1200 90

Произведение само себя не похвалит. Как ремесленнику найти своего покупателя, и что такое креативная экономика

Директор бизнес-инкубатора малого предпринимательства УП «УИН» Елена Яшович уже который год занимается поддержкой и продвижением начинающих предпринимателей на всех этапах их работы. В этом году она создала акселератор для ремесленников и мастеров прикладного творчества. О том, как найти своего покупателя и почему нужно создавать организации, поддерживающие ремесленничество, корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала у бизнес-леди.

izobrazhenie viber 2024 05 29 14 58 21 540

Оригинальная коллекция

Всего на участие в акселераторе поступило 40 заявок. И только 8 человек отобрали. По каким критериям их выбирали?

— Много талантливых мастеров подало заявки, и мы хотели сделать 4 группы по 10 человек, но у нас нет таких ресурсов, а потерять в качестве не хотелось. Участие в акселераторе — интенсивной программе, предоставляющей доступ к занятиям, онлайн-встречам с менторами, специалистами, было бесплатным.

Предъявляли критерии, в первую очередь, к продукту, с которым мастера заявлялись на конкурс. Он должен был быть экологичным, качественным, аутентичным, практичным в применении. Цель — взяв за основу один из брендов Беларуси, создать коллекцию, изделия которой выполнены в разных техниках и направлениях. Выбрали людей, готовых на эксперименты. Так, на акселератор попали мастера, работающие с эпоксидной смолой, деревом, соломой, бисером. Не обошлось и без полезных сладостей — пастилы, фруктовых чипсов и кондитерских изделий.

Данный проект был организован совместно с Информационно-туристским центром «Минск». Работы создавались на основе идей, изложенных в «Инновационной стратегии формирования собственного стиля г. Минска и его узнаваемого международного облика для популяризации города среди иностранных туристов до 2035 года». Участники выбрали символ Национальной библиотеки — «Минск — библиотека впечатлений». Именно она стала ключевым образом в работах ремесленников.

Какие темы обсуждались во время обучения?

— Участники акселератора оказались скромными и сдержанными. Поэтому мы на занятиях затронули тему самопрезентации. Говорили о том, как грамотно работать с соцсетями, какие современные методы продвижения использовать, как находить клиентов, создавать свое сообщество и многое другое.

Созданная коллекция — результат работы участников и дизайн-наставника, арт-аналитика Марьяны Карпович. К слову, за два месяца прошло восемнадцать занятий с бизнес- и дизайн-наставниками, три из которых — в очной форме. Два раза в неделю — онлайн-встречи с менторами. На них обсуждались этапы работы и разбирались домашние задания.

izobrazhenie viber 2024 05 29 14 58 19 122

Кто судья? Потребитель

Главная площадка продажи товаров участников, как я поняла, соцсети. Смогут ли они в ближайшее время продавать свои изделия в ТЦ «Столица», в музеях или на «точках» в Верхнем городе?

— Вы назвали все инструменты и возможности, которые у них есть. Все зависит от желания участников акселератора. Да, сегодня сложнее с оформлением ремесленничества. Чтобы им стать официально, нужно принимать участие в выставках. Однако на масштабные выставки тоже могут не пропустить — не оформлен. Как быть? Не сдаваться и выставляться в районах, школах, библиотеках. Возможности есть всегда. Вопрос в другом: знает ли мастер о них. Еще один вариант — зарегистрироваться самозанятым.

Также я совместно с представителями Информационно-туристского центра «Минск», партнером акселератора, обсуждала создание производственных кооперативов, объединений ремесленников по 10–20 человек, которые могли бы помочь мастерам с реализацией продукции, закупкой материалов и оборудования. Дело в том, что центр может продавать изделия отечественных мастеров, но приобретать их по отдельности у каждого автора не имеет права, только у юридического лица.

Важно, что мастера увидели возможности, а выбор уже за ними: вступать ли в уже имеющиеся объединения для ремесленников и самозанятых, создавать ли свои организации, работать в одиночку или применять коллаборацию с другими мастерами, которой их научили в акселераторе.

Созданная коллекция стала победителем конкурса сувенирной и печатной продукции по туризму среди областей Беларуси и г. Минска, который прошел в рамках работы Международной туристической выставки «Отдых-2024». Это большой успех для участников акселератора!

Отмечу, что Министерство спорта и туризма поддержало дальнейшую реализацию проекта. Мы планируем повторить его: создать уникальные коллекции сувениров, посвященных туристическим дестинациям и событиям.

Как найти своего покупателя? Я так понимаю: показывать все, что умеешь (свои работы), а дальше — время покажет. Как вы считаете?

— Дело в том, что целевая аудитория непостоянна. Она меняется в зависимости от того, в каком городе представили произведения и на какой локации. Но. Своим делом нужно «гореть» — произведение само себя хвалить не будет. Поэтому, создавая его, нужно не забывать о том, кому вы его продадите, иметь портрет потенциального покупателя. Кто это? Мама с ребенком? Мужчина в преклонном возрасте? Представить, где в квартире эту вещь покупатель поставит или повесит.

Нужно уметь ориентироваться на потребителя, быть гибким и при этом ценить свою индивидуальность. Я говорила участникам: «Вы такие, какие есть. Мы хотим помочь вам продать созданный оригинальный продукт». Но все же не стоит забывать смотреть на изделия глазами потребителя: он выбирает и голосует своим рублем. Кто судья? Потребитель.

Что выбрать: соцсети или ярмарки? И то, и другое. Одна аудитория покупает через интернет (здесь важна подача товара), другая — посещает ярмарки. На них можно попробовать товар, подержать его в руках, познакомиться с автором. Социальным сетям уделяли особое внимание. Частая ошибка — в ленте показывают только изделия. А где сам автор? Где он в процессе работы? А как же без смешных ситуаций и неудач? Посты с историями, видео — это все приближает ремесленника к покупателю.

izobrazhenie viber 2024 05 29 14 58 20 805

Креативная экономика

Давайте поговорим о креативной экономике. Что это такое?

— Это экономика «следующего поколения», основанная на инновациях и креативных продуктах. В ней главной ценностью являются идеи, нестандартное мышление людей — создателей оригинальных продуктов, а не материальные ресурсы и технологии.

Искусственный интеллект может быть только подспорьем, он наш ум, воображение, знания заменить не может. Те книги, картины, скульптуры, которые пишут и создают люди, несравнимы с искусственным интеллектом. Составляющая любого произведения, созданного человеком, — эмоция.

Туризм, на мой взгляд, тоже относится к креативной индустрии. В нашей стране созданы все условия для его развития и совершенствования. Белорусам нужно только дать возможность расширяться. Думаю, разницы нет, государственный это сектор или частный, обязательно должен быть представлен и тот и другой.

Что вы думаете по поводу внутреннего и въездного видов туризма? Мне кажется, с нашими гражданами работать сложнее. Так ли это?

— Мне кажется, не сложнее, а ответственнее. Мастер или владелец агроусадьбы постоянно ищет подходы, способы, как продлить отношения «продавец — покупатель / клиент», и думает над тем, как и чем еще привлечь.

Что касается въездного туризма, гость должен уезжать с чувством, будто чего-то недосмотрел. И туристско-информационные центры в этом плане — огромный потенциал. Почему? Они рекламируют не конкретную точку в столице или в регионе, а местность. Другими словами, гость, приехавший посмотреть на Национальную библиотеку, удивляется тому, сколько еще интересных объектов и локаций в округе он не видел. Таким образом, турист внесет их в свой список мест, обязательных к посещению.

Я часто бываю в Сербии и вижу, как там работают агроусадьбы, туристические кластеры, как развивается частная инициатива. У них есть праздник села «Крестная Слава» — народный православный обычай, празднование дня семейного святого, почитаемого всеми семьями рода или всем селом.

Похожий праздник мы проводили на протяжении 15 лет в деревне Русаковичи в Пуховичском районе. О мероприятии узнали в других странах: приезжали из Китая, Казахстана, со всех уголков Беларуси.

Кстати, на «Славу» приглашают только один раз. Для каждой следующей вам не нужно приглашение, так как вас уже ждут. Пусть каждый турист, посетивший Беларусь, будет уверен: мы ждем его без приглашения.

Фото предоставлены УП «УИН»

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Ушел из жизни белорусский композитор Олег Елисеенков

Ушел из жизни композитор, заслуженный деятель искусств, доцент кафедры эстрадной музыки Белорусского государственного университета культуры и искусств Олег Елисеенков, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Министерство культуры.

000022 1729964003 671196 big

Олег Елисеенков. Фото Минкультуры

«Мы разделяем горечь и душевную боль с родными и близкими Олега Николаевича, память о нем навсегда останется в наших сердцах», — сказано в сообщении министерства.

О невосполнимости утраты для Белорусского союза композиторов сказала его председатель Елена Атрашкевич, слова которой приводит БЕЛТА.

— Этот человек занимал очень серьезную нишу в направлении эстрадного творчества и работы с молодежью. Он был прекрасный преподаватель, композитор, друг. Человек, который никогда ни на что не жаловался, всегда был позитивен, жив, молод душой и телом. Поэтому, конечно, его смерть стала для нас всех потрясением, — добавила Е. Атрашкевич.

Она отметила, что О. Елисеенков популяризировал белорусскую эстраду и был ей верен. Он автор прекрасных песен. По словам председателя Белорусского союза композиторов, она много работала с Олегом Николаевичем в различных конкурсах. В последнее время он особенно часто возглавлял жюри и всегда был очень компетентен.

О. Елисеенков также руководил студией «Гран-при» Государственного концертного оркестра, состоял в Белорусском союзе композиторов. Написал музыку к песням Ирины Дорофеевой «Ветразь кахання», Алеси «Не потеряй», «Птицы», «Усмешка», большинству песен из репертуара Александра Солодухи, а также сыграл большую роль в становлении многих молодых исполнителей.

О. Елисеенков — заслуженный деятель искусств Республики Беларусь, обладатель специального диплома Постоянного комитета Союзного государства за творческое воплощение идей дружбы народов Беларуси и России, а также премии Союзного государства в области литературы и искусства за 2015-2016 гг. В 2009 г. указом Президента Беларуси был награжден медалью Франциска Скорины.

«Храни меня, мой талисман». Фильм, который помог А. Абдулову избавиться от амплуа принца

Режиссер Роман Балаян в 1986 году снял фильм «Храни меня, мой талисман», который был удостоен награды на фестивале «Золотой тюльпан». Какие звездные актеры снялись в кинокартине и как она помогла Александру Абдулову избавиться от амплуа романтичного юноши — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

scale 1200 1

О чем кино

Середина 1980-х. Журналист Алексей Дмитриев и его супруга Татьяна приезжают в Болдино. Он делает серию репортажей о празднествах, посвященных Пушкину. Некто Климов, выдавая себя за знатока творчества поэта, бесцеремонно вторгается в личную жизнь семьи, начиная дерзко ухаживать за Татьяной. Образуется любовный треугольник. Дмитриев вызывает соперника на дуэль и берет охотничье ружье у друга, директора музея.

За красивым фасадом

roman balayan

Роман Балаян

Будущий режиссер Р. Балаян родился в Азербайджанской ССР. Он начинал карьеру в Степанакертском драматическом театре. Потом поступил на кинофакультет Киевского государственного института театрального искусства. Работал в УССР на киностудии имени А. П. Довженко.

Когда в середине 1970-х он снял свои первые полнометражные ленты «Каштанка», «Бирюк», они приглянулись молодому, но модному и звездному постановщику Никите Михалкову. Тот познакомил коллегу со сценаристом Виктором Мережко и актером Олегом Янковским. В результате Р. Балаян создал своеобразный киногимн поколения интеллигенции 1980-х «Полеты во сне и наяву» (1983). Картину именовали тихим диссидентством. Она поднимала щекотливые вопросы современности, тему кризисов среднего возраста и целого поколения эпохи развитого социализма

В 1985-м литератор Рустам Ибрагимбеков предложил Р. Балаяну сценарий фильма, позже названного по строке из стихотворения Пушкина «Храни меня, мой талисман». Там журналист Дмитриев во время круиза на теплоходе убивает на дуэли хама Климова. Постановщик решил показать, что за красивым высокодуховным фасадом у современных представителей творческой элиты часто находятся слабость и никчемность. Он перестроил сюжет так, что главный герой на дуэли не лишает жизни Климова, а просто теряет сознание с ружьем в руках. Соперник же зачерпывает грязную болотную жижу в пустую консервную банку и выливает ее ему на лицо, пытаясь привести в чувство. Словом, унижает, растаптывает Алексея окончательно.

rustam ibragimbekov

Рустам Ибрагимбеков

Чтобы усилить поэтическую атмосферу, Р. Балаян перенес действие с теплохода в Мекку пушкинистов — Болдино. В естественных декорациях после споров о творчестве и чести надлом ключевого персонажа в финале ощущается острее.

Р. Балаян не намеревался снимать фильм-издевку над интеллигенцией. Он хотел, чтобы та себя осознала. Ведь герой его прежней картины «Полеты во сне и наяву» все понимает о собственном кризисе и малодушии.

А журналист Дмитриев до определенного момента считает себя способным на поступок и только после случившегося начинает осознавать, кто он есть на самом деле и чего стоит.

Все свои

В роли Дмитриева никого, кроме О. Янковского, кстати, когда-то начинавшего актерскую карьеру в Минске, Р. Балаян не видел.

Посвятив много лет театру, режиссер жил классической русской литературой. Он видел в О. Янковском подлинного чеховского персонажа. Впрочем, диапазон этого артиста гораздо шире, чем прокрустово ложе русской интеллигенции. С таким же успехом тот справился бы и с отрицательной ролью Климова! Интересно, что этот образ решили доверить А. Абдулову именно по протекции О. Янковского. Дело в том, что в середине 1980-х 33-летний А. Абдулов всеми силами пытался избавиться от амплуа принца и романтического героя, предложениями сыграть которых его засыпали. А здесь роль циника, его мечта. К слову, после этой картины А. Абдулову начали доставаться более возмужавшие персонажи. Чего стоит, к примеру, Ненашев в ленте «Гений»!

0yyqfzai4k0

Александр Збруев сыграл директора музея в Болдино неслучайно. О. Янковский предложил постановщику собрать в фильме сработанную команду артистов из Ленкома! У него все получилось.

На роль супруги Дмитриева кастинги проходили многократно. Татьяна Друбич, хотя и не имела актерского образования, но в 1970–1980-х годах успешно снималась во многих хитах. Она органично вписалась в ансамбль.

Александра Адабашьяна, постоянного члена кинокоманды Н. Михалкова, Р. Балаян пригласил по дружбе, дабы тот создал образ французского туриста.

Для полного ощущения подлинности происходящего самих себя в картине сыграли Михаил Козаков и Булат Окуджава. Именно с ними журналист Дмитриев говорит о Пушкине и поэзии в целом.

Шли на актеров

Как бы странно ни прозвучало для современных кинематографистов, съемочный процесс начался с репетиций. Вся актерская группа приехала в Киев, поселилась в гостинице киностудии. Они днями проходили с постановщиком сцену за сценой. Обсуждали генеральную линию и, конечно, по вечерам устраивали застолья.

Потом коллектив направился в Болдино, куда прибыли М. Козаков с Б. Окуджавой. Все сцены, где они говорят с главными героями о пушкинской поэзии, кажутся документальными, снятыми скрытой камерой. Р. Балаян действительно задавал тему, артисты начинали импровизировать, а рядом работала камера. Потому есть ощущение репортажных зарисовок, где персонаж О. Янковского берет интервью у известных людей, встречается с ними для вечерних бесед. Кажется, будто для этих эпизодов не существовало заготовленного текста. И все же импровизация оказалась хорошо спланированной.

zhzh

Как вспоминали актеры, они быстро перестали обращать внимание на то, что участвуют в съемках. Процесс превратился в приятное общение. И лишь О. Янковский шел по линии, заданной сценарием.

Критики и зрители отнеслись к фильму неоднозначно. Знаковым он не стал. Правда, слыл новаторским. В кинотеатры публика шла не на авторскую ленту. Всем хотелось посмотреть новую картину с участием О. Янковского, А. Абдулова, А. Збруева и других звезд.

Еще материалы рубрики:

В этой мелодраме Ирина Алфёрова сыграла двух героинь. Как снимался фильм «Предчувствие любви»

«Странная женщина». Увидев съемку этого фильма, пожилая дама начала креститься — она решила, что настал конец света

«Тегеран-43». На съемках этого фильма Ален Делон набросился с кулаками на советского режиссера

В 1986 году съемки этой картины в Минске едва не сорвались из-за трагедии

Эту постановку отвергало Госкино, но фильм все-таки сняли. Он принес прибыль, превышавшую бюджет картины в 6 раз