РЕБЯТА С НАШЕГО ДВОРА. Вице-чемпион мира по сеги: холодный расчет поможет победить в шахматах
Умение справляться с эмоциями и включать холодный расчет — именно эти качества помогают шахматисту стать победителем, рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости» вице-чемпион мира по сеги Антон Старикевич.
Турнир по культовой японской игре, получившей распространение далеко за пределами Страны восходящего солнца, проходил в нынешнем году в Братиславе. Минчанин опередил более 100 участников первенства из Японии, США, Франции, Великобритании, Германии, России и других стран. Наш юный соотечественник пропустил вперед лишь Хидеаки Такахаши — опытнейшего обладателя 6-го дана.
— Сеги увлекся 6 лет назад. В начале очередного учебного года пришел в Минский государственный Дворец детей и молодежи, чтобы записаться в кружок. Толком даже не представлял, чем хочу заниматься. В шахматной секции внимание привлекли экзотические сеги. Преподаватель Андрей Лысенко (один из основателей школы сеги в Беларуси) так увлекательно рассказывал о них, что долго не сомневался, — вспоминает Антон.
Сеги ведут свою историю с XVI века. Игра похожа на традиционные шахматы, но имеет особенности. Так, если в классическом варианте сбитая фигурка выбывает из поединка, то в сеги, взяв фишку противника, ты можешь в какой угодно момент ею воспользоваться.
— Еще одно отличие: в японских шахматах нет рокировок, а выстраиваются целые крепости, чтобы уберечь короля, — уточняет Антон. — На доске их два. Разница в том, что у одного есть точка, которая означает, что он лжекороль. Как и в классических шахматах, в сеги предусмотрены свои комбинации и теоретические приемы, однако нет такого понятия, как ничья.
Сеги широко распространены в Японии (по некоторым оценкам, там в них играют не менее 20 млн человек) и опережают по популярности все прочие настольные игры, в том числе го и рэндзю. Профессиональная лига сеги отбирает участников по весьма жестким критериям: в нее попадают лишь те, кто с детства проявил выдающиеся способности и склонность к игре. До сих пор ни один иностранец не смог стать японским сеги-профессионалом!
— Такие шахматы развивают умение думать стратегически и грамотно использовать ресурсы, воспитывают здоровое отношение к поражению — это не повод корить себя, а возможность сделать выводы и стать сильнее, — говорит Антон. — Еще тренируют психологическую устойчивость. Вряд ли тот, кто не способен длительное время выдерживать нервное напряжение и при этом мыслить ясно, сможет одержать победу. Особенно в условиях ограниченного времени, когда важно быстро справиться с эмоциями и включить холодный расчет.
Говорят, сеги учат усидчивости. Антон не спорит, но признается, что он во время игры скорее нетерпелив:
— Если противник долго думает, встаю и иду наблюдать за поединками, которые разворачиваются за соседними столами.
Во Дворце детей и молодежи Антон учился сеги 4 года. Сегодня тренируется в клубе в Уручье.
— Здесь собираются увлеченные японскими шахматами не только дети, но и взрослые. Нередко родители приводят сына или дочку, а потом втягиваются сами, — рассказывает Антон.
В нынешнем году парень стал студентом Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники.
— Планировал поступать на механико-математический факультет БГУ, однако немного не хватило баллов, поэтому сделал выбор в пользу БГУИРа, — поясняет собеседник. — Подготовка к экзаменам отнимала немало времени, поэтому увлечение несколько отошло на второй план, что, впрочем, не помешало мне успешно выступить в августе на первенстве в Братиславе.
В конце марта 2020-го Антон собирается принять участие в турнире по сеги в Праге, победителя наградят поездкой в Японию.
— Для меня турнир станет третьим. На одном из них ранее выиграл памятный подарок — доску для сеги из кайя — медленнорастущего хвойного дерева, которое нельзя вырубать, — говорит парень.
Извлекают выгоду
Показать себя настоящими стратегами подростков приглашают в шестой школьный день.
— Вместо того чтобы залипать в мобильных телефонах, ребята весело и с пользой проводят время, постигают законы экономики и бизнеса, знакомятся с новыми терминами и понятиями, — поясняет куратор Станислав Погосов, представитель Республиканской конфедерации предпринимательства, под эгидой которой в некоторых столичных школах детей обучают настольной игре «Бизнесбол».
На старте школьники получают на руки определенную сумму — первоначальный капитал. Затем совершают ходы по полю и приобретают землю — в черте города она дороже, чем в окрестностях. На участках игроки могут разметить активы (различные торговые объекты и промышленные предприятия), — их купят позже. Имеют право поучаствовать в госзаказе: реализовать государству продукцию любой своей фирмы. Проигрывается и ситуация выплаты налогов — 10 % от имеющихся денег. Конечная цель — максимальная капитализация бизнеса. Побеждает тот, кому удастся обанкротить конкурентов.
— Игра очень азартная, но вместе с тем познавательная. К примеру, я усвоил понятие «стратегический альянс». Это союз двух и более игроков для достижения определенных преимуществ на рынке, — рассказывает 11-классник Михаил Пилипчук.
Справочно
В переводе с японского сеги — игра генералов. Сражение происходит на деревянной доске с прямоугольными клетками размером 9×9. Все они одного цвета и никак не обозначены. Каждый игрок в начале партии имеет 20 фигур. Они представляют собой плоский брусок дерева в форме обелиска (вытянутого пятиугольника), на обеих поверхностях которого иероглифами записано название основной и превращенной фигур. Все фигуры одноцветные, различаются только по тому, как расположены на доске. К противнику их устанавливают острой стороной.
Фото Тамары Хамицевич