Пушка, о которой писал Киплинг, и самый оригинальный вокзал в мире. Чем интересен путешественникам Пакистан
Чем интересен путешественникам Пакистан — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Пакистан — край, прямо скажем, пока нетуристический. Прежде всего из-за сложной политической обстановки внутри страны и близости неспокойного Афганистана. Туристом я бы вряд ли когда-либо поехал туда, а вот от предложения поработать переводчиком отказываться не стал. И, конечно, знакомился в свободное время со страной.
Аэрография по-пакистански
Роспись на легковых автомобилях довольно распространенное в мире явление. Что касается грузовиков, то подобное чаще всего встречается в странах Юго-Восточной Азии: в Индии, Бангладеш, Афганистане.
Лидер этого своеобразного увлечения — Пакистан. 90 % грузовиков здесь… украшено. Причем на высоком художественном уровне.
Есть даже специальный термин — truck art (с английского — «грузовая живопись»). Корни этого явления, которому уже около 100 лет, уходят в 1920-е — тогда в эти края были привезены из Англии первые грузовые машины. Каждая транспортная компания разрабатывала свой фирменный знак, или, как сейчас говорят, логотип, и помещала его на грузовик. Владельцы хотели, чтобы рисунок привлекал потенциальных заказчиков, поэтому старались сделать его ярким и заметным. К тому же людям, зачастую неграмотным, было легче ориентироваться именно в картинках, а не в надписях. Так и начало разрастаться необычное ремесло украшения грузовиков.
Что же рисуют на машинах, а нередко и на автобусах? Орнаменты, пейзажи, цветы, птиц, животных, бабочек, купола мечетей, красавиц, знаменитых игроков в крикет (чрезвычайно популярная в стране спортивная игра), глаза (часто заплаканные), пронзенные стрелами сердца, свечи, ножи… Наверное, проще перечислить, чего на них не рисуют. Не остается буквально ни одного свободного сантиметра кабины, кузова, бампера. Встречаются даже орнаменты, выполненные из верблюжьей кости! Некоторые из машин — эдакие картинные галереи на колесах.
Нередко рисунки сопровождаются строчками из арабской поэзии, различными высказываниями. Например, «Не влюбляйтесь в нас, водителей, мы приехали издалека. Мы не изменяем, но мы всегда уезжаем». Или «Ссадины на моих уставших ногах спрашивают: почему моя любимая живет так далеко?» Нередко деревянные части автомобилей украшают резьбой. Наращивают кабину, кузов. Часто по низу бампера закрепляют разноцветные лампочки, цепи, колокольчики, мелодично звенящие во время движения.
Центром «грузовой живописи» стал в 1950-х годах — и остается поныне — Карачи, крупнейший город на юге Пакистана. Здесь в мастерских, специализирующихся на художественной росписи автомобилей, работают десятки тысяч человек. Есть такие мастерские и в других городах: в Лахоре, Пешаваре, Равалпинди. Цена вопроса может доходить до 15 тысяч долларов! Для совсем не богатой страны суммы огромные. Но считается, что чем наряднее и богаче выглядит грузовик, тем больше доверие клиента к владеющей им компании.
Для самих шоферов, проводящих в кабине многие часы и дни, разукрашенные грузовики являются источником душевного комфорта и предметом гордости. Стоит ли удивляться, что пакистанские водители часто с любовью называют свои грузовики невестами?
Не Эйфелева, но похожа…
Многие страны имеют некий символ, известный во всем мире, например Пизанская башня в Италии, дворец Тадж-Махал в Индии, московский Кремль в России. Есть такой символ и в Пакистане.
Он располагается как раз в том городе, где я работал, Лахоре. Это Минар-э-Пакистан (башня Пакистана), символ независимости еще довольно молодого государства — Пакистану нет и 100 лет. Он возвышается на 62 м, поэтому виден, пожалуй, из любой точки города.
Минарет начали строить в 1960-м на том месте, где мусульмане Индии 20 годами ранее потребовали на своем съезде создания отдельного государства, что и произошло в 1947-м.
В историю это событие вошло как принятие Лахорской резолюции. Строительство было окончено восемь лет спустя.
Автор памятника — Насреддин Мурат-Хан. Родился он в Дагестане, еще в царской России, и имел тогда русифицированную фамилию Муратханов. Окончив уже в советское время Ленинградский госуниверситет, получил специальность инженера-строителя. Работал в Ленинграде, Пятигорске, Ворошиловске. Ближе к концу войны уехал из СССР и оказался в лагере для помощи лицам, пострадавшим от действий немецких оккупантов и их союзников, — такие создавались в Германии международной коалицией — прототипом ООН. В 1950 году Муратханов переехал в Пакистан. За свою жизнь (он умер в 1970-м) осуществил немало грандиозных архитектурных проектов в разных городах Пакистана.
«Башня Пакистана» выполнена из бетона, полы настилались мрамором. Она стоит на основании, сделанном в форме пятиконечной звезды. Далее следует конструкция в виде раскрытого цветка, в центр которого и вставлена сама башня. Чтобы полюбоваться Лахором с высоты птичьего полета, на ее вершину можно подняться пешком или на лифте. У подножия проводятся политические и религиозные мероприятия. Горожане также любят просто гулять здесь. Изображение Минар-э-Пакистан украшало в свое время денежную купюру достоинством в 1 рупию, а еще серию почтовых марок.
Территория памятника привлекает не только туристов или отдыхающих, но и криминальный элемент: торговцев наркотиками, нелегальным алкоголем, карманников, угонщиков мотоциклов и велосипедов. А самое печальное — время от времени с верхней площадки башни навстречу вечности бросаются самоубийцы.
Лично мне «Башня Пакистана» немного напоминает Эйфелеву. Но это нисколько не умаляет ее красоты и изящества.
Вокзал… оборонного типа
С высоты «Башни Пакистана» можно увидеть неподалеку еще одну важную достопримечательность — величественные купола мечети XVII века Бадшахи. Это вторая по величине мечеть страны. Никто не может сказать точно, сколько верующих она способна вместить одновременно: называют и 55 тысяч, и 60 тысяч, и даже 100 тысяч человек. Пакистанцы так гордятся ею, что разместили ее изображение на купюрах и монетах.
Еще в Лахоре есть знаменитые Сады Шалимара с фонтанами, мавзолей древнего правителя Джахангира, Лахорский форт, немало других интересных объектов. Многие памятники находятся под охраной ЮНЕСКО как объекты всемирного значения. Возле Лахорского исторического музея стоит огромная, длиной почти 4,5 м, старинная пушка «Замзама», увековеченная в романе знаменитого британского писателя Редьярда Киплинга «Ким» как «пушка Кима».
Даже здание местного железнодорожного вокзала выполнено в виде… старинного замка: с толстыми стенами, башнями и бойницами! Если вы решите, что власти таким образом решили просто соригинальничать, то сильно ошибетесь. Сделано это было именно для защиты важного сооружения: строительство шло во времена массовых выступлений местного населения против британского владычества (восстание сипаев 1857–1859 годов). Зато сейчас лахорский вокзал входит в число самых оригинальных вокзалов в мире.
Таким образом, в стране есть на что посмотреть. Кто знает, может, по прошествии времени ситуация изменится — и Пакистан тоже станет туристическим краем.
Справочно
Многие памятники находятся под охраной ЮНЕСКО как объекты всемирного значения.
Подготовил Игорь Матвеев, фото автора
Читайте также:
«Битлз» — они и в Африке «Битлз»! Что удивило минчанина в Судане
Совсем другой мир. Что восхищает, удивляет и пугает путешественника в Непале, Камбодже и Таиланде
Удаляют зубы для красоты и моются… без воды. Путешественник — об африканском племени химба
Шоколадное пиво и отель в желудке. Музеи и выставки в Бельгии, которые способны удивить
Танцы с бубнами, два Нила и утюг на углях. Чем Судан удивляет путешественников
Смотрите также: