Ползучий саботаж и бесконечные пьянки. Как снимался многосерийный фильм «На всю оставшуюся жизнь»
Повесть о сотрудниках санитарного поезда была написана попавшей в немилость к советскому правительству женщиной – женой врага народа. Благодаря книге эта малоизвестная журналистка в 1946 году сделала первый шаг к писательской славе. Как удалось снять картину «На всю оставшуюся жизнь», несмотря на сознательный и «бессознательный» саботаж, – читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем лента
Картина рассказывает о работниках фронтового санитарного поезда, где в течение четырех лет спасают раненых. Точные образы персонажей воссоздают страшные ощущения войны.
По правде говоря
Литератор Вера Панова смогла начать большую карьеру писателя лишь в 40 лет. В середине 1930-х ее мужа журналиста Бориса Вахтина арестовали, а Веру Федоровну объявили женой врага народа. Она вынужденно скрывалась с тремя детьми в глубинке РСФСР.
В 1943 году Пановой удалось перебраться в Пермь и устроиться в местное издательство. Туда поступил заказ — требовалось написать брошюру о работе санитарных поездов. Вера Федоровна отправилась в один из таких передвижных госпиталей. За два месяца совершила четыре рейса в военно-санитарном поезде № 312 к местам боев. Функция его сотрудников состояла в том, чтобы транспортировать тяжело раненных с линии фронта в тыл, по пути оказывая им медицинскую помощь.
Брошюру она написала, однако материал собрала на больший формат. Поэтому в 1946-м опубликовали повесть «Спутники» о врачах и медсестрах санитарных поездов, о спасении и о том, как остаться человеком в непростых военных условиях. Критики приняли произведение с прохладцей: события в нем отражены почти документально, а правду в литературе тех лет не очень-то приветствовали. Но говорили, что книгу прочел сам Иосиф Виссарионович. Во всяком случае, в 1946 году Вере Федоровне вручили Сталинскую премию I степени. А без вождя подобных решений не принимали. I степень — наивысшая награда деятелям культуры в тот период. Потом Панова получила еще две Сталинские премии и вошла в элиту советских литераторов.
В 1965-м на «Ленфильме» произведение экранизировали под названием «Поезд милосердия». Сценарий писала сама Вера Федоровна. В 87 минут невозможно вместить повесть — к 30-летию Победы решили снять 4-серийную версию. Обсуждение начали в 1973 году. В худсовете «Ленфильма» были противники этой затеи. Во-первых, в произведении нет батальных сцен и вообще картина разговорная, о душе. Во-вторых, смущало то, что сравнительно недавно по книге уже сняли ленту. Уважаемый режиссер Григорий Козинцев напомнил: «Гамлета» Шекспира экранизировали 14 раз…» (на тот момент. — Прим. ред.). Аргумент убедил.
Теперь требовалось найти сценариста и режиссера, так как Пановой уже не было в живых. За сценарий взялся сын писательницы Борис Вахтин. Ему вызвался помочь театральный постановщик Петр Фоменко, работавший в ту пору в Ленинградском театре комедии. Он прослыл творческим хулиганом, поэтому не все местные чиновники остались в восторге от такого решения. Его спектакли закрывали по распоряжению горкомов КПСС Москвы и Ленинграда. Петра Наумовича считали неблагонадежным. Но вот удивительно: в идеологизированное советское время творцы нередко умудрялись обходить запреты, и Фоменко стал режиссером фильма.
В неожиданной роли
В образе коменданта поезда Ивана Данилова столько боли, что собрать конструкцию роли смог бы не каждый артист. Поэтому Фоменко доверил воплощение этого персонажа Алексею Эйбоженко, человеку интеллигентному. Его эмоции — протест, отчаяние, сострадание — ярко отражались в выражении глаз. Картина сделала актера узнаваемым в СССР, хотя была 24-й в его творческой биографии.
Ленинградский актер Эрнст Романов сыграл начальника поезда Белова. По сюжету это главврач. Интересно то, что согласно книге Белов пожилой человек, а Романову в год съемок едва исполнилось 38 лет. Актер только потом понял: постановщику требовалась энергичность молодого человека, так как главврач не может появляться в кадре вялым и апатичным — он лидер.
Фоменко умел дать актерам проникнуться драматургией. Каждый должен был прозвучать ярко и без фальши. Например, Маргарита Терехова на момент съемок уже сыграла в лентах «Белорусский вокзал» Андрея Смирнова, «Зеркало» Андрея Тарковского и считалась звездой советского кинематографа. Но согласилась на эпизодическую роль в этом фильме. Ее героиня — беременная женщина, которая лишилась ноги и теперь думает, как жить дальше и растить малыша.
Валентин Гафт изначально не присутствовал в списках утвержденных на роли артистов. Парализованного лейтенанта Крамина играл другой, но чем-то он не устроил режиссера. Бывший и новый исполнители ехали 140 км в одной студийной машине со съемочной площадки в гостиницу. Что испытывали оба, остается только догадываться.
Интересная актерская работа у главной героини картины «Девушка без адреса» Светланы Карпинской, исполнившей роль медсестры Фаины. Прошло 17 лет с премьеры ленты Эльдара Рязанова, а исполнительница внешне не изменилась.
Словно нарочно
Фильм снимали в Луге под Ленинградом. Группе выделили 20 км железнодорожных путей. Нашли санитарный вагон образца 1940-х. Его давно использовали под какое-то общежитие.
Забавная история вышла с Эрнстом Романовым. Как мы помним, актер должен был сыграть человека гораздо старше, чем он сам. Седые парики и бородки а-ля Айболит смотрелись комично. И тогда Романов предложил выбрить себе половину волос на голове, а оставшиеся покрасить в желтый цвет, поскольку краски седого цвета не существовало. Так и сделали. Картина черно-белая, поэтому желтые волосы казались седыми!
Лидия Алешина, тогда директор «Лентелефильма», о работе над лентой писала: «Ползучий саботаж продолжался до самого конца. То генератор долго не пригоняли в Лугу. А без света кино, как известно, снимать невозможно. То никак не могли доставить туда монтажный стол, когда решили для ускорения процесса черновой монтаж делать прямо на месте. То задерживали пленку… Я уж не говорю о «бессознательном» саботаже — бесконечных пьянках персонала и разных ЧП. То никак не могли найти артиста — он отсыпался в местном вытрезвителе. То осветитель чуть не повесился из-за несчастной любви…».
Что поделать… Съемки фильма зачастую нервный тяжелый труд по 12 часов в день. В процессе персонал второго звена иногда забывает о святости темы.
Картину показали 9 мая 1975 года. Зрители прослезились, остались в восторге. История действительно трогательная и самобытная, о милосердии.
Еще материалы рубрики:
Цензура от «Мосфильма» и угрозы увольнением. Как снимался фильм «Охота на лис»
Навязанные актеры и конфликт за кулисами. Как снимался советский фильм «Сережа»
«Иду искать» и «Корабль пришельцев». Как белорусы через секретность и цензуру покоряли кинокосмос
Во время съемок «Фантазий Фарятьева» режиссер запрещал Андрею Миронову пользоваться гримом
Олег Ефремов устроил драку из-за Хрущева. Как проходили съемки картины «Здравствуй и прощай»