Психическая атака белогвардейцев и письмо Высоцкого в Минкульт. Этот день в истории: 9 июня
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 9 июня в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1919 год. Психическая атака на дивизию Чапаева
В культовом советском кинофильме 1934 г. «Чапаев» есть эпизод, породивший множество мемов, — психическая атака белогвардейцев. Одетые в черную форму офицеры с сигарами в зубах молча идут стройными колоннами, в полный рост, без единого выстрела на позиции красноармейцев. Те поджидают их, лежа за пулеметами. «Красиво идуть!» — говорит один.
Подобные атаки, рассчитанные на устрашение, подавление воли и психики обороняющихся, — не выдумка кинематографистов. В психическую атаку на русские позиции шли, например, 20 августа 1914 г. кайзеровские войска в ходе Гумбиннен-Гольдапского сражения в Первую мировую. Неоднократно применялись психические атаки и белогвардейцами, в том числе под Ижевском в 1918 г. и под Петроградом в 1919-м. Белогвардейская пехота наступала развернутым строем, стремительно и без выстрелов сближаясь с противником. Это позволяло быстрее вывести пехоту из зоны вражеского огня, а отсутствие стрельбы объяснялось нехваткой патронов, когда разрешалось вести огонь только наверняка, примерно со 100 метров. Так что дело было не только в психологическом воздействии на врага.
В начале июня 1919 г. части Красной армии вышли к Уфе. Командующий Туркестанским фронтом Михаил Фрунзе поставил перед 25-й дивизией Чапаева задачу взять город, выделив для этого ударную группу под командованием Ивана Кутякова. 7 и 8 июня шли тяжелые бои на реке Белой, в результате которых дивизии Чапаева удалось форсировать ее и создать плацдарм на правом берегу. А ранним утром 9 июня состоялась та самая атака белогвардейцев на этот плацдарм, показанная в фильме.
— Они шли взводными и ротными колоннами, размеренным парадным шагом, — вспоминал Кутяков. — Над колоннами горделиво развевались знамена. Офицеры и юнкера были одеты в парадные черные мундиры с георгиевскими крестами на груди. Было ясно, что они надеялись захватить красных бойцов сонными и переколоть, перестрелять их в окопах…
Сцену эту из «Чапаева», кстати, велено было вырезать. Оставили ее лишь после личного вмешательства Буденного и Ворошилова. А вот эпизод, где убитые офицеры комично кувыркались и дрыгали ногами, распорядился исключить уже Сталин. Мужество негоже осмеивать, заметил вождь. Красноармейцы именно потому герои, что победили сильного врага.
С падения Уфы началась агония колчаковщины. Комдив Чапаев был награжден орденом Красного Знамени. После гибели легендарного командира 25-я стрелковая дивизия получила наименование «Чапаевская».
Уже в годы Великой Отечественной войны, в 1942 г., обороняющим Севастополь чапаевцам довелось отразить еще одну психическую атаку — немецкую. По невероятному совпадению она, как и белогвардейская под Уфой, случилась 9 июня. Раздевшись до пояса, гитлеровцы плотной массой и в полный рост самоуверенно пошли на позиции дивизии, надеясь взять на испуг красноармейцев, но, как и белогвардейцы в Гражданскую, угодили в огненный мешок.
Дивизия защищала Севастополь до последних трагических дней падения обороны города, большинство ее бойцов погибли. Знамена, чтобы они не достались врагу, были утоплены в Черном море. 30 июля легендарная 25-я дивизия была официально расформирована.
1943 год. В «Красной звезде» выходит очерк о подвиге Андриана Стерлева — крестьянина, спасшего полковое гвардейское знамя
Этот номер «Красной звезды» вышел без визы цензора — уникальный случай. Прикрепленный к редакции военный цензор в звании полковника не давал «добро» на очерк, рассказывающий о том, как во время оккупации пожилой колхозник с хутора Красная Балка Песчанокопского района Ростовской области Андриан Стерлев с риском для жизни прятал знамя 43-го полка. «Полк потерял знамя, да еще гвардейский полк, да еще «катюш»! Такое печатать нельзя», — заявил полковник. Его позицию разделяли кураторы в ЦК. И тогда главный редактор «Красной звезды» Давид Ортенберг напечатал номер на свой страх и риск. На полосе с очерком он собственноручно начертал «Снять с типографии ответственность за печатание газеты». И расписался. Газета была отпечатана и разослана по адресам. Последствия этого могли быть для редакции и ее руководителя самыми печальными, но обошлось.
В очерке говорилось:
«… Бойцы яростно защищали свое знамя, являющееся символом чести и славы. Когда пали все доблестные защитники знамени, оно перешло к лейтенанту Громашеву. Он оставался один, но, отбиваясь от врагов, нес знамя на своей груди. Чувствуя, что силы оставляют его, он передал святыню полка в руки старому крестьянину Андриану Стерлеву, который сказал:
— Я русский и русское знамя сохраню.
Громашева схватили немцы, он попал в плен, но знамя полка осталось в верных руках. Как великую святыню, старый русский крестьянин Андриан Стерлев хранил знамя, пряча его от постороннего взгляда. Он просыпался по ночам, чтобы проверить, цело ли оно. Великая животворящая вера в скорую победу двигала чувствами и мыслями Андриана Стерлева. Он знал, он верил — наши придут, они вернутся, они не могут не вернуться. И вместе с ними возвратится 43-й полк, и тогда он передаст полковую святыню в руки тех, кто высоко поднимет ее над полем боя к вящей славе родного оружия. Надежда старого русского солдата сбылась. Красная армия прогнала немцев. Андриан Стерлев встретил бойцов 43-го полка и вручил им знамя. Гвардейцы обняли старого крестьянина, как родного отца. Андриан Стерлев получил звание почетного гвардейца. Его наградили орденом Красного Знамени. Слава о подвиге крестьянина прогремела по всей Кубани».
«С тех пор, — сообщала «Красная звезда» уже 6 августа, — фронтовики держат тесную связь с почетным гвардейцем. В своих письмах гвардейцы благодарят мужественного патриота за спасение знамени и клянутся пронести его незапятнанным через все бои с врагом». В ответном письме старик заверил: «Клянусь вам своим гвардейским именем, своей гвардейской честью, своей седой головой, что буду работать на трудовом фронте, не покладая рук… Будем сообща бить ненавистного злодея вдоль и поперек, чтобы не глянуть ему, гадюке, на нашу дорогую родину и не ходить ему, поганому, по нашей русской земле».
Когда Адриана Макаровича не стало, земляки выбили на его могиле те самые слова: «Я русский и русское знамя сохраню».
1953 год. По американскому штату Массачусетс проносится самый ужасный в истории Новой Англии торнадо
Продвигаясь со скоростью 60 км/ч, торнадо с ревом пронесся через города Холден и Шруберри, где погубил 28 жизней, после чего, объединившись еще с одним торнадо, ворвался в Уорчестер.
Заранее зная о возможности формирования разрушительного смерча, Национальная метеорологическая служба в Бостоне, из-за опасений спровоцировать панику у населения, выпустила лишь предупреждение об очень сильной грозе. Это было фатальной ошибкой — люди оказались не готовы к удару стихии.
В результате в городке Уорчестер погибли 62 человека и более 1 200 получили ранения. Материальный ущерб составил 52 млн долларов. Торнадо сокрушил даже несколько стальных башен, построенных с таким расчетом, чтобы выдержать ветры, дующие со скоростью 600 км/ч. Чего уж говорить об остальных постройках — 4 тыс. зданий в считанные секунды сложились как карточные домики.
Один из местных жителей рассказал журналистам, как его жена, едва закружился смерч, вышла спасать собаку: «Она открыла дверь, и больше мы ее не видели. Она просто взлетела в воздух и скрылась из глаз».
1969 год. Владимир Высоцкий пишет письмо в Министерство культуры СССР в ответ на критику в печати его творчества
Новаторского характера песенного творчества Высоцкого не уловили ни композитор Василий Соловьев-Седой, заявивший на страницах газеты «Советская Россия», что он «решительно против того, чтобы нашей молодежи навязывать косноязычность, блатной лексикон, музыкальный примитив», ни тем более целая армия безвестных публицистов из центральной и региональной печати, обрушившихся на барда с критикой во второй половине 1960-х.
Следствием этих статей для Высоцкого стали невозможность выступать с концертами, простои в кинодеятельности. Он направил письмо в ЦК КПСС, в котором просил дать ему возможность ответить на публикации в прессе. Однако ее не получил. В архиве ЦК осталась запись: «Тов. Высоцкий приглашен на беседу в Отдел пропаганды ЦК КПСС, где ему даны разъяснения по затронутым в письме вопросам».
Спустя некоторое время, 9 июня 1969 г., Высоцкий написал письмо в Министерство культуры. Черновик этого письма сохранила мать барда Нина Максимовна.
Владимир Семенович объяснял чиновникам Минкульта, что раннее его творчество, которое в основном и является мишенью критиков, было пробой пера и не предназначалось для тиражирования. Более того, в ряде газетных публикаций, например, в статье «О чем поет Высоцкий», опубликованной в «Советской России», цитировались песни, автором которых он вовсе не является. «До сих пор фабрикуются фальшивки и подделки «под Высоцкого». Мне довелось самому слышать эти подделки, сляпанные на крайне низком художественном уровне, убогие по содержанию и примитивные по форме — «лишь бы хриплым голосом», — писал бард.
Он акцентировал внимание на том, что давно ушел от «лабораторных опусов» раннего творчества, что ныне не исполняет эти песни даже в узком кругу, что продолжает работать и написал много новых песен, в том числе к кинофильмам и спектаклям. «Но всякий раз эти песни проходили с большим трудом, — и отнюдь не потому, что редакторов смущало содержание или художественная сторона этих песен, а просто потому, что их автором являюсь я», — сетовал Высоцкий.
Письмо заканчивалось словами: «Я получаю большое количество писем от граждан различных возрастов и профессий, от рабочих, солдат, интеллигентов, моряков и даже от пенсионеров. Все эти люди спрашивают меня, где можно услышать мои песни, о моих творческих планах и о том, где можно было бы услышать мои песни в авторском исполнении. Писем этих очень много, — и это позволяет мне думать, что мои песни нужны людям, что они приносят им радость. Но, к сожалению, я почти никогда не могу ответить моим корреспондентам. Я даже не могу писать им, что мне запрещено петь, потому что никто официально не запрещал мне петь, ибо никто и не разрешал. Вокруг меня образовался вакуум».
Выступления Высоцкого, по-прежнему неофициальные, возобновились лишь к концу 1971 г., когда статьи позабылись, а в Театре на Таганке прошла премьера «Гамлета», где он исполнил главную роль. Однако нападки на барда с разной степенью интенсивности и периодичности продолжались.
2014 год. Александр Лукашенко дает интервью крупнейшим сербским средствам массовой информации
Белорусский лидер ответил на широкий круг вопросов представителей общественно-политического ежедневника «Политика» и государственной телерадиокомпании «Радио и телевидение Сербии».
Касаясь критики Запада на проводимую в Беларуси политику, Александр Лукашенко отметил: «Чего мне обижаться на Запад? Я ведь понимаю, чего они хотят от меня и чего они хотят от Беларуси. Я никогда на это не пойду и не позволю им здесь хозяйничать».
«Благодаря этому мы как-то развиваемся и более-менее удерживаем стабильность в стране. Для меня гораздо важнее, я часто об этом говорю, чтобы молодая мама вышла поздно вечером и вывезла на колясочке своего ребенка, не боясь того, что какие-то мародеры-живодеры ее остановят и будут издеваться. Чтобы нормально жили семьи, чтобы рожали детей. Для меня это важнее, нежели поехать в Евросоюз и там поулыбаться друг другу», — подчеркнул Президент.
Читайте также:
- Рождение белорусского балета, советский планетарий и премьера «Чапаева». Этот день в истории: 5 ноября
- Как Москва была завоевана пионерами, и за что лишили звания генерала Григоренко. Этот день в истории: 25 августа
- Полтавская битва, премьера «Хозяина тайги» и смерть Ким Ир Сена. Этот день в истории: 8 июля
- Похищение папы римского, образцовый колхоз и премьера «Форреста Гампа». Этот день в истории: 6 июля
- Первый российский алмаз, «Малютки» МТЗ, восстановление Молотова в партии. Этот день в истории: 5 июля