Проходят курсы профайлинга и не только. Как готовят сотрудников службы безопасности метрополитена
Хорошая зрительная память, владение приемами рукопашного боя и основами конфликтологии. Кто работает в службе безопасности метрополитена и как она действует, выяснял корреспондент агентства «Минск-Новости».
Полная готовность
В небольшом помещении со шведской стенкой несколько тренажеров, манекенов для борьбы и спортивных снарядов. В зале инструктор и две пары соперников, ведущие рукопашный бой. Вот одному из борцов удается бросок накатом, и его визави оказывается на ковре.
— Это тренировка наших рядовых сотрудников, — рассказывает начальник службы безопасности метрополитена Александр Мясников. — Занятия по специальной подготовке входят в общий, к слову, весьма обширный курс обучения и совершенствования их навыков. Но прежде любой желающий работать у нас должен соответствовать квалификационным требованиям по морально-волевым качествам и состоянию здоровья. Возрастных ограничений нет. Двери открыты для всех, но предпочтение отдаем сотрудникам силовых структур и молодежи, прошедшей воинскую службу. Каждый новобранец проходит теоретическую подготовку, изучает набор нормативно-правовых актов. Затем практикуется на станции, где за ним закрепляется опытный наставник. Испытательный срок — три месяца.
А еще инспектор должен обладать гибким умом и хорошей зрительной памятью, способностью максимально быстро увидеть, оценить и принять решение. Ежегодно наша служба разрабатывает программу специальной подготовки, соответствующую требованиям МВД Беларуси. Она рассчитана на 72 часа. Все действующие инспекторы обучаются охранной деятельности, психологии, конфликтологии. Дополнительно две недели проходят обучение в учреждениях образования правоохранительных органов на курсах повышения квалификации.
Особый случай
Инспекторы проходят курсы профайлинга, на которых учатся по внешним поведенческим и психологическим признакам определять состояние человека. Сотрудник службы охраны должен не просто наблюдать, но и анализировать поведение пассажира. И принять правильное решение в зависимости от ситуации.
Вот пример. В августе 2023 г. в шесть утра на станцию «Немига» зашел выпивший молодой человек. Инспекторы службы безопасности вежливо предложили ему (и не один раз) воспользоваться наземным общественным транспортом, маршруткой или такси. Парень начал качать права, материться, пытался нанести им удары руками и ногами. Затем ухватил работника метро за грудки, оторвал погон и пуговицу с форменной рубашки, повредил информационный стенд в фойе станции. Инспекторы скрутили буяна, вызвали наряд милиции.
Дебоширом оказался 18-летний житель Червенского района, работающий в Минске трактористом-машинистом. Ему было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 366 УК («Насилие либо угроза в отношении должностного лица, выполняющего служебные обязанности, или иного лица, выполняющего общественный долг»), санкции по которой предусматривают лишение свободы до 7 лет.
— Среди пассажиров встречаются весьма необычные люди, — подключается к разговору пресс-секретарь предприятия Андрей Дроб. — Один, например, постоянно пытался пройти в метро босиком. Беспокоил нашу службу не один месяц, причем на разных станциях. При этом включал смартфон на видеозапись. Возможно, хотел прославиться в интернете. Но в правилах пользования метро обозначено: запрещено проезжать без обуви. Это небезопасно при нахождении на эскалаторе, бегущей дорожке, платформе. А в минувшем ноябре задержали 47-летнего мужчину, проехавшего между вагонами. Он пересек перегон от станции «Автозаводской» до «Партизанской», где его задержали и передали в РУВД для привлечения к ответственности. Или такой неординарный случай: мама приобрела сыну специальные пистоны для детского пистолета, и у школьника на «Площади Победы» началась самопроизвольная стрельба в рюкзаке. Инспекторы тут же оказали парню помощь.
Работа с подрастающим поколением, по мнению Андрея Дроба, требует особого подхода. Отдельную статистику в подземке не ведут, но много раз инспекторы помогали потерявшимся детям. К слову, до достижения семилетнего возраста их проезд в метро без сопровождения взрослых запрещен.
На острие конфликтов
В штате подразделения несколько сотен человек. Большинство из них инспекторы, в том числе участка оперативного реагирования. Остальные — инженерно-технический состав, контролеры КПП, охранники электродепо «Московское» и «Могилевское». Все инспекторы трудятся исключительно в форменной одежде и имеют при себе удостоверения.
Они мгновенно реагируют на чрезвычайные происшествия, обращения граждан, а также сопровождают культурно-массовые мероприятия столицы.
В местах, где концентрируется много людей, пассажиропоток в подземке резко возрастает. Его нужно контролировать, при необходимости упорядочить, увеличить количество поездов. Инспекторы мониторят обстановку, упреждая конфликтные ситуации, оказывают помощь гражданам, в том числе медицинскую (в экстренных ситуациях). Изучение обстоятельств трагедии на Немиге в 1999 году, когда в давке на станции погибли 53 человека, многому научило службу безопасности подземки.
В 2023-м метрополитен перевез более 230 млн пассажиров. В сегменте общественного транспорта Минска этот показатель главенствующий. Ежедневно предприятие обслуживает до 800 тыс. человек.
— В этом огромном пассажиропотоке встречается немало нарушителей правил проезда, — продолжает Александр Мясников. — Как следствие, происходят конфликтные ситуации, на острие которых оказываются наши инспекторы. Чаще всего проблемы возникают с нетрезвыми гражданами. Так, по итогам прошлого года по этой причине не допустили к проезду в подземке более 40 тыс. человек. При этом 29 раз вынужденно применяли спецсредства и физическую силу. И то и другое — в исключительных случаях, когда иным способом упредить правонарушение не представляется возможным. Причем изначально инспекторы учтиво и вежливо относятся даже к выпившему человеку: «будьте добры», «извините, пожалуйста» и так далее. Для пресечения неповиновения законным требованиям используют наручники. Эта мера позволяет исключить нанесение особо буйным нарушителем повреждений другим пассажирам и себе самому. Все инспекторы оснащены видеорегистраторами.
Как видим, их работа подчас сопряжена с противоборством правонарушителям, поэтому женщин среди них немного — не более 40. В паре с ними обязательно дежурит мужчина. Дамы тоже проходят курс специальной подготовки, правда, в более щадящем режиме. Среди них, кстати, есть кандидат в мастера спорта по дзюдо — София Шумяко.
Подозрительный предмет
— В связи с реорганизацией в 2018 г. УВД по охране метрополитена обеспечение безопасного выполнения перевозки пассажиров передали нашей службе. Реагированием на заявления, сообщениями о преступлениях, об административных правонарушениях занимается ГУВД Мингорисполкома, — продолжает Александр Мясников. — Особое внимание — обнаруженным в метро бесхозным сумкам или подозрительным предметам. В случае выявления опасности инспекторы должны оперативно реагировать: накрыть их специальным локализатором взрыва, огородить место, эвакуировать пассажиров. В нашем распоряжении не только металлодетекторы, но и газоанализаторы паров взрывчатых веществ. Не упускаем из виду бесхозные предметы в вестибюлях, подземных переходах и на платформах станций. Постоянно совершенствуем эту работу во взаимодействии с органами внутренних дел.
В прошлом году в метро выявили почти 12 000 предметов, запрещенных к провозу. С признаками запрещенных к свободному обороту в Беларуси — 952. В первую очередь это оружие и боеприпасы, предметы, которые можно провозить только при наличии разрешающих документов.
— В 2023-м было девять сообщений об угрозе взрыва в метрополитене. К счастью, ни один не подтвердился, — отмечает начальник службы безопасности.
Рады помочь
В метро много точек коммуникаций пассажиров с различными службами. Это кнопки «SОS — инфо» в конце каждой платформы, в вагонах имеется связь с машинистом, который может мгновенно связаться со службой безопасности. Как только поступает тревожная информация, тут же происходит реагирование. Если инспектор не может оказать помощь лично, он обязательно ее организует. Метро сегодня оснащено более чем 2 600 видеокамерами, есть они и в поездах.
В 2023-м 8 472 раза оказали помощь при проезде в метро пассажирам с ограниченными возможностями. Это граждане с нарушениями двигательных возможностей, с когнитивными, сенсорными и другими особенностями. Нередко содействие оказывают и лицам с потерей памяти. В этом процессе задействованы все сотрудники станционных комплексов.
Всякое бывает
В минувшем году в адрес службы безопасности поступило 265 обращений, из них 56 жалоб, 184 заявления, 22 благодарности и 3 предложения пассажиров. Наиболее распространенные претензии обусловлены приглашением к досмотру ручной клади и действиями инспекторов при его проведении.
Подавляющее количество людей беспрекословно предоставляют ручную кладь для досмотра. Однако попадаются пассажиры, намеренно идущие на конфликт ради сомнительного самоутверждения. Напомним: согласно закону о городском электрическом транспорте и метрополитене (его новая редакция вступает в силу в этом месяце) отказ гражданина от досмотра ручной клади — основание для отказа в проезде.
Случаются также инциденты, связанные с бесплатным проездом. Есть и факты подделывания документов, дающих право на льготный проезд. В основном это замена фамилии, года учебы, переклеивание фотокарточек. В 2023-м выявлено 12 случаев с признаками подделки документов. В целом без оплаты проезда в метро граждане не были допущены 51 тыс. раз по разным причинам.
— Порой возникают эксцессы с провозом животных, — акцентирует внимание А. Дроб. — Их провозить разрешено только в переносках с абсорбирующим дном. Как-то у одной пассажирки, ненадежно закрывшей дверцу переноски, маленькая болонка убежала с платформы в тоннель. Любые животные очень нервно реагируют на шум приближающихся поездов и станционную обстановку. Пришлось на несколько минут останавливать движение по всей Московской линии, чтобы вернуть собачку хозяйке. Один пассажир пытался пронести в капюшоне куртки хорька, другой — змею на шее, а недавно в подземку хотел зайти пассажир с живой лисой…
Справочно
Начальник службы безопасности метрополитена Александр Мясников — кандидат юридических наук. В 1991-м окончил высшее военное училище в России, оказавшись в последнем советском выпуске лейтенантов. А через пять лет — юридический факультет Белорусского государственного университета. В 2010 году удостоен высшей юридической премии «Фемида» Белорусского республиканского союза юристов в номинации «Государственная служба». В службе безопасности метрополитена с 2019-го, возглавил ее в 2021 году.
Фото Андрея Дроба