Произведение само себя не похвалит. Как ремесленнику найти своего покупателя, и что такое креативная экономика
Директор бизнес-инкубатора малого предпринимательства УП «УИН» Елена Яшович уже который год занимается поддержкой и продвижением начинающих предпринимателей на всех этапах их работы. В этом году она создала акселератор для ремесленников и мастеров прикладного творчества. О том, как найти своего покупателя и почему нужно создавать организации, поддерживающие ремесленничество, корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала у бизнес-леди.
Оригинальная коллекция
— Всего на участие в акселераторе поступило 40 заявок. И только 8 человек отобрали. По каким критериям их выбирали?
— Много талантливых мастеров подало заявки, и мы хотели сделать 4 группы по 10 человек, но у нас нет таких ресурсов, а потерять в качестве не хотелось. Участие в акселераторе — интенсивной программе, предоставляющей доступ к занятиям, онлайн-встречам с менторами, специалистами, было бесплатным.
Предъявляли критерии, в первую очередь, к продукту, с которым мастера заявлялись на конкурс. Он должен был быть экологичным, качественным, аутентичным, практичным в применении. Цель — взяв за основу один из брендов Беларуси, создать коллекцию, изделия которой выполнены в разных техниках и направлениях. Выбрали людей, готовых на эксперименты. Так, на акселератор попали мастера, работающие с эпоксидной смолой, деревом, соломой, бисером. Не обошлось и без полезных сладостей — пастилы, фруктовых чипсов и кондитерских изделий.
Данный проект был организован совместно с Информационно-туристским центром «Минск». Работы создавались на основе идей, изложенных в «Инновационной стратегии формирования собственного стиля г. Минска и его узнаваемого международного облика для популяризации города среди иностранных туристов до 2035 года». Участники выбрали символ Национальной библиотеки — «Минск — библиотека впечатлений». Именно она стала ключевым образом в работах ремесленников.
— Какие темы обсуждались во время обучения?
— Участники акселератора оказались скромными и сдержанными. Поэтому мы на занятиях затронули тему самопрезентации. Говорили о том, как грамотно работать с соцсетями, какие современные методы продвижения использовать, как находить клиентов, создавать свое сообщество и многое другое.
Созданная коллекция — результат работы участников и дизайн-наставника, арт-аналитика Марьяны Карпович. К слову, за два месяца прошло восемнадцать занятий с бизнес- и дизайн-наставниками, три из которых — в очной форме. Два раза в неделю — онлайн-встречи с менторами. На них обсуждались этапы работы и разбирались домашние задания.
Кто судья? Потребитель
— Главная площадка продажи товаров участников, как я поняла, соцсети. Смогут ли они в ближайшее время продавать свои изделия в ТЦ «Столица», в музеях или на «точках» в Верхнем городе?
— Вы назвали все инструменты и возможности, которые у них есть. Все зависит от желания участников акселератора. Да, сегодня сложнее с оформлением ремесленничества. Чтобы им стать официально, нужно принимать участие в выставках. Однако на масштабные выставки тоже могут не пропустить — не оформлен. Как быть? Не сдаваться и выставляться в районах, школах, библиотеках. Возможности есть всегда. Вопрос в другом: знает ли мастер о них. Еще один вариант — зарегистрироваться самозанятым.
Также я совместно с представителями Информационно-туристского центра «Минск», партнером акселератора, обсуждала создание производственных кооперативов, объединений ремесленников по 10–20 человек, которые могли бы помочь мастерам с реализацией продукции, закупкой материалов и оборудования. Дело в том, что центр может продавать изделия отечественных мастеров, но приобретать их по отдельности у каждого автора не имеет права, только у юридического лица.
Важно, что мастера увидели возможности, а выбор уже за ними: вступать ли в уже имеющиеся объединения для ремесленников и самозанятых, создавать ли свои организации, работать в одиночку или применять коллаборацию с другими мастерами, которой их научили в акселераторе.
Созданная коллекция стала победителем конкурса сувенирной и печатной продукции по туризму среди областей Беларуси и г. Минска, который прошел в рамках работы Международной туристической выставки «Отдых-2024». Это большой успех для участников акселератора!
Отмечу, что Министерство спорта и туризма поддержало дальнейшую реализацию проекта. Мы планируем повторить его: создать уникальные коллекции сувениров, посвященных туристическим дестинациям и событиям.
— Как найти своего покупателя? Я так понимаю: показывать все, что умеешь (свои работы), а дальше — время покажет. Как вы считаете?
— Дело в том, что целевая аудитория непостоянна. Она меняется в зависимости от того, в каком городе представили произведения и на какой локации. Но. Своим делом нужно «гореть» — произведение само себя хвалить не будет. Поэтому, создавая его, нужно не забывать о том, кому вы его продадите, иметь портрет потенциального покупателя. Кто это? Мама с ребенком? Мужчина в преклонном возрасте? Представить, где в квартире эту вещь покупатель поставит или повесит.
Нужно уметь ориентироваться на потребителя, быть гибким и при этом ценить свою индивидуальность. Я говорила участникам: «Вы такие, какие есть. Мы хотим помочь вам продать созданный оригинальный продукт». Но все же не стоит забывать смотреть на изделия глазами потребителя: он выбирает и голосует своим рублем. Кто судья? Потребитель.
Что выбрать: соцсети или ярмарки? И то, и другое. Одна аудитория покупает через интернет (здесь важна подача товара), другая — посещает ярмарки. На них можно попробовать товар, подержать его в руках, познакомиться с автором. Социальным сетям уделяли особое внимание. Частая ошибка — в ленте показывают только изделия. А где сам автор? Где он в процессе работы? А как же без смешных ситуаций и неудач? Посты с историями, видео — это все приближает ремесленника к покупателю.
Креативная экономика
— Давайте поговорим о креативной экономике. Что это такое?
— Это экономика «следующего поколения», основанная на инновациях и креативных продуктах. В ней главной ценностью являются идеи, нестандартное мышление людей — создателей оригинальных продуктов, а не материальные ресурсы и технологии.
Искусственный интеллект может быть только подспорьем, он наш ум, воображение, знания заменить не может. Те книги, картины, скульптуры, которые пишут и создают люди, несравнимы с искусственным интеллектом. Составляющая любого произведения, созданного человеком, — эмоция.
Туризм, на мой взгляд, тоже относится к креативной индустрии. В нашей стране созданы все условия для его развития и совершенствования. Белорусам нужно только дать возможность расширяться. Думаю, разницы нет, государственный это сектор или частный, обязательно должен быть представлен и тот и другой.
— Что вы думаете по поводу внутреннего и въездного видов туризма? Мне кажется, с нашими гражданами работать сложнее. Так ли это?
— Мне кажется, не сложнее, а ответственнее. Мастер или владелец агроусадьбы постоянно ищет подходы, способы, как продлить отношения «продавец — покупатель / клиент», и думает над тем, как и чем еще привлечь.
Что касается въездного туризма, гость должен уезжать с чувством, будто чего-то недосмотрел. И туристско-информационные центры в этом плане — огромный потенциал. Почему? Они рекламируют не конкретную точку в столице или в регионе, а местность. Другими словами, гость, приехавший посмотреть на Национальную библиотеку, удивляется тому, сколько еще интересных объектов и локаций в округе он не видел. Таким образом, турист внесет их в свой список мест, обязательных к посещению.
Я часто бываю в Сербии и вижу, как там работают агроусадьбы, туристические кластеры, как развивается частная инициатива. У них есть праздник села «Крестная Слава» — народный православный обычай, празднование дня семейного святого, почитаемого всеми семьями рода или всем селом.
Похожий праздник мы проводили на протяжении 15 лет в деревне Русаковичи в Пуховичском районе. О мероприятии узнали в других странах: приезжали из Китая, Казахстана, со всех уголков Беларуси.
Кстати, на «Славу» приглашают только один раз. Для каждой следующей вам не нужно приглашение, так как вас уже ждут. Пусть каждый турист, посетивший Беларусь, будет уверен: мы ждем его без приглашения.
Фото предоставлены УП «УИН»