Председатель Белорусского общества защиты потребителей — о спорных ситуациях в магазинах
О проблемных ситуациях, в которых часто оказываются посетители минских магазинов, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала председатель Белорусского общества защиты потребителей Анна Суша.
Минчанка Мила купила на рынке модельные туфли. Продавец дала гарантию на три месяца. На четвертый месяц отклеилась подошва. В ответ на претензии продавец развела руками: мол, гарантийных срок истек.
— Продавец не права, — пояснила А. Суша. — В Законе Республики Беларусь «О защите прав потребителей» четко прописано, что потребитель вправе заявлять претензии в течение двух лет со дня покупки обуви. Если товар вышел из строя во время гарантийного срока, то продавец обязан провести экспертизу, которая определит причины появления дефекта. За пределами гарантийного срока, но не позднее двух лет с момента покупки, право также возложено на продавца, но, как правило, потребитель сам доказывает (на основании экспертизы) производственный брак товара. Если продавец отказывается возвращать деньги или поменять обувь на качественную, потребитель может обратиться в суд, при этом он освобождается от уплаты государственной пошлины.
В общество защиты потребителей обратилась жительница столицы Марина с жалобой на то, что у нее у постоянно потеют ноги в новых ботинках. Ее интересовало, может ли она их сдать обратно в магазин.
— Если бы речь шла о новом неношеном товаре, то его можно было бы сдать в течение 14 дней со дня покупки, — уточнила А. Суша. — Но если имеет место производственный дефект, например некачественная выделка кожи, тогда Марина вправе вернуть ботинки обратно в магазин. В то же время обувь может «не дышать», если изготовлена из синтетического материала. В таком случае обменять товар нельзя.
Минчанка Анастасия попросила пояснить следующую ситуацию: она пришла в торговый комплекс, чтобы купить сыну рубашку, но продавец не разрешила примерить сорочку, ссылаясь на то, что она белая. Как же приобретать такую вещь без примерки?
— Запрет примерить одежду, даже белого цвета, считается ущемлением прав потребителя, — отметила специалист. — Если бы вы купили рубашку без примерки, а дома поняли, что она не подходит сыну по размеру, то вправе были бы обменять товар или получить обратно деньги. Конечно, при условии сохранения товарного вида сорочки, всех ярлыков и чека.
Горожанка Ольга купила холодильник, а он через две недели стал самопроизвольно отключаться. Продавец направила покупательницу в сервисный центр. Ольгу интересовало, имеет ли она право требовать бесплатной доставки неисправного товара для диагностики и ремонта в сервисный центр и обратно.
— Возврат товаров крупных размеров или весом более 5 кг ненадлежащего качества продавцу, а также доставка такой техники для ремонта осуществляются силами и за счет продавца, — пояснила А. Суша. — Или же последний обязан возместить потребителю расходы, связанные с транспортировкой. Исходя из этого, потребитель вправе требовать от продавца в течение гарантийного срока бесплатной доставки товара в сервисный центр и обратно. По истечении гарантии потребителю придется делать это своими силами.