Похоже, «Дакар-2021» все-таки состоится. Сергей Вязович рассказал, как готовятся минские гонщики
Несмотря на пандемию, белорусские гонщики готовятся к участию в престижной международной гонке «Дакар-2021». Подробности корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал руководитель спортивной команды Минского автозавода Сергей Вязович.
Также у капитана «МАЗ-СПОРТавто» нам удалось узнать, как создаются спортивные грузовики, почему эти машины собирают вручную, что болиды позаимствовали у серийного «МАЗа» и благодаря какому смелому проекту Минскому автозаводу удалось запатентовать свой гоночный капотник.
Так уж произошло, что 2020 год для автоспорта оказался не похож на все предыдущие. Пандемия, охватившая большую часть планеты, внесла коррективы и в календарь гонок, и в привычный уклад жизни спортсменов. Организаторы соревнований были вынуждены перенести на неопределенный срок отдельные этапы или вовсе исключить их из спортивного графика. Так, например, в конце мая на официальном сайте ралли «Шелковый путь» появилось сообщение об отмене соревнования в 2020-м из-за пандемии коронавируса. Эту ставшую уже традиционной международную гонку команда «МАЗ-СПОРТавто» рассматривала как этап подготовки к своему главному старту — ралли-рейду «Дакар-2021», который, похоже, все-таки состоится.
Презентация гонки прошла 11 июня в онлайн-режиме. Как стало известно, 43-й в истории ралли-рейд «Дакар», как и предыдущий, полностью пройдет по территории Саудовской Аравии, однако его маршрут не будет повторять конфигурацию этого года, пообещали организаторы. По их словам, они позаимствовали всего 50–80 км из конфигурации «Дакара-2020» и обещали представить подробный маршрут в ближайшее время.
Старт запланирован на 3 января следующего года в Джидде на побережье Красного моря, финиш — там же 15 января. Это еще одна из особенностей предстоящего марафона — маршрут 2021 года станет круговым: в минувшем январе участники стартовали в Джидде, а финишировали в строящемся пригороде Эр-Рияда под названием Киддия.
Капитан команды признался, что презентация «Дакара» подняла спортсменам настроение: — Мы рады, что гонка стоит в планах, что работа над маршрутом ведется, так как большая часть сезона в этом году прошла, можно сказать, вхолостую.
Сергей Вязович рассказал, что команда готовит на «Дакар» три экипажа, состав которых пока держится в секрете. В настоящее время проводятся испытания второго, нового капотника, но назвать их полноценными руководитель команды не может. Тренировки проходят исключительно на территории Беларуси, а рельеф страны и протяженность дорог не позволяют экипажам работать в полную силу. Это небольшие круги на полигонах, маршрут которых известен, поэтому штурману работы нет. Но, как говорится, на безрыбье и рак рыба.
На сегодняшний день у спортивной команды Минского автозавода есть два поколения автомобилей для ралли: бескапотный «МАЗ-5309RR» и «МАЗ-6440RR» капотной конфигурации. Лучшие достижения этих машин — второе место в ралли-рейде «Дакар» в 2018 году и третье — в 2020-м. Нередко белорусским гонщикам приходится слышать вопрос: сколько комплектующих в спортивных «МАЗах» от серийных грузовиков?
— На самом деле проще сказать, что не от серийного «МАЗа». Это двигатель, амортизаторы и рессоры, — пояснил руководитель команды. — У нас есть свой конструкторский отдел, он состоит из пяти человек. Совместно с управлением главного конструктора мы сами проектируем свои автомобили, потом чертежи передаются в производство.
Капитан команды подчеркнул, что собирается машина не на конвейере, а на территории экспериментального цеха с помощью членов команды вручную, но с применением в большинстве своем комплектующих серийного производства. Необходимые детали для болидов делают на площадях МАЗа и на предприятиях холдинга «БЕЛАВТОМАЗ», а сама конструкция автомобилей полностью принадлежит Минскому автомобильному заводу.
Следует отметить, что в прошлом году Минский автозавод защитил патентом свой капотный ралли-болид — с документом можно ознакомиться в открытой базе Роспатента. Среди авторов раллийного МАЗа значится коллектив заводских инженеров, включая Сергея Вязовича — руководителя и ведущего гонщика спортивной команды «МАЗ-СПОРТавто».
Такая необходимость возникла в связи с решением выставить новый грузовик на «Дакар-2020», пояснил С. Вязович:
— Нас бы просто не допустили к участию в гонке. На технической комиссии проверяется соответствие грузовика техническому регламенту. Оформляется такой документ, как омологация (одобрение). И его основное требование — чтобы такой грузовик, похожий, выпускался заводом. В этом плане нам помог проект примерно 10-летней давности, когда МАЗ сделал такой смелый шаг — из привычной компоновки бескапотного грузовика создал тягачи капотной компоновки, которые на сегодняшний день уже не выпускаются, но это позволило нам взять за основу тот грузовик и сделать похожий на него спортивный.
Так, «МАЗ-6440RR» основан на шасси старого бескапотного болида «МАЗ-5309R», кабина позаимствована у серийного «МАЗ-5440», а стеклопластиковый «нос» — у эксклюзивного седельного тягача «МАЗ-6440PA», который был представлен на выставке в 2011 году, но не нашел коммерческого предложения из-за действующего во многих странах ограничения на габаритную длину автопоезда. Но когда возникла идея создания спортивного автомобиля капотной компоновки, именно благодаря тому, что у Минского автозавода уже был разработан капотный тягач «МАЗ-6440PA» (который прошел сертификацию), удалось запатентовать новый болид. Капотная компоновка позволяет разгрузить переднюю ось и делает более удачной развесовку машины, считают создатели «МАЗ-6440RR». И все авторитетные спортивные издания перед прошлой гонкой «Дакар» отметили это техническое ноу-хау Минского автозавода.
К слову, сделать то же самое КамАЗу — главному сопернику МАЗа на «Дакаре» — пока не удается. Нам же амбициозный, смелый проект 2011 года позволил на сегодняшний день иметь два варианта спортивного автомобиля: бескапотный и капотный.
Напомним, болид с индексом «МАЗ-6440RR» презентовали в конце декабря 2018 года. Международная премьера капотника состоялась на ралли Morocco Desert Challenge в апреле 2019-го, где заводской экипаж одержал победу. А на «Дакаре-2020» он пришел третьим к финишу среди грузовиков.
— Мы имеем омологацию на пять лет: один год истекает летом, но у нас в запасе еще четыре, когда мы можем выступать на машине этого типа. И этот грузовик уже не в единственном экземпляре — их сейчас два, — резюмировал С. Вязович.
Что касается планов наших спортсменов на предстоящем «Дакаре», то они у «МАЗ-СПОРТавто» самые амбициозные.
— Мы нацелены на победу, на призовые места, — сказал С. Вязович. — Будем готовиться, испытывать автомобили, тренироваться. На самом деле осталось не так уж много времени — реально пять месяцев до отправки машин. И они пролетят очень быстро.
Подготовила Ирина Мясникова
Смотрите также:
https://youtu.be/hp2BSZjf9YE
https://www.youtube.com/watch?v=9uTjus_MSTg&feature=youtu.be