РАССЛЕДОВАНИЕ «МН»: в квартире умершей минчанки найден необычный дневник. Как он связан с историей минского цирка
В Партизанском районе во время осмотра квартиры умершей минчанки обнаружен дневник с надписью «Цирк». Кому принадлежала ценная находка, какая информация в ней содержится и что связывает квартиру с Белгосцирком — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Дом, в котором…
Быстро найти ответы на все вышеперечисленные вопросы оказалось не так просто. Так, я побывала в администрации Партизанского района Минска, Белорусском государственном цирке и Белорусском государственном архиве-музее литературы и искусства. Но обо всем по порядку.
Дневник найден в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: пр. Независимости, 36. Здание знаменито тем, что в нем в разные годы жили народная артистка СССР Галина Макарова, композитор, народный артист СССР Евгений Тикоцкий и заслуженный деятель науки БССР, академик Академии наук БССР Вячеслав Переход. Об этом свидетельствуют мемориальные доски. Также в подвальном помещении находится творческая мастерская архитектора Леонида Левина, где сохранилось все: от фотографий, макетов проектов до привезенных сувениров и старого пианино. В 1960-е годы здесь проходили обсуждения проектов с участием Петра Машерова.
— Когда разбирали книги, я заметил дневник с надписью «Цирк». Начал его листать — и увидел подписи первых руководителей, дату первого выступления, снимки… Сразу понял: в моих руках — необычная находка. Сразу же связались с Белгосцирком, теперь раритетная вещь находится в музее учреждения, — начал разговор заместитель главы администрации Партизанского района столицы Владимир Лебедь.
Интересуюсь, как в дальнейшем сложится судьба квартиры, ведь дом находится в превосходном месте. Рукой подать до Центрального детского парка имени Максима Горького, набережной Свислочи, Государственного литературного музея Янки Купалы, одноименного парка, театров.
— Собственник квартиры — Светлана Бондаренко, она умерла в 2023 году. В течение года никто за наследством не обращался, поэтому по решению суда квартира признана выморочным имуществом (имущество, которое осталось после умершего лица и на которое никто не претендует или не может претендовать ни по завещанию, ни по праву наследования. — Прим. авт.). Квартиру передали Минским городским общежитиям, и в дальнейшем она будет использоваться в качестве арендного жилья, — сказал Владимир Лебедь.
К слову, за 2024-й — начало 2025 года по решению суда собственностью города было признано 7 квартир в Партизанском районе. Еще 4 стоят на контроле.
Библиотека интеллигентов
Затем отправилась в кабинет начальника юридического отдела районной администрации Анны Черноног, чтобы посмотреть на фотографии, ценные книги, серебряные чайные ложечки, — все это найдено комиссией в нежилой квартире.
Известно, что у Светланы был муж Сергей и дочь Екатерина. Светлана, судя по наградам, работала преподавателем иностранного языка.
Предметы — хранители тайн, могут многое рассказать о владельце. Рассмотрела три потертых снимка, столовые приборы в футлярах и, конечно же, полистала книги. В семейной библиотеке оказалось немало ценной литературы конца XVIII — первой половины ХХ века («Дополнение к Деяниям Петра Великого. Т. 1», «Таинственный монах. Часть первая»), среди них — книга с репродукциями голландского художника Рембрандта Харменсзона на немецком.
— После того как судом они будут признаны выморочным имуществом, мы передадим их Национальной библиотеке как книги, которые имеют историческую ценность. Менее ценными изданиями (более 60 книг и журналов) пополнится коллекция Центральной библиотеки им. Янки Купалы, — отметил Владимир Лебедь.
Во время осмотра квартиры сотрудники администрации также нашли орден Красной Звезды и орден Отечественной войны. По словам заместителя главы администрации, награды будут переданы в историко-патриотический центр «Шаг в историю» Центра дополнительного образования детей и молодежи «Виктория».
Дневник легенды
Затем посетила музей Белорусского государственного цирка. Экскурсовод Анастасия Туманова показала ценный экспонат, а в нем — не менее уникальные фотографии: портрет режиссера, заслуженного артиста БССР Василия Потехина, здание цирка в разные годы — в 1930-е и в 1959 году, снимки с выступлений артистов. Дневник большой, в толстой деревянной обложке ручной работы (дата «1959», изображения стилизованных героев, тигра выполнены в технике пирографии, когда узор наносят на деревянную пластину раскаленным инструментом).
— Исписано около десяти страниц — с 1959 по 1961 год. Дневник принадлежал режиссеру, заслуженному артисту БССР Василию Потехину. С 11 февраля 1959-го по 2 мая 1961 года он был главным режиссером цирка. В дневнике зафиксированы значимые события, произошедшие в течение двух лет. Здесь написано, кто входил в состав первого белорусского коллектива, есть программа представления и другие интересные моменты. Для нас эти сведения очень важны, — сказала А. Туманова.
Благодаря находке, которой более 60 лет, можно узнать, с какими сложностями столкнулся главный режиссер на новом месте (В. Потехин — выходец из театральной среды). С дневником он делился своими впечатлениями и эмоциями.
На первой странице написано: «Итак, началась моя новая эра в искусстве — сегодня открывается Минский государственный цирк. По вполне понятным причинам я себя чувствую не совсем уверенным на этом новом поприще. Необходимо время для освоения «специфики» цирка. <…> Вчера, т. е. 10-го, был первый публичный просмотр программы (генеральный прогон. — Прим. авт.). Зрители были в основном строители цирка. Начало задержалось на полчаса, т. к. вешалка (раздевалка) работала не оперативно. Создавались очереди. Программа, как говорят, прошла «средне», нет еще надлежащего темпа. <…> Здание построено чудесно, красиво, удобно и для зрителей, и для актеров. Интересно, привьюсь я в цирке или нет? Посмотрим! Итак, вперед! Держись! Ни пуха, ни пера!»
А. Туманова пояснила некоторые моменты. Например, что означает «нет налаженного темпа»? На тот момент первое отделение длилось 1 час 50 минут, а второе — 40. Зрителю почти три часа сложно смотреть представление. Для сравнения: сейчас первая часть программы идет в среднем 1 час 10 минут, а вторая — 50. Такая продолжительность и разделение по времени — отличный вариант.
А кто входил в состав первого белорусского коллектива? Не только выходцы из БССР. Выступали знаменитые артисты — эквилибрист, акробат, клоун, заслуженный артист РСФСР и БССР Евгений Милаев, наездник, дрессировщик лошадей, заслуженный артист РСФСР Борис Манжелли, жонглер-акробат, заслуженный артист РСФСР Иван Хромов… В дневнике стоят их подписи. К слову, Евгений Милаев впоследствии стал художественным руководителем этой труппы. Интересный факт: он был зятем знаменитого генсека ЦК КПСС Леонида Брежнева, став третьим мужем его дочери Галины Брежневой.
21 марта 1959 года Потехин оставил запись: «Идут прощальные гастроли первого белорусского коллектива. 22 марта официально последнее представление…» Здесь он пишет в том числе и о том, что 20 марта состоялось общее собрание труппы с управляющим Всесоюзным объединением госцирков, заслуженным деятелем искусств РСФСР Феодосием Бардианом. Важный факт: при нем развернуто строительство стационарных цирков в Ростове-на-Дону, Минске, Киеве и в других городах.
— Состоялся разговор Потехина с Бардианом. Режиссер попросил о командировке в Ленинград в Музей циркового искусства (Санкт-Петербургский музей циркового искусства. — Прим. авт.), чтобы получше узнать этот вид искусства и познакомиться с советским драматургом, режиссером, сценаристом, художественным руководителем Ленинградского цирка (Большой Санкт-Петербургский государственный цирк. — Прим. авт.) Георгием Венециановым. Также он хотел побывать и в московском цирке на водяной пантомиме, — продолжила экскурсовод.
В дневнике есть еще один эксклюзив — подпись ведущего клоуна Советского Союза, киноактера Карандаша (настоящее имя Михаил Румянцев), оставленная им 10 мая 1959 года.
— Обратите внимание на подпись с шаржем. Затем такой автограф оставил советский и российский актер цирка Юрий Никулин, написавший интересную книгу «Почти серьезно». К слову, Никулин, как и артист цирка Михаил Шуйдин, был учеником Карандаша, — пояснила А. Туманова.
Главный режиссер, заслуженный артист БССР Василий Потехин 2 мая 1961 года закончил работу в цирке. А последняя запись в дневнике оставлена спустя полгода (21 ноября 1961 года) — его пригласили на просмотр программы. После артисты уехали на гастроли в Индонезию и Индию. Больше Василий Потехин в цирковое искусство не вернулся.
По следам архива
Осталось выяснить последнее: что связывает столичную квартиру с дневником Василия Потехина. Последняя точка маршрута — Белорусский государственный архив-музей литературы и искусства. Здесь я узнала, что архивные документы были переданы в марте 1968 года женой В. Потехина Александрой Бондаренко — родственницей умершей в 2023 году Светланы Бондаренко. К сожалению, больше информации о жене артиста найти не удалось.
Согласно архивам, Василий Потехин (22.04.1906 — 03.10.1963) родился в Москве в семье служащего. В 1932 году был студентом театрального училища и актером театра им. Мейерхольда, затем работал актером и режиссером в театрах в Ростове-на-Дону, Гомеле, Мозыре… В 1936 году — в Третьем белорусском театре (вместе с мастерами сцены Владиславом Голубком и Константином Санниковым). В 1952 году переехал в Минск и работал в Белорусском республиканском театре юного зрителя. Возможно, в этот период он и познакомился с семьей Бондаренко.
Фото Анастасии Никонович и автора