1200 90

Погрузиться в «еврейский ренессанс». В Минске выставили редкие полотна Я. Кругера и Ю. Пэна

Выставка «Ю. Пэн, Я. Кругер. Мастацкія школы Беларусі» проходит в Национальном художественном музее. Чем знамениты живописцы и какие уникальные картины можно увидеть в экспозиции — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

13 06 2024 kultura vystavka kartin miczevich 11 kopiya

13 06 2024 kultura vystavka kartin miczevich 14 kopiya

В 2024 году исполняется 170 лет со дня рождения Юделя Пэна, и 155 лет с рождения Якова Кругера. Они заложили основы профессионального художественного образования на территории современной Беларуси, а также известны как учителя многих выдающихся художников, в числе которых — Марк Шагал и Заир Азгур.

13 06 2024 kultura vystavka kartin miczevich 1 kopiya

13 06 2024 kultura vystavka kartin miczevich 13 kopiya

13 06 2024 kultura vystavka kartin miczevich 7 kopiya

В 1906 году Я. Кругер основал в столице Рисовальную школу художника Кругера. Он работал в бытовом и портретном жанрах, известен как автор интимно-психологических портретов представителей белорусской и еврейской интеллигенции. Среди его учеников — Иван Ахремчик и Хаим Сутин. К слову, это единственный художник, который трижды выставлялся в Минске в начале прошлого века. Он первый получил звание заслуженного деятеля искусств БССР.

13 06 2024 kultura vystavka kartin miczevich 12 kopiya

13 06 2024 kultura vystavka kartin miczevich 9 kopiya

13 06 2024 kultura vystavka kartin miczevich 4 kopiya

Ю. Пэн открыл в 1898 году частную Школу рисования и живописи — первое в России еврейское художественное училище, которое затем его ученик М. Шагал преобразовал в Витебское художественное училище. В своих работах живописец делал основной акцент на жизни простых евреев, оживляя картины за счет разнообразия деталей. Смотря на его произведения, можно погрузиться в реалии конца ⅩⅠⅩ — начала ⅩⅩ века. Применительно к его творчеству некоторые искусствоведы используют термин «еврейский ренессанс».

13 06 2024 kultura vystavka kartin miczevich 8 kopiya

13 06 2024 kultura vystavka kartin miczevich 6 kopiya

— Ю. Пэн — один из тех художников, которые, как и Я. Кругер, уделяли большое внимание евреям, их быту, — объяснила заведующая отделом белорусского искусства ⅩⅩ–ⅩⅩⅠ века Национального художественного музея Светлана Кот. — В своем творчестве они также отражали повседневную жизнь Витебска и Минска того времени. Их неспроста называют летописцами своих городов.

13 06 2024 kultura vystavka kartin miczevich 5 kopiya

13 06 2024 kultura vystavka kartin miczevich 2 kopiya

Основу экспозиции составляют живописные, графические, скульптурные произведения из собраний Национального художественного музея Беларуси и Витебского областного краеведческого музея, причем представлены и те полотна Ю. Пэна, которые еще не выставлялись в столице. Они находились в фондах хранилища в Витебске и были привезены специально для выставки. Кроме картин Ю. Пэна и Я. Кругера, посетители могут увидеть творения плеяды их учеников, в том числе М. Шагала, Льва Лейтмана, З. Азгура и др.

13 06 2024 kultura vystavka kartin miczevich 3 kopiya

13 06 2024 kultura vystavka kartin miczevich 10 kopiya

Выставку можно посетить до 18 августа.

Фото Сергея Мицевича

Читайте также:

Смотрите также:

Повышение зарплат бюджетникам и особенности кредитования жильяПовышение зарплат бюджетникам и особенности кредитования жилья
Вечерний Минск: Дни Минска в Москве и подготовка к важным праздникам. Актуальные темы с 3 по 9 июняВечерний Минск: Дни Минска в Москве и подготовка к важным праздникам. Актуальные темы с 3 по 9 июня
telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Чем пахнут деньги и плачет ли кот. Узнали происхождение устойчивых выражений

Появление одних известных фраз восходит к обычаям славянских народов, других — к древнегреческим притчам. Почему стоит дважды подумать, помочь ли замерзшей змее, и как в старину спасались от вурдалаков, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Деньги не пахнут

depositphotos 389160662 s

Фото Depositphotos

В современных реалиях это устойчивое выражение употребляется для обозначения неразборчивости в способах извлечения прибыли. Фраза отсылает к имени римского императора Веспасиана. Когда он ввел налог на общественные уборные, сын правителя Тит упрекнул в этом отца. Тогда Веспасиан поднес к носу наследника деньги и спросил, пахнут ли они. Ответ последовал отрицательный, после чего император напомнил сыну, как финансы были получены.

В некоторых источниках можно найти информацию и о том, куда деньги были израсходованы: часть из них предположительно пошла на строительство Колизея.

Пригреть на груди змею

snake 7161713 1280

Фото pixabay.com

Выражение применяется в отношении людей, которые оказались жертвами собственных благих побуждений и столкнулись с неблагодарностью. Символизирует проявление коварства по отношению к тому, кто тебе помог.

Происхождение фразы связывают с именем древнегреческого баснописца Эзопа и древней притчей, которую он положил на стихи. Согласно ее сюжету, крестьянин, нашедший замерзшую змею, решил помочь ей восстановить баланс тепла — спрятал беднягу под одеждой. Когда ползучая отогрелась, в качестве «благодарности» за спасение она укусила благодетеля.

Позже это устойчивое выражение стало крайне популярно в Европе, оно даже встречалось в комедиях Жан-Батиста Мольера (известного автора ⅩⅨ века).

Мартышкин труд

07 08 2024 priroda zoopark zhivotnye malinovskaya120 kopiya

Фраза применяется для обозначения бесполезной, неэффективной и изнурительной работы. Впервые она была использована русским критиком Дмитрием Писаревым, а вдохновился он басней Ивана Крылова «Обезьяна». По сюжету произведения главная героиня (мартышка) периодически наблюдала за работой трудолюбивого крестьянина. Замечая, как окружающие хвалят мужчину, она начинала испытывать зависть. В стремлении получить общественное признание, подобно этому работяге, она стала таскать чурбан. Но труд животного был абсолютно бесполезен, потому никаких лестных слов в свой адрес мартышка не услышала.

Кстати, с этим выражением рука об руку идет другое — «сизифов труд». Значение у них одинаковое, отличие заключается лишь в том, что последнее пришло к нам из античности. Согласно древнегреческой мифологии, царь Сизиф осуществил то, что до сих пор остается для человечества недостижимым — добился бессмертности населения. Получилось это благодаря похищению и заточению бога смерти Танатоса.

Неладное заподозрил Арес — бог войны, чьи противники никак не уходили в мир иной в процессе сражений. Считается, что именно он освободил Танатоса из плена. А тот, в свою очередь, стал похитителю мстить — забрал душу Сизифа в Царство теней.

Хитрый царь учел и такой исход событий, поэтому заранее предупредил жену: в случае его безвременного ухода не устраивать погребальный обряд. Представ перед судом верховного бога смерти и подземного царства Аида, Сизиф попросил того ненадолго отпустить его в царство живых, чтобы отругать нерадивую жену. И это, конечно, было уловкой. Как только правителю удалось обмануть смерть, несмотря на все обещания, обратно к Аиду он не вернулся.

Когда бог подземного царства спохватился, Сизиф все равно был принудительно доставлен обратно. В качестве наказания за обман ему навязали тяжелый и неэффективный физический труд. Царя отправили на гору. Он должен был толкать к ее вершине огромный камень снова и снова, потому как, оказавшись на пике, груз просто скатывался вниз.

Перемывать кости

skeleton 778069 1280

Фото pixabay.com

Представители славянских народов продолжительное время придерживались одного обычая: эксгумировали тело через несколько лет после захоронения, омывали кости и снова зарывали их в землю. Для чего? Предположительно, таким образом люди убеждались в том, что душа покойного освободилась — считалось, это происходило, когда в могиле оставались лишь кости.

По другой версии, так предки предотвращали мистические перевоплощения ушедшего. Считалось, что нераскаявшийся грешник может стать вурдалаком. «Вторичное захоронение» помогало «очистить карму» умершего и предотвратить столкновение людей с вампиром.

Причем процесс в обязательном порядке сопровождался обсуждением того, каким был человек при жизни. Именно поэтому в современных реалиях фраза используется в значении «сплетничать».

Кот наплакал

gorod fauna salon kotyat stolyarov 06 kopiya

Употребляется устойчивое выражение в качестве синонима к слову «мало», иногда с намерением подчеркнуть полное отсутствие чего-либо. А корни его восходят к наблюдениям зоологов и владельцев пушистиков. Дело в том, что эти животные не плачут. Слезоотделения, спровоцированного стрессом или обидой, у них нет. Скопление глазной жидкости характерно для зверьков, как правило, исключительно в те периоды, когда они болеют.

Есть и другая версия происхождения фразы. Она касается арабского выражения «кoтыъ нaилaк» — «перестать получать деньги». Русские заметили сходство иностранного словосочетания с нашим «кот наплакал» и стали употреблять это выражение. Причем первоначально оно касалось исключительно темы финансов.

Бить баклуши

relief 2457742 1280

Фото pixabay.com

Словосочетание обычно употребляется в значении «бездельничать». А пошло оно от ремесленников, мастеривших посуду из дерева. «Баклушами» называли специальные заготовки — после обработки они превращались в ложки. Для того чтобы получить такие основы, нужно было расколоть полено на несколько частей. Эта работа на Руси доверялась подмастерьям и считалась очень простой, незамысловатой. Поэтому «битье баклуш» стали считать фактически бездельем.

Другая теория происхождения выражения связана с ночными сторожами. Чтобы отпугнуть от поселений хищников, они обходили территорию и параллельно громко стучали большими деревянными обрубками или колотушками. Разумеется, за ночь в такой дозор сторож выходил не единожды. И звучит это как работа довольно утомительная. Однако в старину она считалась «плевым делом».

Где в Минске работают мобильные датчики скорости 25 ноября

Спидкамы установлены на 12 участках дорог столицы 25 ноября. Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» сообщили в ГАИ.

transport radar mozolevskij 02

Скорость движения авто контролируют на ул. Ванеева, Московской, Радиальной, Кижеватова, Ташкентской и Денисовской (60 км/ч); пр. Независимости (60, 80 км/ч), Партизанском, Жукова и Рокоссовского (60 км/ч), а также на МКАД (90 км/ч).

Госавтоинспекция просит водителей быть внимательными, соблюдать скоростной режим движения и учитывать погодные условия.