел в О. Янковском подлинного чеховского персонажа. Впрочем, диапазон этого артиста гораздо шире, чем прокрустово ложе русской интеллигенции. С таким же успехом тот справился бы и с отрицательной ролью Климова! Интересно, что этот образ решили доверить А. Абдулову именно по протекции О. Янковского. Дело в том, что в середине 1980-х 33-летний А. Абдулов всеми силами пытался избавиться от амплуа принца и романтического героя, предложениями сыграть которых его засыпали. А здесь роль циника, его мечта. К слову, после этой картины А. Абдулову начали доставаться более возмужавшие персонажи. Чего стоит, к примеру, Ненашев в ленте «Гений»!

0yyqfzai4k0

Александр Збруев сыграл директора музея в Болдино неслучайно. О. Янковский предложил постановщику собрать в фильме сработанную команду артистов из Ленкома! У него все получилось.

На роль супруги Дмитриева кастинги проходили многократно. Татьяна Друбич, хотя и не имела актерского образования, но в 1970–1980-х годах успешно снималась во многих хитах. Она органично вписалась в ансамбль.

Александра Адабашьяна, постоянного члена кинокоманды Н. Михалкова, Р. Балаян пригласил по дружбе, дабы тот создал образ французского туриста.

Для полного ощущения подлинности происходящего самих себя в картине сыграли Михаил Козаков и Булат Окуджава. Именно с ними журналист Дмитриев говорит о Пушкине и поэзии в целом.

Шли на актеров

Как бы странно ни прозвучало для современных кинематографистов, съемочный процесс начался с репетиций. Вся актерская группа приехала в Киев, поселилась в гостинице киностудии. Они днями проходили с постановщиком сцену за сценой. Обсуждали генеральную линию и, конечно, по вечерам устраивали застолья.

Потом коллектив направился в Болдино, куда прибыли М. Козаков с Б. Окуджавой. Все сцены, где они говорят с главными героями о пушкинской поэзии, кажутся документальными, снятыми скрытой камерой. Р. Балаян действительно задавал тему, артисты начинали импровизировать, а рядом работала камера. Потому есть ощущение репортажных зарисовок, где персонаж О. Янковского берет интервью у известных людей, встречается с ними для вечерних бесед. Кажется, будто для этих эпизодов не существовало заготовленного текста. И все же импровизация оказалась хорошо спланированной.

zhzh

Как вспоминали актеры, они быстро перестали обращать внимание на то, что участвуют в съемках. Процесс превратился в приятное общение. И лишь О. Янковский шел по линии, заданной сценарием.

Критики и зрители отнеслись к фильму неоднозначно. Знаковым он не стал. Правда, слыл новаторским. В кинотеатры публика шла не на авторскую ленту. Всем хотелось посмотреть новую картину с участием О. Янковского, А. Абдулова, А. Збруева и других звезд.

Еще материалы рубрики:

В этой мелодраме Ирина Алфёрова сыграла двух героинь. Как снимался фильм «Предчувствие любви»

«Странная женщина». Увидев съемку этого фильма, пожилая дама начала креститься — она решила, что настал конец света

«Тегеран-43». На съемках этого фильма Ален Делон набросился с кулаками на советского режиссера

В 1986 году съемки этой картины в Минске едва не сорвались из-за трагедии

Эту постановку отвергало Госкино, но фильм все-таки сняли. Он принес прибыль, превышавшую бюджет картины в 6 раз