Подарили комбикорм и разрешили потрогать корову. Как столичные школьники осваивают аграрные профессии
В средних учебных заведениях столицы свыше 400 классов профессиональной направленности — педагогические, инженерные и даже аграрные. Чему учат в последних и почему минские школьники мечтают о работе в сельском хозяйстве — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
В прошлом году в качестве эксперимента в столичных школах открыли три аграрные группы, в 2024-м — уже вдвое больше. Всего же 119 старшеклассников знакомятся с профессиями сельскохозяйственного профиля и планируют связать с ними жизнь. Уезжать из родного города, чтобы покорять село, не придется. Оказывается, в столице достаточно предприятий, которым необходимы молодые кадры, владеющие теорией и практикой в области сельского хозяйства. Школы и гимназии, где открыты аграрные классы, сотрудничают с Научно-практическим центром НАН Беларуси по земледелию, тепличным комбинатом «Мачулищи», Минским молочным заводом № 1 и другими предприятиями. Все они потенциальные работодатели.
Будущие аграрии
Такой агрокласс с сентября открыт и в школе № 206. Дети на повышенном уровне изучают биологию и русский язык. Эти два предмета необходимы при поступлении в вуз. Кроме того, в их недельном расписании дважды встречается факультатив «Введение в аграрные профессии».
Для зачисления в класс нужно выдержать конкурс. В аграрный 10-й принимают тех, у кого средний балл документа об образовании не ниже 6. Аналогичное требование к отметкам по профильным предметам.
Первая четверть позади, можно сделать выводы. Старшеклассников не в шутку, а всерьез называют аграриями. И, со слов ребят, своим статусом они гордятся. На форму крепят значок, придуманный специально для их класса.
— Мы готовы развеять миф, что выбор этого профиля — прямая дорога только на сельхозполя. Получив высшее образование, выпускники могут уйти в инженерию, машиностроение, энергетику, перерабатывающую промышленность, — пояснила директор школы Елена Климкович.
Учебное заведение сотрудничает с БГАТУ и Минским автомобильным заводом. У последнего есть подшефное хозяйство, которое производит молоко, говядину.
— Предприятие заинтересовано в наших выпускниках. Готово заключать целевые договоры на заманчивых условиях. Если ребята поступают в университет аграрной направленности, хозяйство будет ежемесячно выплачивать молодому человеку стипендию, помимо назначаемой государством. Также это гарантированное первое рабочее место, — рассказывает Е. Климкович.
Школьники уже съездили на предприятие, познакомились с сельхозугодьями, техникой, пообщались со специалистами. Посмотрели, в каких условиях выращивают быков, какое оборудование применяют для сбора урожая и обработки земель.
Теперь ребята шутят: сказать, что были в колхозе, язык не поворачивается. Им выдали халаты и бахилы. А, например, доярок там нет. Есть техник-технолог. Сбор молока проходит автоматически. Нашлись среди школьников и те, кто вовсе впервые увидел живых буренок.
— Нам разрешили потрогать коров, мы даже учились взаимодействовать с ними. Подарили образцы комбикорма, — вспомнил десятиклассник Даниил Саков.
Во саду и в огороде
В сфере сельского хозяйства десятки интересных профессий. Узнают о них школьники на специальном факультативном занятии.
— Мы изучаем востребованные в этой области специальности. А факультативный курс предполагает не только теорию, но и практические занятия, — отметила преподаватель биологии Ирина Косяник.
Ребятам рассказывают о господдержке аграрного бизнеса, цифровом сельском хозяйстве, внедрении в отрасль роботов и искусственного интеллекта. Объясняют, что такое умный сад, умное поле, умная ферма. Автоматизированные системы без непосредственного участия человека кормят, доят животных, очищают для них помещения. В профильном классе дети изучают основы агробиологии. В качестве практического занятия им предлагают, например, самостоятельно собрать гербарий из сорных растений. Будущие аграрии знакомятся с ландшафтным дизайном, особенностями организации пасек. Учатся разбираться в породах свиней, лошадей и во многом другом. Безусловно, узнают об интересных профессиях. Технолог по карантину и защите растений, агрохимик, почвовед, плодовод, овощевод, селекционер, семеновод, биотехнолог, фитодизайнер, ветеринарный врач. Впереди у школьников немало увлекательных занятий. Они станут осваивать техники обрезки плодового сада, проводить дегустационную оценку различных сортов томатов и других овощей. Даже узнают, как квасить капусту и оказывать неотложную помощь животным.
— Могу заниматься агробизнесом, возделывать землю и получать за это деньги, — планирует будущее Д. Саков. — Если выращивать животных, то коров. От них хорошая отдача — молоко, мясо. Занялся бы и редкими культурами, например апельсинами, мандаринами. Белорусские цитрусы — звучит интригующе.
— Рада, что поступила в аграрный класс, — замечает Вероника Богословская. — Отрасль сельского хозяйства развивается, появляются новые технологии. На экскурсии нам рассказывали, что если у родившегося теленка отсутствует сосательный рефлекс, то его кормят с помощью специального зонда, чтобы он рос, становился крепче. И за ним такой трепетный уход! Это мне очень понравилось. Сама же хочу стать инженером-энергетиком, планирую поступать в БГАТУ. И всем рекомендую идти в агрокласс.
— Считаю, сельское хозяйство должно быть сферой № 1 в стране. Оно снабжает людей продовольствием, — рассуждает ее одноклассник Владислав Молочко. — Моя мечта — стать инженером. Искать технологические решения для того, чтобы оптимизировать процессы производства.
Фото Алексея Столярова
Читайте также:
- Филиал «Лакнея»: от истоков до современных технологий — как труд и традиции формируют успешное сельское хозяйство
- Сельское единство. Как коллективный труд УП «ПИК-Лесное» превращает вызовы в успехи
- На полях, заводах и в войсках. Где молодежь Первомайского получает профессиональный опыт
- Импульс для всестороннего развития. В начальной школе № 112 «Гейм Стрим» открыла компьютерный класс
- «Разрабатываем технику, не уступающую зарубежной» – НПЦ НАН по механизации сельского хозяйства