1200 90

«Приходилось сидеть в засаде 13 часов». Поговорили с фотографами, которые снимают дикую природу

Национальная библиотека Беларуси и Белорусский клуб фотографов дикой природы организовали выставку, приуроченную к Году малой родины. Что можно увидеть на экспозиции «Сцежкамі запаветнай прыроды» и как создаются уникальные кадры, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».

Зубры, олени, лисы и яркий тетерев. Чем удивит необычная фотовыставка в Национальной библиотекеЗубры, олени, лисы и яркий тетерев. Чем удивит необычная фотовыставка в Национальной библиотеке

На выставке представлены более 30 работ, на которых запечатлены белорусская флора и фауна. Заглатывающая добычу цапля, отдыхающее семейство косуль, пристально смотрящий прямо в объектив волк… Трудно представить, насколько терпеливым и внимательным человеком нужно быть, чтобы поймать такой интересный кадр.

Pavel Rusak 11 of 32

Экспозиция в галерее «Ракурс» Национальной библиотеки представлена работами участников клуба фотографов дикой природы Сергея Плыткевича, Виктора Козловского, Василия Федосенко, Александра Пекача и многих других фотографов-натуралистов.

Pavel Rusak 32 of 32 kopiya 1За более чем десятилетнюю историю клуба им приходилось множество раз часами сидеть в засаде, совершенствовать искусство маскировки и справляться с непогодой — все ради эмоциональных и эффектных снимков жителей белорусских полей и лесов.

— Стараемся из работ отобрать лучшие, их число постоянно увеличивается, потому что появляется все больше хороших снимков. Обычно обновляем выставку раз в 2 года, — рассказывает Виктор Козловский, председатель клуба фотографов дикой природы Беларуси.

Pavel Rusak 15 of 32Подходим к одному из его кадров — «Атака серого сорокопута», где птицу сфотографировали вместе с будущей добычей — мышью.

— Здесь запечатлен серый сорокопут, зрение у него великолепное. Мы наблюдали, как он несколько раз атаковал добычу, потом подошли поближе, и нам удалось заснять момент атаки этой птицы на мышь, — рассказывает В. Козловский. — Бывает, снимок можно сделать за один раз, а иногда уходит несколько часов, чтобы соорудить засаду, укрытие. Это огромная работа: прежде чем нажать на кнопку фотоаппарата, ты должен изучить много информации об этой птице.

Как рассказал председатель клуба, фотографы сотрудничают с орнитологами, которые подсказывают, где обитает та или иная птица. Взамен им предоставляют отснятые материалы.

Pavel Rusak 22 of 32У каждой работы здесь своя история. Продолжаем мини-экскурс по фотовыставке с В. Козловским, который отмечает снимок «Рев оленя» фотографа информационного агентства Reuters Василия Федосенко.

— У него сильная оптика, поэтому фотография сделана на расстоянии метров 80. Туман, контровой свет… Повторить такое будет сложно. В этом году он ездил на это же поле, но на этот раз не пошло. Даже ночевал на дереве, сделал помост. Олени выходили под самое дерево, но только ночью. А надо ведь, чтобы еще свет был подходящий, — поясняет собеседник. — Вот не менее уникальная работа Павла Лычковского с птицей змееядом, которая выкармливает птенцов исключительно змеями. Чтобы снять ее с гадюкой в клюве, надо сильно постараться.

Pavel Rusak 23 of 3227 человек, снимки которых можно увидеть в галерее музея, действительно живут фотографией и готовы часами рассказывать про свое необычное увлечение. Ведь историй и впечатлений с каждой фотоохоты у профессионалов масса.

— Уже около 7 лет хожу за зубрами. Все-таки это дикие животные, с ними нужна осторожность, — делится опытом фотограф Ирена Гудиевская. — Вот сейчас мы ездили в Красный Бор на рев оленей для фотоохоты. Там я сняла кадр моей мечты. Это олени, которые всем семейством ели яблоки. Надеюсь, скоро он будет представлен. Такие поездки приобщают к природе, мы узнаем что-то новое о Беларуси.

Pavel Rusak 3 of 32Кроме положительных эмоций фотоохота связана с большим количеством сложностей.

— Труднее сделать кадры с редкими животными, например, рысью или медведем. Так, в Березинском заповеднике нас сопровождал сотрудник, который шел со специальным файером на случай, если начнут приближаться медведи. Снимали с избушки, потому что случиться может всякое, это ведь дикий зверь, — вспоминает Сергей Плыткевич, директор Республиканского фонда развития туризма и поддержки дикой природы «Планета без границ».

Pavel Rusak 19 of 32В его памяти — десятки экстремальных ситуаций, которые поражают воображение и заставляют восхищаться мужеством фотографов.

Pavel Rusak 31 of 32 kopiya 2— Было такое, что охотились на беркута из засидки. Начался сильный ветер, буря, деревья чуть не падали. Или, например, неясыть (птица семейства совиных) атаковала, била по голове, кровь текла из шеи и головы. Съемка, конечно, сопряжена со многими неприятностями. Но в этом и есть интерес, охотничий азарт, желание добыть необычный кадр. Фотоохота в этом плане сложнее обычной: расстояние должно быть меньше, и есть много нюансов — подходящий свет, сюжет. И подождать нужно немало: приходилось сидеть в засаде 13 часов.

Pavel Rusak 27 of 32Фотограф подчеркивает, что многое зависит от удачи. Например, недавно С. Плыткевич ездил в Красный Бор снимать лосей и оленей и случайно увидел черного аиста. Птица искала жаб прямо на дороге. Учитывая, что все аисты улетели, а он остался один, — это настоящее везение.

На выставке посетители смогут увидеть и книжную экспозицию из более чем 30 изданий фонда Национальной библиотеки Беларуси. Это альбомы с самыми яркими изображениями дикой природы нашей страны и статьи из периодических изданий об авторах фото.

Pavel Rusak 18 of 32Посетить выставку в галерее «Ракурс» (2-й этаж Национальной библиотеки) всех желающих приглашают до 1 декабря 2020 г. Вход по читательскому билету или билету социокультурного центра.

Pavel Rusak 17 of 32

Фото работ с выставки сделал Павел Русак

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
На щитах истории. Какие картуши можно увидеть на пр. Независимости, и что на них изображено

Зачем на зданиях города картуши и какую историю скрывает нежилое помещение на пр. Независимости, 23. Корреспондент агентства «Минск-Новости» провела небольшое эстетическое расследование.

Не раз слышала от жителей и гостей столицы, что наиболее красивая ее часть — пр. Независимости. С этим не поспоришь: маршрут от «Ворот Минска» на ул. Кирова до здания с вывеской «Вечерний Минск» — один из самых вдохновляющих, ведь здесь царствует (именно так!) сталинский ампир. И отнюдь не случайно наш проспект претендует на включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

pustoj. lenina 5

В центре города, в частности на ул. Комсомольской, Интернациональной, Ленина, К. Маркса, по фасадам зданий, как по живой книге, можно изучать высокое и древнее искусство архитектуры — особенности лепных элементов, фасадной майолики и других деталей. Вот прямо перед вами декоративные вазы, вот барельефы (например, изображение паровоза на башнях-близнецах на Привокзальной площади), вот маскароны… А арки! К ним я отношусь с особым трепетом. Поэтому измерять культурную ценность столицы надо не только количеством выставочных пространств, проведенными фестивалями и организованными событиями, но и ее «застывшей музыкой», сохраненным архитектурным наследием.

Наш читатель обратил внимание на еще одну, казалось бы, незначительную, деталь городской архитектуры — картуш. Это украшение в виде щита или полуразвернутого свитка, на котором обычно изображаются надпись, герб или эмблема. Минчанин позвонил в редакцию и спросил, почему, в частности, на доме по адресу: ул. Ленина, 5, картуш без какой-либо надписи? А также что скрывает окно на втором этаже в этом здании, расположенном над входом в общественный туалет? Загадок в нашем городе, оказывается, немало…

pustoj 2

Картуши начали использовать в эпоху Возрождения, а распространение они получили, когда царствовали стили барокко и рококо (XVI–XVIII века). Сегодня эти лепные детали встречаются в архитектуре эклектики и модерна. Их размещали на парадных входах во дворцы, в особняки, административные здания, а также на культовых объектах.

…И всем нам пожелание

Я прогулялась по центру города, посмотрела на дома, где есть картуши, и какие надписи на них сохранились. Так, на стене одной из башен «Ворот Минска» внимательный горожанин прочитает: «Аптека № 19». Здесь «прописана» аптека № 19 «Белфармации». На торце ГУМа над деревянной дверью обнаружила слово «универмаг». В этих двух случаях, как видим, картуши актуальны и сегодня.

1731743796473

1731743676440

Иду дальше. Под вывеской кафе на перекрестке ул. Ленина и Интернациональной есть слова Carpe diem. Это устойчивое латинское выражение означает «живи настоящим», «лови мгновенье». Хотя оно напрямую не связано с расположенным здесь заведением общепита, посыл в любом случае мне очень нравится. Побольше бы таких пожеланий в городском пространстве! Лови день, лови!..

1731744229691

Ранее на этом месте находился пафосный ресторан «Потсдам». Интересный факт: на старых фото 1970–1980-х годов видны квадратные вывески с изображением стилизованного заведения. А к концу 1980-х вместо четырехугольных красовались новомодные круглые. Кстати, скульптурных львов у входа раньше тоже не было (хотя этих «царей» в Минске немало!). Как написано в открытых источниках, они воссели только в середине 1990-х. А вот картуш с латинской цитатой, к сожалению, на старых снимках рассмотреть не удалось.

Продолжаем прогулку? На ул. Комсомольской встретила еще один лепной элемент с изображением советской символики и надписью «Управление гидрометеослужбы БССР». Сегодня тут расположен Республиканский центр полярных исследований.

1731743676379

Вывески, к слову, не только наши ориентиры в городской среде, но и те яркие штрихи, благодаря которым лицо столицы становится выразительнее. Они, словно путешественники, с легкостью перемещаются по городу, чего не скажешь о картушах — застывших свидетелях времени.

Однако не все декоративные щиты имеют надписи. На тех же «Воротах Минска», как и на доме № 5 на ул. Ленина, о которой упоминает наш читатель, картуши без надписей. Были ли они раньше, сказать трудно.

pustoj 1

Анна Аксёнова, главный ландшафтный архитектор УП «Минскпроект»:

Сегодня мы видим немало деталей на фасадах зданий, свойственных тому или иному архитектурному стилю. Картуш — это не только декоративный элемент, но и своего рода символ, на котором в орнаментальном обрамлении размещали гербы, эмблемы, надписи и другую символику, присущую определенному периоду. Возникли картуши в эпоху Возрождения на рубеже XV-XVI веков и дошли до нашего времени как часто используемый архитектурный элемент. Однако на многих исторических зданиях изображения не сохранились. Вышеупомянутые объекты архитектуры являются историко-культурной ценностью, и, чтобы определить их первоначальный вид и историю создания, необходимо заказывать комплексные научные исследования, ведь каждое такое здание требует индивидуального подхода и тщательного изучения. Эти работы проводятся под руководством лицензированного специалиста. Он же определяет отличительные особенности объекта, в том числе, когда был создан, утрачен либо не выполнен архитектурно-художественный элемент в виде картуша с надписью или другим символом.

А тайны-то нет…

1731743796513

Перейдем ко второму вопросу читателя: какие секреты хранятся за окном на втором этаже над общественным туалетом на ул. Ленина, 5? Для начала уточним, что эта часть здания имеет уже другой почтовый адрес: пр. Независимости, 23.

Встретила жительницу 10-го подъезда дома, где находится это помещение, и поинтересовалась, что здесь было раньше.

Оно очень маленькое: в глубину, может, метра 4, а площадь всего 8–9 кв. м. Помню, в нем держали инвентарь, еще с левой стороны был умывальник, уборщики набирали воду… Грязную, к слову, носили выливать на улицу. После распада СССР комнатку сдавали в аренду под офисы. Сейчас она пустует. Лучше бы нам, жильцам, в пользование отдали, можно было бы велосипеды, коляски хранить… — рассказала Лилия, дергая за ручку запертой белой двери.

1731743676277

Загадка хоть и разгадана, но дальнейшая судьба комнаты, находящейся на втором этаже, на данный момент неизвестна. Жильцы с этим вопросом могут обращаться к директору ЖЭУ № 3 Центрального района г. Минска в приемный день. А в следующей истории тайны уже и вовсе не будет…

Фото автора

Умер главный редактор «Народной газеты» Дмитрий Крят

На 53-м году после болезни ушел из жизни Дмитрий Крят, главный редактор «Народной газеты» издательского дома «Беларусь сегодня», сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

photo 2024 11 24 19 55 45

В издательском доме «Беларусь сегодня» проинформировали, что о месте и времени прощания будет сообщено дополнительно.

Фото СБ