«Приходилось сидеть в засаде 13 часов». Поговорили с фотографами, которые снимают дикую природу
Национальная библиотека Беларуси и Белорусский клуб фотографов дикой природы организовали выставку, приуроченную к Году малой родины. Что можно увидеть на экспозиции «Сцежкамі запаветнай прыроды» и как создаются уникальные кадры, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».
На выставке представлены более 30 работ, на которых запечатлены белорусская флора и фауна. Заглатывающая добычу цапля, отдыхающее семейство косуль, пристально смотрящий прямо в объектив волк… Трудно представить, насколько терпеливым и внимательным человеком нужно быть, чтобы поймать такой интересный кадр.
Экспозиция в галерее «Ракурс» Национальной библиотеки представлена работами участников клуба фотографов дикой природы Сергея Плыткевича, Виктора Козловского, Василия Федосенко, Александра Пекача и многих других фотографов-натуралистов.
За более чем десятилетнюю историю клуба им приходилось множество раз часами сидеть в засаде, совершенствовать искусство маскировки и справляться с непогодой — все ради эмоциональных и эффектных снимков жителей белорусских полей и лесов.
— Стараемся из работ отобрать лучшие, их число постоянно увеличивается, потому что появляется все больше хороших снимков. Обычно обновляем выставку раз в 2 года, — рассказывает Виктор Козловский, председатель клуба фотографов дикой природы Беларуси.
Подходим к одному из его кадров — «Атака серого сорокопута», где птицу сфотографировали вместе с будущей добычей — мышью.
— Здесь запечатлен серый сорокопут, зрение у него великолепное. Мы наблюдали, как он несколько раз атаковал добычу, потом подошли поближе, и нам удалось заснять момент атаки этой птицы на мышь, — рассказывает В. Козловский. — Бывает, снимок можно сделать за один раз, а иногда уходит несколько часов, чтобы соорудить засаду, укрытие. Это огромная работа: прежде чем нажать на кнопку фотоаппарата, ты должен изучить много информации об этой птице.
Как рассказал председатель клуба, фотографы сотрудничают с орнитологами, которые подсказывают, где обитает та или иная птица. Взамен им предоставляют отснятые материалы.
У каждой работы здесь своя история. Продолжаем мини-экскурс по фотовыставке с В. Козловским, который отмечает снимок «Рев оленя» фотографа информационного агентства Reuters Василия Федосенко.
— У него сильная оптика, поэтому фотография сделана на расстоянии метров 80. Туман, контровой свет… Повторить такое будет сложно. В этом году он ездил на это же поле, но на этот раз не пошло. Даже ночевал на дереве, сделал помост. Олени выходили под самое дерево, но только ночью. А надо ведь, чтобы еще свет был подходящий, — поясняет собеседник. — Вот не менее уникальная работа Павла Лычковского с птицей змееядом, которая выкармливает птенцов исключительно змеями. Чтобы снять ее с гадюкой в клюве, надо сильно постараться.
27 человек, снимки которых можно увидеть в галерее музея, действительно живут фотографией и готовы часами рассказывать про свое необычное увлечение. Ведь историй и впечатлений с каждой фотоохоты у профессионалов масса.
— Уже около 7 лет хожу за зубрами. Все-таки это дикие животные, с ними нужна осторожность, — делится опытом фотограф Ирена Гудиевская. — Вот сейчас мы ездили в Красный Бор на рев оленей для фотоохоты. Там я сняла кадр моей мечты. Это олени, которые всем семейством ели яблоки. Надеюсь, скоро он будет представлен. Такие поездки приобщают к природе, мы узнаем что-то новое о Беларуси.
Кроме положительных эмоций фотоохота связана с большим количеством сложностей.
— Труднее сделать кадры с редкими животными, например, рысью или медведем. Так, в Березинском заповеднике нас сопровождал сотрудник, который шел со специальным файером на случай, если начнут приближаться медведи. Снимали с избушки, потому что случиться может всякое, это ведь дикий зверь, — вспоминает Сергей Плыткевич, директор Республиканского фонда развития туризма и поддержки дикой природы «Планета без границ».
В его памяти — десятки экстремальных ситуаций, которые поражают воображение и заставляют восхищаться мужеством фотографов.
— Было такое, что охотились на беркута из засидки. Начался сильный ветер, буря, деревья чуть не падали. Или, например, неясыть (птица семейства совиных) атаковала, била по голове, кровь текла из шеи и головы. Съемка, конечно, сопряжена со многими неприятностями. Но в этом и есть интерес, охотничий азарт, желание добыть необычный кадр. Фотоохота в этом плане сложнее обычной: расстояние должно быть меньше, и есть много нюансов — подходящий свет, сюжет. И подождать нужно немало: приходилось сидеть в засаде 13 часов.
Фотограф подчеркивает, что многое зависит от удачи. Например, недавно С. Плыткевич ездил в Красный Бор снимать лосей и оленей и случайно увидел черного аиста. Птица искала жаб прямо на дороге. Учитывая, что все аисты улетели, а он остался один, — это настоящее везение.
На выставке посетители смогут увидеть и книжную экспозицию из более чем 30 изданий фонда Национальной библиотеки Беларуси. Это альбомы с самыми яркими изображениями дикой природы нашей страны и статьи из периодических изданий об авторах фото.
Посетить выставку в галерее «Ракурс» (2-й этаж Национальной библиотеки) всех желающих приглашают до 1 декабря 2020 г. Вход по читательскому билету или билету социокультурного центра.
Фото работ с выставки сделал Павел Русак