Продается в каждом магазине. На «МОЖЕЛИТе» производят бюджетную альтернативу коллагену из соцсетей
В бьюти-индустрии коллаген называют белком молодости. На популярных маркетплейсах и в соцсетях стоимость этого желеобразного продукта стартует от 100 рублей. Примечательно, что его бюджетную альтернативу можно найти почти в любом столичном магазине, а производят ее на предприятии «МОЖЕЛИТ». Корреспонденты агентства «Минск-Новости» побывали там и узнали, в чем специфика производства и как оставаться востребованным даже в непростые времена.
И один в поле воин
Сегодня ОАО «МОЖЕЛИТ» — узнаваемый бренд, задающий тон желатиновому Ренессансу: на его пример и опыт ориентируются новые изготовители желатина. Так, на прошлой неделе предприятие посетили представители известной российской агропромышленной компании, которая в 2023 году также запустила высокотехнологичное производство этого продукта. К слову, руководство ОАО «МОЖЕЛИТ» радо возможности наладить связи с другими предприятиями.
— Желатиновая отрасль достаточно специфическая, — объясняет заместитель директора по качеству Ирина Меженина. — Быть единственным производителем на рынке трудно. Конкуренция же дает возможность роста в плане того же обмена опытом. Также существование аналогичных предприятий облегчает задачу подготовки кадров: ведь когда ты — единственный представитель специфической отрасли, то и специалистов приходится готовить самостоятельно.
Кроме того, на одиночек не работает наука: например, если результаты исследований, проведенных в мясной и молочной промышленности, можно использовать на 10–15 предприятиях, то здесь разработки из смежных отраслей приходится адаптировать под «желатиновые реалии». Кстати, даже сами работники в большинстве своем пришли с мясных и молочных заводов, которым пришлось перестраиваться.
Но даже в непростые времена удержаться специфическому производству помогли именно сплоченность коллектива и мудрость руководства. Директор ОАО «МОЖЕЛИТ» Викентий Ермалёнок трудится на предприятии уже 50 лет, из них 35 лет — на руководящей должности. Все подчиненные характеризуют его как личность уникальную: это не только специалист, разбирающийся в технике, технологиях и экономике, но и порядочный человек, семьянин, который смог создать такую же теплую семейную атмосферу и на предприятии. Каждый влюблен в свое дело, текучесть кадров практически на нуле — отсюда уходят в основном на пенсию. Кроме того, на «МОЖЕЛИТе» работают трудовые династии.
Молодых сотрудников привлекают прежде всего одна из самых высоких в Могилёве зарплата, достойные условия труда и возможность самореализации. На предприятии имеются оборудованный спортивный комплекс с тренажерным залом, теннис, бильярд. Развита и художественная самодеятельность, причем как спортсмены, так и творческие личности имеют возможность проявить себя и за пределами родного предприятия и часто ездят на общегородские соревнования. Организуются многочисленные туристические поездки по России и Беларуси.
Тонкости производства
Изготовление высококачественного желатина — процесс трудоемкий. Ведь изначально сырье — шкуры животных — не обладает пищевыми качествами. Оно поступает на ОАО «МОЖЕЛИТ» с кожзаводов. Для того чтобы отходы кожевенного производства превратились в доходы, продукт проходит несколько стадий.
— Многие хозяйки знают, что получить желатин можно и в домашних условиях, — рассказывает И. Меженина. — При варке свиных или говяжьих ножек выделяется вещество, которое позволяет бульону превратиться в студень. Однако домашний желатин получается при температуре около 100 °C, а в промышленности уже при 55 °C.
Однако прежде сырье следует тщательно подготовить. Классическая технология предполагает его длительную выдержку в щелочном растворе. Это необходимо для того, чтобы очистить первичный материал от лишних белков, сохранив главную составляющую — коллаген. Сам коллаген в ходе золения — так называется этот процесс — разрыхляется, и извлечь его становится легче. Чем дольше выдерживают сырье в растворе, тем более высококачественным получается желатин, поясняет заместитель директора.
— Процесс золения может длиться от 10 до 120 суток, — отмечает И. Меженина. — Но чем дольше срок, тем большими будут потери коллагена. Поэтому на «МОЖЕЛИТе» пришли к консенсусу между улучшением качества и результатом: в среднем срок золения составляет 20 суток.
Более длительный срок золения — 120 суток — был необходим тогда, когда желатин использовался в фото- и киноиндустрии за счет своей способности связывать ионы серебра и давать разный цвет. Сейчас же это направление не так сильно востребовано. Зато все более актуальными становятся непосредственно коллаген и его производные.
После длительного нахождения в щелочном растворе сырье выдерживают в агрессивной кислотной среде, после чего кислоты вымывают большим количеством воды: расход составляет 400 куб. м на тонну желатина.
Руководство предприятия также старается модернизировать производство для экономии энергоресурсов. Из последних нововведений — установка ультрафильтрации и реконструкция подготовительного отделения, где производится золение: вместо 36 старых емкостей-зольников установили 82 новые.
Начиная с 2012 года предприятие увеличивает объемы производства и наращивает мощность. Если 12 лет назад на «МОЖЕЛИТе» производили ежегодно 1 300 т желатина в год, то сейчас объем составляет 2 300–2 400 т.
В ближайшем будущем предприятие нацелено на развитие. В одном из старых зданий, оставшихся со времен клеевого завода и законсервированном, планируют провести ремонт и установить вторую линию по производству продукта.
— Желатин интересен тем, что его можно использовать везде, — подчеркивает заместитель директора. — В мясной и молочной промышленности, кондитерской отрасли, общественном питании, косметологии. Ни один природный материал не используется так широко.
Еще И. Меженина отмечает, что желатин применяют и в медицине в качестве вспомогательного вещества для изготовления капсул, таблетированных форм и даже как плазмозамещающее средство — желатиноль. Кроме того, из него делают специальные повязки, пропитанные антибиотиком, — их используют для лечения ожоговых ран большой площади. Когда такую повязку накладывают на рану, под желатином происходит регенерация кожи, и даже без рубцов.
Желатин для каждого
Основная характеристика желатина — способность застывать, превращаясь в желе. А его главная составляющая — коллаген, который достаточно сложно усваивается организмом человека, а потому используется в продуктах для похудения.
Если же расщепить длинную молекулу коллагена, желирующее свойство утрачивается, зато появляется способность удерживать влагу. Это качество на ОАО «МОЖЕЛИТ» применяют для производства еще одного продукта — концентрата соединительнотканных белков «БЕЛПРО», обладающего влагосвязывающей способностью, что используется в производстве мясных продуктов, например для придания определенной структуры и формы мясным изделиям.
Если же расщепить коллаген на более мелкие молекулы, получится еще один продукт — гидролизат коллагена. В отличие от желатина он усваивается в организме очень быстро. И поэтому используется в дальнейшем как сырье для производства спортивного питания и в косметологии.
На ОАО «МОЖЕЛИТ» производят также животно-технический жир: он используется при производстве мыла и смазочных веществ. А преципитат применяют в качестве кормовой добавки.
К слову, отходов на производстве практически нет — кроме сточных вод, которые идут на городские очистные сооружения после прохождения первичной очистки на предприятии.
— Мы также находим применение осадку сточных вод, ведь он тоже содержит белок, — рассказывает И. Меженина. — Делаем удобрения.
Однако все же основное направление — производство желатина. В зависимости от прочности вещества он имеет градацию по маркам. Основной маркой, которую выпускали всегда на «МОЖЕЛИТе», был желатин П-180 (то есть прочностью 180 блюм). На данный момент предприятие изготавливает продукт прочностью 200, 220, 240 и даже 260 блюм. Конечно, все зависит от потребностей конкретного потребителя.
По словам начальника отдела реализации Веры Ванюковой, на экспорт идет 70 % продукции. Основной рынок, куда отправляется могилевский желатин, — Российская Федерация. Также осуществляются поставки в Узбекистан, Казахстан, Армению, Грузию, Молдову и другие страны. Не так давно концентрат начали закупать в Азербайджане. С 2013-го ОАО «МОЖЕЛИТ» одним из первых начало выпуск продукции халяль.
Для поиска новых рынков сбыта предприятие участвует в международных выставках, где славится не только своим качеством, но и умением найти подход.
— Мы работаем для потребителя и стараемся удовлетворить все запросы, — подчеркивает В. Ванюкова. — Например, клиента интересует желатин для смеси с мелким размером частиц. Мы уточняем, для чего ему это необходимо, и предлагаем альтернативу подешевле. У наших сотрудников большой опыт: они знают, кому что нужно и в каких отраслях. И всегда подскажут клиенту, это поможет ему сэкономить время и деньги.
Протестировать качество продукции ОАО «МОЖЕЛИТ» может любой желающий. Желатин продается практически в каждом магазине, доступен по цене и, по сути, представляет собой самую настоящую альтернативу модному коллагену. Более того, в продукт из соцсетей добавляют различную химию, а вот могилевский коллаген — это чистый белок.
Справочно
ОАО «МОЖЕЛИТ» — единственный в Беларуси и один из крупнейших на постсоветском пространстве производитель желатина. Его история началась в 1937 году. Тогда это был завод, специализирующийся на выпуске клея. С тех пор многое изменилось: появились новые технологии, реальность диктует другие требования. Уже на протяжении 40 лет производство желатина — основное направление деятельности предприятия.
В свое время в СССР действовало около 20 аналогичных заводов, но они уже прекратили свое существование. Постепенно и вся желатиновая отрасль пришла в упадок. Однако «МОЖЕЛИТ» не только выстоял, но и улучшил качество своей продукции, модернизировал техническую базу, увеличил прибыль.
Фото Алексея Столярова и предоставлены предприятием ОАО «МОЖЕЛИТ»