1200 90

Произведение само себя не похвалит. Как ремесленнику найти своего покупателя, и что такое креативная экономика

Директор бизнес-инкубатора малого предпринимательства УП «УИН» Елена Яшович уже который год занимается поддержкой и продвижением начинающих предпринимателей на всех этапах их работы. В этом году она создала акселератор для ремесленников и мастеров прикладного творчества. О том, как найти своего покупателя и почему нужно создавать организации, поддерживающие ремесленничество, корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала у бизнес-леди.

izobrazhenie viber 2024 05 29 14 58 21 540

Оригинальная коллекция

Всего на участие в акселераторе поступило 40 заявок. И только 8 человек отобрали. По каким критериям их выбирали?

— Много талантливых мастеров подало заявки, и мы хотели сделать 4 группы по 10 человек, но у нас нет таких ресурсов, а потерять в качестве не хотелось. Участие в акселераторе — интенсивной программе, предоставляющей доступ к занятиям, онлайн-встречам с менторами, специалистами, было бесплатным.

Предъявляли критерии, в первую очередь, к продукту, с которым мастера заявлялись на конкурс. Он должен был быть экологичным, качественным, аутентичным, практичным в применении. Цель — взяв за основу один из брендов Беларуси, создать коллекцию, изделия которой выполнены в разных техниках и направлениях. Выбрали людей, готовых на эксперименты. Так, на акселератор попали мастера, работающие с эпоксидной смолой, деревом, соломой, бисером. Не обошлось и без полезных сладостей — пастилы, фруктовых чипсов и кондитерских изделий.

Данный проект был организован совместно с Информационно-туристским центром «Минск». Работы создавались на основе идей, изложенных в «Инновационной стратегии формирования собственного стиля г. Минска и его узнаваемого международного облика для популяризации города среди иностранных туристов до 2035 года». Участники выбрали символ Национальной библиотеки — «Минск — библиотека впечатлений». Именно она стала ключевым образом в работах ремесленников.

Какие темы обсуждались во время обучения?

— Участники акселератора оказались скромными и сдержанными. Поэтому мы на занятиях затронули тему самопрезентации. Говорили о том, как грамотно работать с соцсетями, какие современные методы продвижения использовать, как находить клиентов, создавать свое сообщество и многое другое.

Созданная коллекция — результат работы участников и дизайн-наставника, арт-аналитика Марьяны Карпович. К слову, за два месяца прошло восемнадцать занятий с бизнес- и дизайн-наставниками, три из которых — в очной форме. Два раза в неделю — онлайн-встречи с менторами. На них обсуждались этапы работы и разбирались домашние задания.

izobrazhenie viber 2024 05 29 14 58 19 122

Кто судья? Потребитель

Главная площадка продажи товаров участников, как я поняла, соцсети. Смогут ли они в ближайшее время продавать свои изделия в ТЦ «Столица», в музеях или на «точках» в Верхнем городе?

— Вы назвали все инструменты и возможности, которые у них есть. Все зависит от желания участников акселератора. Да, сегодня сложнее с оформлением ремесленничества. Чтобы им стать официально, нужно принимать участие в выставках. Однако на масштабные выставки тоже могут не пропустить — не оформлен. Как быть? Не сдаваться и выставляться в районах, школах, библиотеках. Возможности есть всегда. Вопрос в другом: знает ли мастер о них. Еще один вариант — зарегистрироваться самозанятым.

Также я совместно с представителями Информационно-туристского центра «Минск», партнером акселератора, обсуждала создание производственных кооперативов, объединений ремесленников по 10–20 человек, которые могли бы помочь мастерам с реализацией продукции, закупкой материалов и оборудования. Дело в том, что центр может продавать изделия отечественных мастеров, но приобретать их по отдельности у каждого автора не имеет права, только у юридического лица.

Важно, что мастера увидели возможности, а выбор уже за ними: вступать ли в уже имеющиеся объединения для ремесленников и самозанятых, создавать ли свои организации, работать в одиночку или применять коллаборацию с другими мастерами, которой их научили в акселераторе.

Созданная коллекция стала победителем конкурса сувенирной и печатной продукции по туризму среди областей Беларуси и г. Минска, который прошел в рамках работы Международной туристической выставки «Отдых-2024». Это большой успех для участников акселератора!

Отмечу, что Министерство спорта и туризма поддержало дальнейшую реализацию проекта. Мы планируем повторить его: создать уникальные коллекции сувениров, посвященных туристическим дестинациям и событиям.

Как найти своего покупателя? Я так понимаю: показывать все, что умеешь (свои работы), а дальше — время покажет. Как вы считаете?

— Дело в том, что целевая аудитория непостоянна. Она меняется в зависимости от того, в каком городе представили произведения и на какой локации. Но. Своим делом нужно «гореть» — произведение само себя хвалить не будет. Поэтому, создавая его, нужно не забывать о том, кому вы его продадите, иметь портрет потенциального покупателя. Кто это? Мама с ребенком? Мужчина в преклонном возрасте? Представить, где в квартире эту вещь покупатель поставит или повесит.

Нужно уметь ориентироваться на потребителя, быть гибким и при этом ценить свою индивидуальность. Я говорила участникам: «Вы такие, какие есть. Мы хотим помочь вам продать созданный оригинальный продукт». Но все же не стоит забывать смотреть на изделия глазами потребителя: он выбирает и голосует своим рублем. Кто судья? Потребитель.

Что выбрать: соцсети или ярмарки? И то, и другое. Одна аудитория покупает через интернет (здесь важна подача товара), другая — посещает ярмарки. На них можно попробовать товар, подержать его в руках, познакомиться с автором. Социальным сетям уделяли особое внимание. Частая ошибка — в ленте показывают только изделия. А где сам автор? Где он в процессе работы? А как же без смешных ситуаций и неудач? Посты с историями, видео — это все приближает ремесленника к покупателю.

izobrazhenie viber 2024 05 29 14 58 20 805

Креативная экономика

Давайте поговорим о креативной экономике. Что это такое?

— Это экономика «следующего поколения», основанная на инновациях и креативных продуктах. В ней главной ценностью являются идеи, нестандартное мышление людей — создателей оригинальных продуктов, а не материальные ресурсы и технологии.

Искусственный интеллект может быть только подспорьем, он наш ум, воображение, знания заменить не может. Те книги, картины, скульптуры, которые пишут и создают люди, несравнимы с искусственным интеллектом. Составляющая любого произведения, созданного человеком, — эмоция.

Туризм, на мой взгляд, тоже относится к креативной индустрии. В нашей стране созданы все условия для его развития и совершенствования. Белорусам нужно только дать возможность расширяться. Думаю, разницы нет, государственный это сектор или частный, обязательно должен быть представлен и тот и другой.

Что вы думаете по поводу внутреннего и въездного видов туризма? Мне кажется, с нашими гражданами работать сложнее. Так ли это?

— Мне кажется, не сложнее, а ответственнее. Мастер или владелец агроусадьбы постоянно ищет подходы, способы, как продлить отношения «продавец — покупатель / клиент», и думает над тем, как и чем еще привлечь.

Что касается въездного туризма, гость должен уезжать с чувством, будто чего-то недосмотрел. И туристско-информационные центры в этом плане — огромный потенциал. Почему? Они рекламируют не конкретную точку в столице или в регионе, а местность. Другими словами, гость, приехавший посмотреть на Национальную библиотеку, удивляется тому, сколько еще интересных объектов и локаций в округе он не видел. Таким образом, турист внесет их в свой список мест, обязательных к посещению.

Я часто бываю в Сербии и вижу, как там работают агроусадьбы, туристические кластеры, как развивается частная инициатива. У них есть праздник села «Крестная Слава» — народный православный обычай, празднование дня семейного святого, почитаемого всеми семьями рода или всем селом.

Похожий праздник мы проводили на протяжении 15 лет в деревне Русаковичи в Пуховичском районе. О мероприятии узнали в других странах: приезжали из Китая, Казахстана, со всех уголков Беларуси.

Кстати, на «Славу» приглашают только один раз. Для каждой следующей вам не нужно приглашение, так как вас уже ждут. Пусть каждый турист, посетивший Беларусь, будет уверен: мы ждем его без приглашения.

Фото предоставлены УП «УИН»

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
ГІСТОРЫЯ АДНОЙ КАРЦІНЫ. «Пайшоў з жыцця з імем нашага песняра…». Апошні твор Барыса Аракчэева

Апошні твор жывапісца і педагога Барыса Аракчэева — «Янка Купала ў гады Вялікай Айчыннай вайны». Пасля ягонай смерці малодшая дачка — мастак, ілюстратар дзіцячых кніг, куратар Аксана Аракчэева ў 2014 годзе падарыла Дзяржаўнаму літаратурнаму музею Янкі Купалы карціну і два эскізы. Якую гісторыю скрывае ваеннае палатно з выявай беларускага песняра — у матэрыяле карэспандэнта агенцтва «Мінск-Навіны».

izobrazhenie viber 2024 11 27 11 53 29 896

Настаўнікі

Барыс Аракчэеў нарадзіўся ў Яраслаўлі, але сваё жыццё прысвяціў Мінску. Ён, пятнаццацігадовы юнак, сустрэў вайну ў роднай вёсцы Турбанава. Барыс — адзіны карміцель у сям’і. Бацькі не было ў жывых, маці — інвалід, два малодшыя браты і дзве сястры. Працаваў у калгасе, і ў канцы 1943 года дабіўся таго, каб яго прызвалі ў Чырвоную Армію. З Кірава ў 1944 годзе адправілі ў Беларусь. Служыў у Бабруйску, а пасля перамогі — чарцёжнікам аператыўнага ўпраўлення штаба Беларускай ваеннай акругі ў Мінску. У той жа час пачаў наведваць заняткі ў студыі Валянціна Волкава.

Аднойчы Барыс Аракчэеў пісаў эцюд у Цэнтральным дзіцячым парку імя Максіма Горкага. Да яго падыйшлі Валянцін Волкаў і Віталь Цвірка. Апошні сказаў: «Адзіны салдат піша, а мастакоў няма. Малайчына, паступай у вучэльню — дзверы адчынены». А яму яшчэ тры гады служыць…

Пасля дэмабілізацыі, восенню 1950 года, ён паступіў ў Мінскае мастацкае вучылішча (зараз — Мінскі дзяржаўны мастацткі каледж імя А. К. Глебава. — Прым. аўтара). Скончыў яго за тры гады — быў выдатнікам. Атрымаў вышэйшую адукацыю ў Мінскім тэатральна-мастацкім інстытуце (зараз — Беларуская дзяржаўная акадэмія мастацтваў. — Прым. аўтара), дзе ягонымі выкладчыкамі былі мастакі Віталь Цвірка і Валянцін Волкаў. Група будучых жывапісцаў была «шматгалосая». Разам з Барысам Аракчэевым вучыліся, стаўшыя пазней знакамітымі, нашы класікі — Леанід Шчамялёў, Віктар Грамыка, Мікалай Залозны, Аляксандр Сямілетаў…  На пленэрах Цвірка заўсёды казаў: «Самы галоўны наш настаўнік — прырода».

izobrazhenie viber 2024 11 27 11 56 38 755

Шмат палотнаў («На абпаленай зямлі», «Партызанская сям’я», «На заданне. Апошні наказ на дарогу») прысвечаны ваеннай тэме, бо юнацтва майстра прыпала на гады неверагодных выпрабаванняў. Адно з іх, знакавае, — «Янка Купала ў гады Вялікай Айчыннай вайны», над якім Б. Аракчэеў працаваў больш десяці гадоў.

— Мастак зрабіў два эскізы: у цёплай і халоднай колеравай гаме. У першым варыянце Янка Купала вельмі сумны, нягледзячы на вохрыстую, амаль сонечную палітру. Барыс Аракчэеў паказаў паэта ў вышыванцы, за яго спіной — савецкія войскі, якія адступаюць ад лініі фронту. На другім варыянце работы Купала больш бадзёры, з прыўзнятым настроем. Ён на сваім аўтамабілі праехаў убачыць наступленне савецкіх байцоў, — кажа вядучы навуковы супрацоўнік Дзяржаўнага літаратурнага музея Янкі Купалы Валянціна Ціханавецкая.

Апошні мазок

izobrazhenie viber 2024 11 27 11 53 26 726 1

У першай палове 1960-х Барысу Аракчэеву далі майстэрню. Мастацтвазнаўца Барыс Крэпак ў сваім матэрыяле, апублікаваным у кнізе «Барыс Аракчэеў. Бэз малюецца на шчасце», ўспамінае, што ў гэтым памяшканні яны за кубачкам гарбаты ці бакалам сухога віна шмат размаўлялі «пра час і пра сябе». Б. Крэпак піша: «Аднойчы ён раптам сказаў мне, што калі прыйдзе апошні час, то хацеў бы быць пахаваны менавіта ў Беларусі. Я тады замахаў рукамі: навошта такія журботныя думкі, калі ўсё жыццё наперадзе? А ён мякка ўсміхнуўся: «Ты занадта малады, каб гэта разумець. Жыццё — такая дзіўная штуковіна, калі не ведаеш, што з табой здарыцца заўтра».

Мне таксама пашчаслівілася пабываць у майстэрні, якая знаходзіцца на рагу вуліц Леніна і Інтэрнацыянальнай. На першым паверсе — адзін з самых знакамітых сталічных рэстаранаў, над вывеской якога — картуш з пажаданнем мінчанам Carpe diem («Лаві дзень»), а таксама мемарыльная дошка аўтарства скульптара і фатографа Яўгена Колчава. Від з вокнаў — цуд! Плошча Свабоды, Ратуша, вежы Свята-Духава кафедральнага сабора, гатэль «Еўропа»… Нездарма гэты жывапісны від стаў галоўным героем на палотнах «Вокны Мінска» мастачкі Аксаны Аракчэевай.

izobrazhenie viber 2024 11 27 11 56 39 300

izobrazhenie viber 2024 11 27 11 56 39 057

izobrazhenie viber 2024 11 27 11 53 34 591 1

Яна заварыла гарбату з мятай. У памяшканні цёпла і ўтульна (аж сыходзіць не хочацца!), на сценах — карціны, шмат кніг, эцюднік, на якім стаяла апошняя работа, і цікавыя рэчы, зробленыя рукамі яе таты. Напрыклад, вазы з карэйскай бярозы для пэндзлей, трохногі стул… Нібы дызайнер! А. Аракчэева захавала ўсё, што належыла мастаку. Рэчы ўсё памятаюць… Пад духмяную гарбату малодшая дачка падзялілася ўспамінамі.

— Тата даўно хацеў напісаць палотны, прысвечаныя Янке Купале. За дзесяць год да ставарэння твора ён рабіў эскізы. І вось гэты, у цёплай колеравай гаме, быў першым. Паглядзіце, які тут Купала… Не ў настроі. Ён прыехаў у Маскву як карэспандэнт. Праз пяць год тата вырашыў напісаць больш аптымістычнае палатно: як нашыя пайшлі ў наступ, — кажа А. Аракчэева.

У выніку Барыс Аракчэеў выбраў другі варыянт. Твор «Янка Купала ў гады Вялікай Айчыннай вайны» ён дапісваў да адкрыцця сумеснай з малодшай дачкой выставы «Усюды бачу моц жыцця. Янка Купала». Яе адкрыццё, як і планавалася, адбылося 22 сакавіка 2013 года. Але ўжо без мастака.

izobrazhenie viber 2024 11 27 11 56 39 657

А. Аракчэева добра памятае той жудасны вечар. Амаль па часах можа аднавіць яго.

— Была нядзеля, 10 сакавіка. Я пісала партрэт таты да нашай сумеснай выставы, а тата дапісваў карціну, прысвечаную беларускаму песняру. У 18:00 я скончыла працаваць над жывапісным палатном, а тата — над сваім. Мы ў аднолькавы час скончылі пісаць! Тата з мамай сабраліся ў краму — у суседні дом. Па ўспамінах мамы, ён апрануў куртку, абуўся. Паглядзеў яшчэ раз на работу, падыйшоў да яе і зрабіў адзін мазок. Быццам бы апошніІ бацькі пайшлі за прадуктамі. Яны заўсёды разам, усе 57 гадоў. А калі вярталіся, прыкладна ў 19 гадзін, тата ўпаў каля пад’езда — сэрца спынілася. Мой тата пайшоў з жыцця з імем нашага песняра. Гэта сімвалічна, — успамінае А. Аракчэева.

Зараз яна рыхтуе да выдання лісты Барыса Аракчэева да сваёй жонкі Галі, музы, як ён казаў.

Фото: архіў А. Аракчэевай і аўтара

Облачно и туманно будет в Беларуси 28 ноября

Облачная погода будет преобладать в республике 28 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

priroda pogoda gorod stolyarov 7 kopiya

По данным синоптиков, в четверг по стране сгустится слабый туман. Местами возможны небольшие кратковременные осадки в виде дождя и мокрого снега. На дорогах образуется гололедица.

Ветер ожидается южный, юго-западный, 4–9 м/с.

Температура воздуха ночью будет колебаться от –3 °С до +3 °С.

Днем столбики термометров в Гомеле покажут 0… +2 °C, в Могилёве и Витебске — +1… +3 °C, в Минске воздух прогреется до +4 °С, в Бресте и Гродно — до +6 °С.