Оглушительный успех. Балет «Иван Грозный» Большого театра России увидели в Минске
Большой театр России 25 ноября впервые представил белорусским зрителям легендарный балет Юрия Григоровича «Иван Грозный». Почему данную постановку так редко вывозят за границу и как в балете определить характер героев, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».
Прима-балерина Большого театра России, народная артистка Российской Федерации Светлана Захарова, исполнительница партии Анастасии, отметила, что балет «Иван Грозный» – один из самых великих спектаклей Юрия Григоровича.
– Когда узнала, что будут гастроли в Минске, посчитала за честь приехать сюда и показать свою Анастасию. Четырнадцать лет назад мы были здесь со спектаклем «Лебединое озеро». Запомнилась потрясающая публика, удобная, хорошая сцена, чуть-чуть меньше, чем сцена Большого театра России, – подчеркнула С. Захарова. – Балет «Иван Грозный» редко вывозят за границу, наверное, потому что «Спартак» и «Лебединое озеро» – визитные карточки нашего театра, а этот – про историю России. Она понятна нам и соседним странам. Очень мало информации о первой супруге царя Ивана Грозного, которую он очень любил. Ее вера в Бога и любовь к царю – лейтмотив спектакля.
Премьер балета Большого театра России Артемий Беляков, исполнитель партии Ивана Грозного, подчеркнул, что в балете для определения характера героя необходимо ориентироваться на музыку.
– Невозможно исторически достоверно передать не то, что образ царя, который в литературе до конца не раскрыт, но и образ более простых личностей. В этом спектакле от начала и до конца сложно все. У Ивана Грозного характерные сцены постоянно меняются: из темпераментных, резких, агрессивных – в лирические и молитвенные. Эти переходы непростые и актерски, и физически, – признался А. Беляков.
И вот на сцене развернулись события российской истории – начало правления Ивана IV Грозного. Звонари сообщают, что на престол взошел молодой царь. Это вызывает недовольство и зависть бояр. Когда государь выбирает в жены Анастасию, которую любит князь Курбский, тот еще больше ненавидит счастливого соперника.
Трогательный дуэт царя и царицы приковывает внимание зрителей, а грация и нежность в любовных сценах завораживают.
В спектакле множество массовых сцен. Например, сражение русских полков с иноземцами, в котором воины царя одерживают победу.
Бояре замышляют заговор, в который вовлекают Курбского. В их руках кубок с ядом, и жертвой становится Анастасия. Князь ужасается ее смертельной агонии.
И вновь звонят колокола, теперь уже сообщая о гибели царицы и измене бояр. Царь в отчаянии, в его воображении появляется призрак любимой. Иван Грозный страдает от потери и падает, словно распятый горем. Анастасию отпевают в церкви, где горят и плавятся свечи…
Курбский бежит, а бояре в ужасе ожидают расправы. Царь поручает опричникам покончить с предателями. Иван Грозный, идущий по спинам слуг, символизирует фатальные изменения в его характере, он понимает, что в борьбе утратил человечность и стал одиноким. И вновь тревожный колокольный звон сообщает о чем-то страшном и неизбежном…
Минчане и гости столицы могут увидеть спектакль еще раз 26 ноября в 18.00.
Фото Алексея Столярова и Большого театра России
Смотрите также: