Престижно, экологично, экономично, но дорого. Или нет? Изучили белорусский рынок электромобилей
Сколько стоят электромобили, в чем их преимущества и есть ли минусы — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Уже не роскошь
Взвешивая все за и против, потенциальный покупатель электромобиля часто откладывает праздник до лучших дней. Минусы пока перевешивают. По статистике, сейчас доля авто с электрическим двигателем составляет менее 1 % от общего числа раскатывающих по дорогам планеты железных коней.
Хотя первый электрокар — тележка, приводившаяся в движение электроэнергией. Он появился в первой половине XIX века, когда о двигателе внутреннего сгорания человечество не знало.
Нынче это не роскошь, а городское средство передвижения. Автолюбители Америки и Европы активно пересаживаются в экологичный транспорт. Даже сдержанные и бережливые белорусы всё чаще заглядывают на сайты фирм, предлагающих услуги по части приобретения и обслуживания таких машин.
Росту популярности и доступности электрокаров в нашей стране поспособствовали принятые недавно льготы по растаможке и НДС, освобождение владельцев от уплаты дорожного налога.
Оптимизм внушают расширение сети электрозаправок, возможное снижение стоимости электроэнергии благодаря введению в ближайшем будущем в эксплуатацию Белорусской АЭС и даже появление «зеленых» регистрационных знаков, позволяющих понять, почему водитель не заплатил за парковку или едет по полосе для общественного транспорта. Практика установки таких номеров довольно широко распространена в Европе.
Америка нам поможет
Позволить себе новый электромобиль могут состоятельные граждане с уровнем доходов выше среднего. Другое дело — щадящие, бюджетные варианты подержанных машин. Совладелец одной из столичных фирм Алексей Мартыновский рассказывает:
— С 2008 года с моим партнером занимаемся поставкой в Беларусь авто с пробегом из Америки. В 2017-м привезли пару электромобилей BMW i3, после чего запустили продажу под отдельным брендом.
С тех пор оба пользуемся только электрокарами. Сейчас у фирмы их несколько. Многие из тех, кто привез первые такие машины в страну, так или иначе закрепились в этой теме: продают зарядные станции, перерабатывают батарейки, занимаются обслуживанием, ремонтом, переоборудуют на электротягу обычные авто с ДВС. Помимо прочего, мы стараемся участвовать во всех выставках, всевозможных акциях и даже написали небольшую брошюру, где постарались развеять самые распространенные мифы белорусов об экологичном транспорте.
Привозим их из Штатов в Беларусь практически под заказ. Почему не из Европы? Америка нынче — это локомотив, продвигающий электротранспорт в мире. Там самый большой выбор, наиболее приятные цены. Значительная часть, я бы сказал 90 %, электрокаров, которые ездят по нашей стране, попали сюда из-за океана. В США сложившийся и насыщенный рынок, есть возможность везти поврежденные машины по акционной цене.
— Сколько электромобилей вы завезли за это время?
— Точно не скажу, но думаю, около 300. Много уезжает в Россию. У нас сейчас условия по растаможке выгоднее, чем у них, поэтому они покупают здесь.
— Привозите машину сюда поврежденной или ее ремонтируют еще там?
— Чинить там — дорогое удовольствие, поэтому восстанавливают здесь.
— Сколько может стоить более-менее приличный вариант?
— Вообще вход начинается где-то от 6,5 тыс. долларов. Да, с серьезным пробегом, но это то, с чего есть смысл начинать.
Без шума и пыли
Серьезными препятствиями для желающих приобрести экологичный транспорт считаются срок службы батареи, длительность ее зарядки, высокое потребление энергии, нехватка зарядных станций. Сегодня в разных районах Минска оборудовано свыше 170 электрозаправок, к концу года их станет, как предполагается, около 300.
— Многие уверены: у батареи экологичного транспорта слишком ограниченный срок службы, — продолжает А. Мартыновский. — Да, даже Tesla дает гарантию всего на восемь лет. Однако это не значит, что через указанное время она умрет и надо будет ее менять.
Деградация происходит постепенно, примерно на 2–3 % в год. Если обычный житель столицы в среднем проезжает за день около 70 км, ему не о чем беспокоиться даже при 50-процентной деградации батарейки. В своей брошюре мы пишем: современные блоки литий-ионных аккумуляторов долговечны и при должном обращении могут прослужить более 10 лет.
Электромобиль, вопреки расхожему мнению, потребляет не так много энергии при зарядке. Узнать это просто — достаточно посмотреть на цифру емкости аккумулятора, которая измеряется, как и электричество, в кВт·ч.
У большей части экологичного транспорта в полном баке умещается от 40 до 80 кВт·ч, хотя бывают исключения.
Что касается запредельной стоимости каров, подчеркивает Алексей, то это смотря с чем сравнивать. 5-местный хэтчбек 2015–2017 годов выпуска с учетом всех платежей может стоить от 12 000 долларов. Модель 2018–2019 годов выпуска — от 19 000 долларов. Дороже других модели Tesla 2014–2019 годов — от 24 000 долларов.
Если вы сели за руль электрокара, утверждали все мои собеседники, к ДВС вряд ли вернетесь.
— Преимуществ много. Если заряжаться дома, то каждое утро — полный бак, — рассуждает Александр, автолюбитель с многолетним стажем. — То есть полностью заряженная батарея, не нужно тратить время, чтобы заезжать на АЗС. Нет надобности менять масло, фильтры, свечи зажигания, ремни ГРМ и прочее. Приятная езда в тишине без запаха и шума, шикарная аэродинамика. Катишь, и душа поет!
Фото автора