ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ. «Требования почти как к космонавтам». Узнали, как в столице готовят будущих работников железной дороги
Минский государственный колледж железнодорожного транспорта им. Е. П. Юшкевича — единственное учебное заведение в Минске, где готовят железнодорожников. О востребованных специальностях и распределении выпускников корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорил с его директором Дмитрием Стурлисом.
Сейчас в колледже обучаются 640 человек на дневном и 195 на заочном отделении. Самая популярная профессия — помощник машиниста тепловоза, электропоезда, электровоза. Ребятам, поступившим в учебное заведение, предлагаем неплохие условия: общежитие для иногородних, бесплатное питание, оплачиваемую практику, а затем гарантированное первое рабочее место.
История и современность
— Дмитрий Зигмунтович, ваш колледж работает уже более 100 лет. Вероятно, есть чем гордиться?
— История учебного заведения богатая. Но, пожалуй, главное достижение — люди. Для примера: одна из столичных улиц названа в честь нашего выпускника Анатолия Волоха, а имя другого — Ивана Жижеля — носит Минский государственный профессиональный лицей № 10 строительства. Наш Григорий Дольников послужил прототипом Андрея Соколова — героя рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека». Есть чемпионы Беларуси, Европы, мира, призеры Олимпийских игр. За время работы учебное заведение выпустило более 25 тыс. специалистов. Оно не прекращало работу даже во время Великой Отечественной войны. Сейчас мы занимаемся организацией музея, думаю, в скором времени его откроем.
— Какие специальности наиболее востребованы у молодежи?
— Готовим по трем основным направлениям: «Помощник машиниста тепловоза, электровоза, электропоезда. Слесарь по ремонту подвижного состава», «Осмотрщик-ремонтник. Слесарь по ремонту подвижного состава», «Проводник. Кассир билетный. Горничная». На данный момент у нас обучаются 640 человек на дневном и 195 на заочном отделении. Самая популярная профессия — «помощник машиниста тепловоза, электропоезда, электровоза». В 2023 г. впервые набирали техников-путейцев после 9 классов сразу на уровень среднего специального образования (ССО). В этом учебном году в первый раз выпустим ребят по специальности «Управление грузовой и коммерческой работой». Учащиеся успешно прошли аккредитацию, значит, будем осуществлять набор и дальше.
У наших выпускников (ступень ССО) есть возможность поступить в Белорусский государственный университет транспорта в Гомеле на сокращенный срок обучения. Получается, на первой ступени в колледже молодой человек получил рабочую профессию, скажем, монтера пути, на второй — техника, а после вуза стал инженером. Он будет цениться на любом предприятии: человек, что называется, «от станка», знает о своей специальности все.
…И первое рабочее место
— То есть сегодня быть железнодорожником престижно?
— Безусловно. Это одна из самых стабильных отраслей. Движение на железной дороге не останавливалось даже в войну.
Далее хороший соцпакет и высокую заработную плату выпускникам обеспечивает работодатель. Например, помощник машиниста сегодня получает около 2,5 тыс. рублей. Причем речь идет о молодом специалисте. Если он нарабатывает стаж, эта цифра значительно вырастает. Уже на практике некоторые ребята получают больше своих родителей.
К слову, ежегодно комитет по образованию Мингорисполкома подводит итоги, это что-то вроде соревнования между средними специальными учреждениями образования. В прошлом учебном году мы заняли третье место среди 19 претендентов в городе. Считаю, это тоже своего рода доказательство престижа профессии железнодорожника.
— Где ребята проходят практику и куда распределяются на работу?
— Мы проводим набор учащихся по договору с предприятиями-заказчиками, а это Минское отделение Белорусской железной дороги, Барановичское отделение, Минский вагоноремонтный завод и Минский метрополитен. Колледж готовит специалистов по их заявкам, в связи с чем набор каждый год разный. Практически с первого дня учебы молодые люди сразу погружаются в профессию. Минское отделение БЖД организует экскурсионные туры, предоставляет транспорт, и первокурсники знакомятся с организациями, где потом будут работать. Практику учащиеся тоже проходят у наших заказчиков. Даже теоретическая часть, если есть необходимость, с ними согласовывается. Ребята прошли какую-то тему, а затем на предприятии закрепляют то, что изучали по схемам и таблицам в классе.
— Специалистов, которых готовите, хватает?
— Потребность закрываем не на 100 %. В прошлом году мы увеличили набор на 50 человек, в этом планируем еще на 50. Но многие школьники нацелены на вузы. Мы показываем подрастающему поколению престиж рабочих специальностей. Например, в 2022 г. подписали соглашение со столичными средними школами № 20 и 168, где теперь есть транспортные классы. Проводятся факультативы по железнодорожному транспорту, дети знакомятся с нашей базой, общаются с мастерами. А преподаватели колледжа посещают школьные родительские собрания, где объясняют специфику обучения в нашем учебном заведении.
Традиционно хорошие отношения складываются и с Детской железной дорогой им. К. С. Заслонова. В этом году к нам поступили 20 ребят. Такие дети профориентированы, многое знают и умеют.
Больше чем работа
— Есть ли требования к внешнему виду учащихся?
— В соответствии с уставом учащиеся обязаны присутствовать на занятиях в железнодорожной форме с определенными нашивками и знаками. Кроме этого, ребята должны иметь опрятный внешний вид, аккуратную прическу, запрещено носить бороду, иметь пирсинг и татуировки на открытых участках тела — с формой это несовместимо. Недопустимы также у девушек вызывающий макияж и яркий маникюр. Человек, который выбирает услуги железной дороги или метрополитена, не видит руководство, но встречает проводника, билетного кассира или локомотивную бригаду, представляющих свое предприятие. Поэтому они должны выглядеть соответствующим образом.
— Каковы требования к состоянию здоровья учащихся?
— Не скрою, высокие, как мы шутим, почти как к здоровью космонавтов. Например, работа помощника машиниста связана с постоянной концентрацией внимания и выполнением одновременно нескольких технических операций. Такая профессия противопоказана людям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, плохими зрением и слухом. При поступлении абитуриенты должны иметь медзаключение из 38-й городской поликлиники или других учреждений здравоохранения, которые имеют лицензию на прохождение врачебной комиссии для железнодорожников.
— Коллектив колледжа — это…
— 117 человек — учителя общеобразовательных предметов, преподаватели спецдисциплин, мастера производственного обучения, воспитатели общежития. И хозяйственная служба: технички, слесари, столяры, сантехники. Приятно, что у нас работает много бывших выпускников. К слову, я тоже здесь учился, можно сказать, вырос в колледже, поэтому он для меня больше чем просто место работы.
Фото Сергея Лукашова
Еще материалы рубрики:
ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ. Как готовят артистов балета в хореографической гимназии-колледже
ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ. Каким востребованным специальностям обучают в строительном лицее № 12
ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ. Можно ли создать произведение искусства из строительной штукатурки
ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ. Чачоха, тыквенные, сырные: готовим блины вместе с учащимися колледжа кулинарии