ОАО Минский маргариновый завод: быть в тренде развития
В этой статье напомним читателям об истории Минского маргаринового завода — одного из ведущих предприятий масложировой отрасли Республики Беларусь — и расскажем о принимаемых руководством решениях, которые дают возможность усиливать свои позиции на рынке сегодня и открывать более ясные перспективы развития завода.
Все началось с маргарина
ОАО «Минский маргариновый завод» — одно из первых предприятий, построенных в белорусской столице после Второй мировой войны. Его возведение началось в 1946 году, а в 1951-м здесь уже изготавливали маргарин. Сегодня ассортимент выпускаемой продукции составляет более 80 наименований, но первый произведенный продукт дал название предприятию, о котором знает каждый минчанин.
Все это далекая, непростая история — с динамичным развитием в 1960–1980-е годы и глубоким кризисом в 1990-е — начале 2000-х, — которую мы храним и чтим. Те, кто сегодня трудится на Минском маргариновом заводе, со временем станут частью его истории. Но здесь есть рыночная развилка, о которой знают все: многие в советское время брендовые и успешные предприятия в силу различных обстоятельств канули в Лету. Для рыночной экономики это во многих отношениях суровая проза жизни. Мы хотим этого избежать при определении пути продолжения работы предприятия.
Поддержание высокого уровня конкурентоспособности производимой продукции является основополагающим фактором предприятий перерабатывающей отрасли, в том числе масложировой, в складывающихся рыночных условиях, которые не могут иметь место без определенных инвестиций. В условиях турбулентности внешней среды и необходимости перехода на новый уровень технологического развития правильный выбор направления инвестиционной деятельности становится одним из тех факторов, который и определяет как конкурентоспособность производимой продукции, так и развитие предприятия в целом. В связи с этим был проведен анализ производственных, экспортных, маркетинговых, эстетических и других потенциальных возможностей завода, который показал, что без внедрения модернизационных процессов в развитие Минского маргаринового завода невозможно сделать шаг вперед.
Преодолеть точку невозврата
Любое предприятие даже в условиях монопольного положения на рынке — это живой процесс. То, что произведено и продано сегодня, завтра становится строчкой в балансе и маленькой вехой в истории. Останавливаться нельзя ни на один день. Любая остановка по своей сути — это движение назад. Если этот процесс затягивается по времени, то наступает момент, когда проблемой становится буквально все. Этот условный момент, характерный для любого предприятия, который является точкой невозврата. И никакого выбора у вас нет — либо вы разоряетесь и закрываетесь в силу неумолимо жесткого рынка, либо находите в себе силы на обновление и продолжение своей деятельности в принципиально новых для себя условиях.
Еще три года назад Минский маргариновый завод испытывал большие трудности по принятию делегаций для позиционирования и проведению переговоров из-за эстетики и даже технических возможностей. Завод находился в дремлющем состоянии. Порядка 10 лет практически деньги не вкладывались ни в переоснащение производства, ни в текущие ремонты, ни в рекламное продвижение продукции. Часть цеховых, санитарно-бытовых помещений были в проблемном состоянии. Именно поэтому руководством «Белгоспищепрома» принято решение о замене руководителя предприятия в начале 2021 года. Новым директором был назначен опытный хозяйственник с научной составляющей своей биографии Андрей Александрович Гончаров, который с частью коллектива предложил новый курс для развития завода.
Созданы достойные условия труда и производства
За последние три года проведены масштабные строительные работы. Уложено облицовочной плиткой более 700 кв. м полов и стен в производственно-бытовых помещениях, заменены 198 старых деревянных окон на окна из профиля ПВХ (их общая площадь составила порядка 650 кв. м).
Произведен капитальный ремонт в столовой, здесь установлено современное оборудование. Актовый зал приведен в достойное состояние. Есть и спортивный зал с тренажерами.
Отремонтированы раздевалки и санитарные узлы для рабочего персонала общей площадью 320 кв. м, заменен пассажирский лифт. Построены два новых склада для хранения готовой продукции, площадь которых 600 кв. м.
Создан музей, где в витринах и на стендах размещены экспонаты. В холле административно-бытового корпуса организована выставочная площадка с возможностью позиционирования завода и выпускаемой продукции при помощи витринного и медийного оборудования. Спроектирован макет с детализированным воспроизведением хозяйственных построек.
Практически в авральном порядке на заводе проведен капитальный ремонт. Но при этом не будем забывать, что производственный процесс не останавливался. Более того, на предприятии шла фронтальная модернизация всего производства.
Фронтальная модернизация
На Минском маргариновом заводе за указанное время реализованы серьезные инвестиционные проекты. Прошу обратить внимание на итоговые цифры роста производительности труда.
Первое: проведена модернизация линии фасовки майонезной продукции в ПЭТ-пакеты с заменой шести единиц оборудования. Помимо повышения качества продукции и упаковочных свойств майонезов, на 26 % выросла производительность труда.
Второе: установлен автомат для фасовки продукции в упаковку Doyрack. Это позволило обеспечить разграничение производства томатной и майонезной продукции. Результат обновления — увеличение объемов майонезной продукции в упаковке Doyрack в три раза.
Третье: установлена линия розлива вязких продуктов в стеклобанку твист-офф. Благодаря этому были введены новые виды продукции томатной группы. В итоге потребитель получил товар в экологически чистой упаковке. Рост производительности труда составил 43 %. Один из участков производства с открытой местности перенесен в производственное помещение. Результатом этой работы стала экономия топливно-энергетических ресурсов на 11,3 тонны условного топлива в год.
Четвертое: проведена модернизация цеха производства вязкой продукции с вводом стерилизационно-охладительной установки. Рост производительности труда в этом цехе составил 30 %.
Пятое: модернизирована линия непрерывной рафинации жиров и масел — установлен дополнительный сепаратор для гидратации и нейтрализации растительного масла и промывки масла водой в процессе рафинации. Результатом этой работы стало улучшение физико-химических показателей и рост производительности труда на 10 %.
Шестое: на линии по розливу растительных масел в ПЭТ-бутылку заменен фасовочный автомат и установлено дополнительное оборудование по упаковке готовой продукции. Рост производительности труда составил 31 %.
Седьмое: собственный автопарк обновлен на 50 %.
Помимо очевидного улучшения качества выпускаемой продукции, принципиальным вопросом во всей этой работе является рост производительности труда. Он имеет сегодня двойной эффект: ведет к снижению себестоимости продукции, что дает дополнительную устойчивость по цене на сверхконкурентном рынке продуктов питания. А в условиях очевидного дефицита рабочих специальностей во всем реальном секторе экономики (этот тренд на рынке труда очевиден для всех европейских стран и связан с демографической ситуацией) является единственно возможным источником снижения зависимости от человеческого фактора.
Автоматизация и рост производительности труда во всей Европе и России уже признаны главными средствами решения вопроса дефицита рабочей силы.
Новые продукты
В течение последних лет Минский маргариновый завод предлагает потребителям новые виды продукции. В конце 2021 года был создан новый бренд — торговая марка «ВкуSноВ». Под ним начали выпускать майонез «Провансаль» 61 % жирности в ПЭТ-пакете массой 600 граммов и «Провансаль» 50 % жирности во флаконе массой 800 граммов. Линейку кетчупов дополнил кетчуп «Мой томатный» во флаконе 900 граммов, а в 2023-м выпущена принципиально новая для предприятия продукция — томатная группа. Это несоленая 25-процентная консервированная томатная паста, соусы томатные «Минский», «Краснодарский», «Классический», которые выпускаются в экологически чистой упаковке — стеклянной баночке твист-офф массой 500 граммов.
Ассортиментная линейка маргариновой продукции была дополнена маргарином «Домашний особый» 40 % с низкокалорийными свойствами. В линейке растительных масел появилось масло «Рапсовое Люкс» в упаковке 850 мл. Этот полезный продукт вне конкуренции — в нем содержатся омега-3 и омега-6, также было улучшено цветовое число.
В указанный период был выпущен экологичный продукт торговой марки «Золотая капля» майонез «Провансаль Премиум» 71 % жирности в стеклобанке 300 граммов. Он имеет стопроцентно натуральный состав, при этом срок годности — 120 суток. Сегодня такой продукции у конкурентов нет.
Начата реализация новых видов продукции под торговой маркой «Золотая капля» — гастрономических соусов «Барбекю» и «Терияки для обжарки», соуса на основе растительных масел «Кунжутный» в удобной ПЭТ-бутылочке.
Расширена линейка майонезов в категории Doyрack, которую дополнили майонезы «Провансаль с лимонным соком» и «Провансаль с перепелиными яйцами», а также соусами на майонезной основе «Тар-тар» и «Бургер».
Осуществляются производство и розлив растительных масел в широком ассортименте.
Для сегмента HORICA разработана рецептура и осуществляется производство жира кулинарного «Белмин 10» и «Белмин 20», которые предназначены для жарки и фритюра.
Линейку кетчупов дополнили 2SKU-кетчуп «Барбекю» и «Острый с красным перцем», выпускаемые под торговой маркой «Золотая капля», которые не содержат ГМО, изготавливаются из 100-процентно натуральных ингредиентов, свежемолотых специй и не содержат ароматизаторов и красителей.
Представлены всегда и везде
Минский маргариновый завод является не только постоянным участником, но и победителем многочисленных конкурсов и премий, таких как Премия Правительства Республики Беларусь в области качества, «Чемпион вкуса», «Лучшие товары Республики Беларусь», «Лидер года», «Народная марка», «Лидер потребительского рынка».
Недавно предприятие вернулось с золотыми медалями с Международной выставки «Продэкспо-2024», которая проводилась в Москве. Награды получили майонез «Провансаль с лимонным соком» и соус на майонезной основе «Тар-тар». Столичный завод был награжден специальным призом «Лучшее предприятие — 2024».
В зеркале статистики
За 2021–2023 годы отмечена положительная динамика основных экономических показателей, характеризующих деятельность предприятия. Темп роста инвестиций в основной капитал составил 237 %, что позволило обеспечить рост объемных и качественных показателей: индекс физического объема обеспечен на уровне 112,3 %, выручки от реализации — 119,4 %, рентабельности продаж — 113,4 %. Кроме того, достигнут опережающий рост благосостояния коллектива завода в сочетании с эффективным использованием трудовых ресурсов.
Темп роста средней заработной платы — 118,5 % при росте производительности труда в 123,5 %.
В заключение хотелось бы отметить, что те решительные шаги, которые были предприняты и в последующем успешно реализованы, имеют ощутимые результаты. Работники предприятия справились со всеми поставленными перед ними задачами, в том числе удалось с минимальными потерями пережить неблагоприятную ситуацию, почти обвальную, по снижению цен на растительные масла, доля которых в сырьевой структуре занимает более 70 %. Смогли найти новый вектор развития и перестроить работу таким образом, чтобы после проведенной модернизации предприятие могло реагировать на запросы рынка в технологическом, техническом, маркетинговом, ассортиментном, логистическом и других аспектах. При этом работы по совершенствованию производства и технологий продолжаются. И сегодня реализуются два важных проекта, в том числе по импортозамещению.
Фото и материалы предоставлены ОАО «Минский маргариновый завод»