Посетили ферму крокодилов, побывали в питомнике жирафов… Нетипичный отдых: репортаж из Кении
Старинный форт, повторяющий очертаниями фигуру человека, и тайна заброшенного города. Чем интересна путешественникам Кения — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Два в одном
…Мы летели в Зимбабве. Прямых рейсов в эту далекую африканскую страну нет, так что добирались на перекладных — с пересадками в Стамбуле и Найроби (Кения). В кенийскую столицу прилетели глубокой ночью. Предстояло побыть в аэропорту до обеда, потом еще около 3 часов полета — и здравствуй, Зимбабве!
Пошли навести справки. Увы, наш рейс авиакомпания перенесла на поздний вечер! Это означало, что нам предстояло торчать в аэропорту более полусуток. Согласитесь, не самая радужная перспектива. Но…
— Компания приносит свои извинения, — лучезарно улыбаясь, объявила темнокожая девушка. — Сейчас вы поедете в городской отель, где позавтракаете и проведете время до вылета. Транспорт ожидает вас у входа.
А виза? Ведь нам предложили отдохнуть не в отеле аэропорта, а в городе. Это уже выезд на территорию другого государства.
— Ах да, виза, — спохватилась девушка. — Поднимитесь на второй этаж. Объясните ситуацию, и вам поставят ее бесплатно.
Итак, вместо одной страны мы получили две. Волоча тяжеленные рюкзаки, поднялись на второй этаж, и чиновник вклеил нам визы, украшенные изображениями носорогов, буйволов и прочей африканской живности. На площадке перед аэропортом без труда нашли автобус, в котором сидело немало людей с того же отложенного рейса.
Прогулка по Найроби
Нас привезли в 4-звездочный отель «Вестон». Мы поднялись в номер и привели себя в порядок. Спустились в ресторан, позавтракали — разумеется, бесплатно. За окном разгорался африканский день. Хотя после ночного полета очень хотелось спать, решили, что отоспимся потом.
Вышли на улицу, взяли такси (на этот раз за деньги). «Покажи нам самое интересное часа за 3–4», — попросили шофера. «Без проблем», — заверил тот. Мы посетили городской рынок — они в Африке всегда очень колоритные. Пофотографировали — к некоторому неудовольствию торговцев (ничего ведь не купили!). Заехали в мемориальный парк «Ухуру» (в переводе — «свобода») с величественным памятником независимости Кении. Неподалеку от него поболтали с двумя симпатичными кенийками, которым я подарил магнитики с видами Беларуси. Посетили ферму крокодилов, побывали в питомнике жирафов, где их можно даже погладить.
Наконец вернулись в отель и вечером отправились в аэропорт. В начале одиннадцатого наш лайнер взял курс на Зимбабве…
Такой вот сюрприз от авиакомпании страны, которая никогда не входила в число богатых или просто благополучных государств Африканского континента.
Война и охота
— А не задержаться ли нам в Кении еще на денек-другой? Всё равно же в Найроби будем делать пересадку? — предложил сын, когда завершилось наше путешествие по Зимбабве.
И вот мы вновь в кенийской столице. Определенного плана действий у нас не было. Решили: сообразим по ходу. Сначала прогулялись по городу. Вскоре мы набрели на старинное кладбище. Оказалось, там в основном похоронены солдаты и офицеры, погибшие в годы Восточноафриканской кампании (боевые действия между войсками Германии и Антанты в 1914–1918 годах). Не так давно оно получило статус охраняемого исторического объекта. Мы бродили между потемневшими от времени надгробными камнями с полустертыми, а то и практически нечитаемыми надписями, и я фотографировал наиболее интересные памятники.
Какой бы жестокой и кровавой ни казалась любая война, для воюющих она наполнена смыслом. А значит, и кровь вроде как пролита не зря. По крайней мере, смерть на поле брани понять можно. Но каково было мое удивление, когда я прочитал на одном из надгробий следующее: «Джордж Грей. 14.07.1866 — 3.02.1911. Умер в Найроби от ран, полученных на равнине Капити во время охоты на львов». Неподалеку обнаружил захоронение с аналогичной надписью: «Бэзил Кальверхаус де Джекс. Умер 11.10.1901 в возрасте 28 лет от ран, полученных во время охоты на львов». Согласитесь, одно дело — отдать жизнь за отечество, другое — погибнуть, предаваясь жестокому увлечению. Так что особой жалости я, честно говоря, не испытал — разве что ко львам. И уже совсем не удивился, увидев еще на одном камне следующую надпись: «Чарльз Генри Райелл. 13.07.1874 — 6.06.1900. Был убит в Киме во время сна напавшим на него тигром-людоедом».
Центр кенийской столицы найти нетрудно — он обозначен высоченной башней Центра международных конференций Кениатта, которую построили еще в 1973 году. Внутри — многочисленные конференц-залы, офисы, агентства, банковские учреждения. Здесь часто проходят деловые встречи международного уровня. Самое большое помещение может вместить до 4 тысяч участников. На площади находится и памятник первому президенту Кении Джомо Кениатта. Когда-то башня была самым высоким сооружением в стране — 28 этажей, 105 м. Но по мере строительства других высотных зданий в Кении уступила пальму первенства.
Неподалеку установлена стела в память о жертвах одного из самых страшных терактов в истории страны — нападения террористов «Аль-Каиды» на посольство США в Найроби 7 августа 1998 года, когда погибли 213 человек. На грани стелы нанесена на многих языках, в том числе и на русском, надпись: «Да будет мир на земле!»
Кения — удивительно киногеничная страна. Здесь часто снимают эпизоды для своих художественных лент кинематографисты многих стран. Стоит упомянуть картины «Я мечтала об Африке» с Ким Бейсингер и Дэниэлем Крейгом, комедию «Эйс Вентура 2: Зов джунглей» с Джимом Керри, «Лара Крофт: Расхитительница гробниц» с Анджелиной Джоли. Снималась здесь и российская комедия «Экватор».
Бивни-памятник и загадка Геде
Решение лететь в Момбасу созрело спонтанно. Увидев на купюре в 50 шиллингов изображение двух огромных слоновьих бивней, возвышающихся над улицей, и предположив, что такая красота обязана быть именно в столице, спросили у девушки на ресепшене, далеко ли это от нашего отеля. «Далеко, — последовал ответ. — В Момбасе».
Пешком и правда далековато. Зато на самолете — чашку кофе едва успеешь выпить!
И вот мы во втором по величине городе Кении. Разместившись в гостинице, отправились на такси к упоминавшимся выше бивням. Они своеобразный символ страны — в прежние времена по бескрайним саваннам Кении бродили десятки тысяч слонов. К сожалению, браконьерство существенно уменьшило количество этих величественных животных. Бивни как символические ворота в город были воздвигнуты в 1952 году в честь визита английской королевы Елизаветы. А после ее отъезда их было решено сохранить. Они выполнены из дерева, их усилили алюминием. Сейчас ни один гость Момбасы не откажет себе в удовольствии сфотографироваться на фоне этой достопримечательности.
В Момбасе немало и других интересных объектов. Например, португальский форт «Иисус» XVI века, мощные стены которого, если смотреть с высоты птичьего полета, образуют очертания… человеческого тела. Сначала это действительно было оборонное сооружение, за свою историю видевшее немало кровопролитных сражений. Потом оно использовалось англичанами как тюрьма до 1958 года. Сейчас форт — объект всемирного наследия.
Недалеко от Момбасы лежат развалины древнего города Геде. История человечества хранит немало загадок, и это одна из них. Процветающий в Средние века город — с городской стеной, воротами, башнями, системой сообщающихся колодцев, домами, мечетями, дворцом султана — вдруг в одночасье был покинут жителями. Произошло это в конце XVI века. Почему так вышло? Среди возможных причин называют и внезапно пересохшие колодцы, и эпидемию некой болезни, и павшее на город проклятие. Мощные разросшиеся баобабы обступают со всех сторон молчаливые серые руины, всё больше поглощая их с каждым годом. Наука так и не смогла раскрыть эту тайну…
Подготовил Игорь Матвеев, фото автора
Об авторе
Игорь Матвеев – переводчик, журналист. Окончил переводческий факультет МГПИИЯ (минского иняза). Работал в Индии, Иране, Ираке, Китае, Пакистане, Судане, Турции, Мьянме. Побывал в Танзании, на Мадагаскаре, Канарских островах, в Кении, Зимбабве, Замбии, Ботсване, Намибии, Нидерландах, Бельгии, Исландии. Автор нескольких сотен публикаций в периодической печати (стихи, рассказы, юморески, рисунки) и трех художественных книг – «Прощай, Багдад…» (2007), «Пепел сгоревшей любви» (2011), «Последнее слово сердца» (2014).
Смотрите также: