Профессия — Ширвиндт. Как актер, сыгравший всего две главные роли в кино, сумел стать знаменитостью
Как Александр Ширвиндт, сыгравший всего две главные роли в кино, сумел стать знаменитостью и всеобщим любимцем, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Родом из детства
Марк Захаров о своем харизматичном и обаятельном друге написал так: «Ширвиндт, наверное, все-таки не артист… Тем более не режиссер. Если спросить, кто он такой, отвечу, что профессия у него уникальная. Он — Ширвиндт». И действительно, для миллионов он был не артистом, сыгравшим тех или иных персонажей, а давнишним добрым знакомым, блестящим рассказчиком. Его слушали раскрыв рот вне зависимости от темы повествования. А роли… Главных в кино почти не было у, казалось бы, мегапопулярного актера. Одна из центральных — в фильме «Трое в лодке, не считая собаки» (1979). Большие и заметные — в лентах «Миллион в брачной корзине» (1985) и «Бабник» (1990). На этом все! Запомнили его по эпизодам и ролям второго плана, каждая из которых стала бриллиантом. Не забыли ресторанного пианиста Шурика в «Вокзале для двоих» (1982), референта министра без имени из «Стариков-разбойников» (1971). Вообще, на счету артиста более 70 ролей в кино.
Мама Саши Ширвиндта была главным редактором концертного отдела московской филармонии. Отец — скрипачом в оркестре Большого театра СССР.
Летние каникулы как в довоенные, так и в послевоенные годы мальчик проводил в подмосковном дачном поселке творческих работников. Там познакомился с будущей супругой Натальей Белоусовой, с которой прожил всю жизнь. В этом же дачном товариществе впервые встретил Михаила Державина. С ним дружил 72 года, до кончины последнего в 2018-м. В поселке детвора устроила домашний театр, все играли серьезные роли, например в пьесе Александра Островского «Без вины виноватые». Словом, в связи с полным отсутствием гаджетов время проводили более плодотворно и вместе, а не каждый в своем аккаунте! Впрочем, дети всегда оставались детьми. Но на их, прямо скажем, хулиганские выходки сегодня мало кто решился бы. Так, на школьном экзамене по химии друзья Ширвиндта подожгли дымовые шашки, устроив в классе дымовую завесу. А сами в этот момент пометили для него один из билетов, лежавших на столе. Александр вышел, достал нужный билет, ответил на все вопросы. Но учитель почувствовал неладное, задал дополнительный: «Чем отличается этиловый спирт от метилового?» Будущий актер помнил, что из одного делают водку, а от второго как минимум можно ослепнуть. И начал рассказывать: «Возьмем двух кроликов. Капнем им в глаза разного спирта. В результате один — слепой, а другой — бухой». Педагог ограничился тройкой.
Александр Анатольевич в некотором роде до седин оставался мальчишкой. Однажды в 1960-е летом в 5 утра в ленинградской квартире Нины Ургант и ее супруга Кирилла Ласкари раздался звонок в дверь. Актриса открыла. Перед ней, прикрывая ладонями «хозяйство», стояли абсолютно голые и пьяные Александр Ширвиндт, Андрей Миронов, Марк Захаров и Зиновий Гердт! Нина Николаевна, не выслушав ни слова, мгновенно обескуражила шутников, невозмутимо произнеся: «И что?!» Далее приятели жалобно рассказали: дескать, их ограбили хулиганы в подворотне, — попросили впустить и выдать любые подштанники каждому. Она впустила, накормила, напоила чаем, а час спустя, поняв, что ее разыгрывают, выставила коллег на лестницу. Но, пока они чаевничали, их одежду, спрятанную за батареей в подъезде, действительно кто-то украл!
Когда в 1971-м Миронов женился на Екатерине Градовой, молодые отправились в путешествие. Ширвиндт с Захаровым провожали их на вокзале. Выпивая на перроне шампанское, Андрей не заметил, что приятели что-то подсунули ему в чемодан. Актер едва донес его до купе. А когда приехал на место, раскрыл, то увидел, что на вещах лежат два завернутых в газету кирпича и портрет Ленина.
В 1977 году Андрей Александрович женился второй раз, уже на Ларисе Голубкиной. Пара поехала на дачу провести медовый месяц. Ширвиндт и Захаров приехали в поселок глубокой ночью. Сели под окнами дома и начали подвывать, как привидения. Но это не возымело эффекта. Сон молодоженов оказался глубоким. Тогда Александр Анатольевич, не выдержав фиаско, пробрался в спальню через окно и укусил спящую Голубкину за пятку! Она вскрикнула, подскочила, убежала в прихожую. А ведь артисту-комедианту в ту пору уже исполнилось 43 года!
Доживаем как есть
Старожилы помнят, что актер не раз бывал в Беларуси на гастролях с театром имени Ленинского комсомола, театром на Малой Бронной, театром сатиры.
В драматических постановках он был совсем иным — не таким, как его запомнили телезрители по репризам и комическим сценкам. Он играл Людовика в пьесе «Мольер» по Булгакову, Тригорина в «Чайке» Чехова, Ломтева в «Таблетке под язык» Макаенка. За них-то он и получал свои звания и награды. К почестям относился равнодушно, повторяя слова Фаины Раневской: «Грамоты и медальки — это похоронные принадлежности».
Возраст воспринимал философски.
В мемуарах писал: «Однажды навели на замечательного академика, предупредив, что он никого не принимает, но меня откуда-то знает и готов побеседовать. Я собрал полное собрание сочинений анализов и поехал куда-то в конец шоссе Энтузиастов. Особняк, тишина, ковры, огромный кабинет. И сидит академик в золотых очках.
— Сколько вам лет? — говорит.
— Да вот, — говорю, — 400 будет.
— Мы, значит, ровесники.
Когда он увидел мою папку анализов, взмахнул руками: «Умоляю, уберите.
А что у вас?»
— Во-первых, коленки болят утром.
— А у меня, наоборот, вечером.
Что еще?
— Одышка.
— Ну это нормально.
И я успокоился. Раз уж академик медицины чувствует себя так же, как и я, то о чем тогда говорить? На прощание я спросил:
— Может, мне бросить курить?
Он посмотрел на меня через золотые очки:
— Дорогой мой, зачем? В нашем возрасте ничего нельзя менять и ничего нельзя бросать. Доживаем как есть».
Обожаемого актера не стало 15 марта 2024 года.
Афоризмы Ширвиндта:
- «Если вас незаслуженно обидели, вернитесь и заслужите».
- «Не берите от жизни все — вдруг не донесете».
- «Да ешьте сколько влезет, все равно много уже не влезет. В человеке важен не вес, а то, как он его носит!»
- «Относитесь к себе с любовью, а ко всему остальному — с юмором».
- «Жизнь-то одна. Внутри любого кошмара надо искать позитив…»
Еще материалы рубрики:
Преодолевшие вето Королева. Кто из женщин покорял космос, несмотря на запрет главного конструктора
Констанция навсегда. Путь к славе Ирины Алферовой, которую называли секс-символом позднего СССР
Чушпан или тварь дрожащая? Какие роли стали знаковыми в карьере Ивана Янковского