Поездка без швов и бесплатный проездной. Как современные технологии меняют городской транспорт
Транспортные предприятия столицы активно внедряют передовые цифровые технологии для улучшения управления потоками движения, обеспечения безопасности и комфорта жителей и гостей Минска во время поездки по городу. Подробнее — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Директор государственного предприятия «Столичный транспорт и связь» Юрий Супранович пояснил, что для удобства пассажиров используются различные виды цифровых решений: интерактивные сайты с расписанием и схемами движения, электронные информационные табло, мессенджеры (@STS_Transort_News), бесконтактные смарт-карты (БСК), а также приложение для оплаты проезда «Оплати».
— Например, Transport BY позволяет любому пассажиру в режиме реального времени видеть, как движется автобус или троллейбус, — привел пример собеседник. — При этом преимущество этого приложения по сравнению с подобными сервисами в точности. Например, когда разрушился путепровод на Немиге, то согласно Яндекс-картам по нему еще несколько дней после ЧП ходил транспорт. Более того, упомянутая навигационная система не всегда оперативно указывает, на каких участках дорожной системы производятся ремонтные работы, и выстраивает маршрут исходя из предыдущих данных.
Для комфортной работы специалистов
При этом, что особо подчеркивает Ю. Супранович, «цифра» здорово помогает и самим транспортникам. С помощью программных продуктов идет управление пассажирскими перевозками, они помогают ускорить процесс планирования при выпуске на линию подвижного и водительского состава, отследить движение машин на маршруте, проконтролировать оплату проезда. Цифровые помощники, позволяющие отслеживать движение транспорта, а также сигнализировать о точности соблюдения расписания движения, есть в кабине водителя каждого городского автобуса, троллейбуса, трамвая и маршрутного такси.
— Основными инструментами сегодня выступают системы навигационного обеспечения и передачи данных (СНОиПД «Минсктранс») и автоматизированная система диспетчерского управления маршрутными такси (АСДУ-МТ «Столичный транспорт и связь»), — рассказал руководитель.
На учете каждая минута
Чтобы наглядно посмотреть, как работает «цифра», заглянули в Центр управления движением, который размещается в здании предприятия «Столичный транспорт и связь». Его основная задача — управление движением транспортных средств в режиме реального времени с помощью специальной автоматизированной системы. СНОиПД имеется и в «Минсктрансе»: она позволяет видеть, где конкретно в данный момент находится то или иное транспортное средство, с каким отклонением от расписания следует, не нарушается ли схема движения.
— Система также помогает оперативно принимать управленческие решения, что сказывается на комфорте горожан, — объяснил начальник центра Артем Буевич. — Прежде всего это касается организации движения маршрутов во время заторов, при проведении дорожных работ, подтоплении и в других экстренных случаях. Инженер центра заблаговременно информирует перевозчиков и водителей об этом, а также подсказывает варианты объезда проблемных участков посредством отправки сообщения на навигационный терминал, который имеется в каждом транспортном средстве.
В Центре управления движением посменно работают четыре инженера. Ведь как бы ни был всесилен искусственный интеллект, без человека не обойтись. Инженер первой категории Елена Акшевская трудится здесь почти 10 лет. Ее рабочий день начинается в 6:10 с распределения машин по карточкам маршрутов и контроля за выпуском на линии их планового количества. При этом Елена работает сразу на двух компьютерах: на одном мониторе у нее открыты карта города и мессенджер для общения с перевозчиками, на другом установлено программное обеспечение для отслеживания маршрутов в режиме онлайн.
— Если водитель сообщает мне, что где-то образовался затор, сразу открываю вкладку программы, где фиксируются данные о перемещении транспортных средств, — объяснила специалист. — Поступившая информация анализируется, и принимается решение о необходимости объезда в каждом конкретном случае.
А еще что любопытно: при помощи мессенджера Елена получает сведения о потерянных и найденных вещах. Так, накануне вследствие оперативного контакта с водителями маршруток удалось отыскать потерянную хоккейную клюшку.
В связке с другими ведомствами, например с ГАИ, ведется видеомониторинг дорожной обстановки. Благодаря этому специалисты имеют возможность заранее выявлять опасные участки и изменять маршрут, чтобы избежать нештатных ситуаций, а также причины и предпосылки ДТП.
Пассажир всегда прав. Так ли это?
Около года назад предприятие разработало чат-бот, при помощи которого пассажиры могут высказать свое мнение по поводу работы транспорта.
— И какие самые распространенные пожелания?
— В основном граждане просят продлить маршрут: всем хочется как можно скорее добраться от работы до дома и обратно без пересадок, — рассказал заместитель директора предприятия Андрей Илларионов. — Мы, конечно, стремимся помочь каждому, хотя и понимаем, что не всегда это возможно в силу объективных причин. Наша главная задача — оптимизация работы пассажирского транспорта и водителей.
— Можно ли сказать, что эти мессенджеры мотивируют людей активно участвовать в проектах и поддерживать ваши инициативы?
— Благодаря обратной связи складывается объективная картина, где нужно, например, прибавить или убавить единицы транспорта, оперативно изменить время отправления или режим работы автобусов и троллейбусов.
Посчитают всех. Каким образом?
Впрочем, информацию о пассажиропотоках, по словам А. Илларионова, получают и другим способом:
— Сотрудники предприятия — техники и инженеры — в часы пик идут на остановки: изучают, регулярно ли ходит транспорт, какова наполняемость. Для нескольких наших сотрудников это основная работа.
Однако такой метод достаточно ресурсозатратен. Поэтому в ближайшей перспективе планируется введение цифровых решений и здесь. Новая разработка позволит в автоматическом режиме определять загруженность подвижного состава на маршрутах, а также необходимость корректировки интервалов движения. Каким образом?
— Есть несколько вариантов. На данный момент нет однозначного мнения, какой из них лучше. Хотя мы больше склоняемся к тому, чтобы установить над дверями каждой машины инфракрасные датчики, которые будут считать каждого входящего в салон пассажира. Еще один вариант — аналитика информации, полученной с видеокамер в салонах машин, при помощи искусственного интеллекта, — отметил А. Илларионов.
— В рамках пилотного проекта уже несколько предприятий готовы подключиться к сотрудничеству по этому вопросу, — добавил Ю. Супранович.
Поездка без швов. Это как?
Директор предприятия упомянул и о другой запланированной инновации — внедрении бесшовных поездок:
— Ведется работа по созданию единой информационной системы, которая даст возможность пассажиру проложить наиболее подходящий для себя маршрут из точки А в точку В через точку С c учетом тех или иных критериев, например дешевле, однако дольше, или быстрее, но немного дороже. То есть бесшовные поездки — это приложение, которое поможет построить логистику и тут же ее оплатить.
Бесплатный проездной. Кому и зачем?
В ближайшее время в рамках проводимого в Минске эксперимента запланировано введение в оборот бесплатного проездного документа «Льготный». Это позволит учесть и проанализировать количество льготных категорий пассажиров и определить наиболее востребованные маршруты поездок таких граждан.
Единство транспорта и связи. В чем оно заключается?
Оперативное взаимодействие с транспортными единицами, а также экстренную связь со скорой, МЧС и другими городскими службами обеспечивает технический отдел. Руководит им ведущий инженер Игорь Ткач.
— Даже уйдя с рабочего места, я продолжаю получать экстренные звонки. Они перенаправляются на мой мобильный телефон, — сказал специалист.
Кстати, единство транспорта и связи — не просто слова. Зримым его воплощением, которое можно увидеть собственными глазами, является огромная стойка по управлению телефоном и интернетом. К слову, на балансе отдела более 50 км оптического кабеля, протянутого по всему городу.
— Общая совокупность различных инструментов цифровизации создает удобные условия как для пассажиров, так и для транспортников, — отметил Ю. Супранович. — Ведь при сбойных ситуациях в троллейбусном движении скорость возврата в штатное состояние зависит непосредственно от всех участников перевозок — от водителя троллейбуса до службы энергохозяйства «Минсктранса». Но если цифровые решения для информирования пассажиров заметны каждому, то автоматизация тех или иных процессов организации пассажирских перевозок скрыта от посторонних глаз. Однако именно благодаря скорости получения данных и их последующему анализу мы можем улучшать качество обслуживания. К примеру, сократить время выполнения рейсов, то есть пассажир быстрее приедет в нужную ему точку города.
Директор также напомнил, что многое зависит и от самих пассажиров: если у вас есть рациональные идеи по улучшению работы общественного транспорта и его комфорта, на предприятии «Столичный транспорт и связь» готовы рассмотреть и обсудить каждое предложение.
Фото автора и из архива агентства «Минск-Новости»