Речная работа. Где можно найти «золотой» песок и как преодолевать пороги в бизнесе — узнали в «Витебскводтрансе»*

Река и люди. Где находит «волшебный» песок для своих изделий «Керамин» и что поможет развитию многообещающего круизного маршрута — рассказали в «Витебскводтрансе».

img 1625

Романтика большой воды

Моря в Беларуси нет, но реками Бог ее не обделил. Их не просто много, и при этом все они разные. Если взгляд минчан тешит плещущаяся меж пологих берегов тихая Свислочь, то жители Витебска влюблены в живописные утесы, держащие в объятиях своенравную красавицу Западную Двину. Само название говорит о ней немало: корень «двин», если он славянского происхождения, намекает на двойственность, что можно трактовать как склонность к извилистости и непостоянству.

Специалисты отмечают у этой равнинной в основном реки горные черты — здесь много порогов, мелей, перекатов и валунных островков. Все эти пороги да перекаты — школа, шлифующая характер и воспитывающая сильные личности здешних речников. Люди именно такого склада — волевые и целеустремленные — работают в речном порту Витебска. Сегодня это часть большого коллектива республиканского унитарного эксплуатационно-строительного предприятия «Днепро-Бугский водный путь» — филиал «Витебскводтранс».

Главная задача здешней команды речников — обеспечение безопасности движения: они следят за судоходной обстановкой, регулярно в разных местах измеряют глубину, чистят фарватер. Как и в случае с обычными дорогами, устанавливают на реке знаки: в навигационный период — длится он с апреля по ноябрь — движение на обслуживаемом филиалом 197-километровом участке Двины от Суража до Полоцка регулируют 70 буев, 100 перевальных знаков и 180 плавучих вех. За ситуацией неустанно следят: ежемесячно специальная комиссия проверяет, все ли соответствует стандартам и требованиям. С завершением навигации знаки убирают. Занимаются этим две бригады: одна закреплена за участком вверх по течению от Витебска, другая — вниз, у каждой по малому катеру.

С появлением Полоцкой и Витебской ГЭС красавица Двина стала более предсказуемой. Но это тоже как посмотреть: в этом году, например, она озадачила всех интенсивным половодьем — последний раз наблюдали такое в 2010-м. Даже зимой фиксировали необычайно высокий уровень воды — сказались обильные осадки. А когда лед растаял, оказались подтопленными и резервный затон, и затон для отстоя флота, и даже набережные.

img 1636

Песчинка к песчинке

Большая вода, впрочем, работников «Витебскводтранса» не пугает — как раз наоборот. Дело в том, что движение выше Витебска, а также между Полоцком и Бешенковичами благодаря плотинам ГЭС не затруднено, а вот между Бешенковичами и Витебской ГЭС, включая сам областной центр, такие условия сохраняются лишь на месяц-полтора, в половодье. В другое время на этом участке вести работы крайне сложно: река мелеет.

Свою деятельность «Витебскводтранс» развивает достаточно активно: 80 % выручки обеспечивает реализация речного песка. И все при его намыве научно выверено. Лимиты установлены в отношении каждого переката. Процесс выемки контролируется природоохранными ведомствами — поводов для претензий к речникам не возникало никогда.

Двина дарит песок с особенным составом: в нем отсутствуют примеси извести. Этим он ценен для производителей кирпича и керамики — поверхность изделия при обжиге получается гладкой и ровной, потому что образующийся при сгорании извести углекислый газ ее не разрывает. В числе главных клиентов — витебские «ПлиссаСтрой», «Керамика», Обольский керамический завод и даже столичный «Керамин». Мало кто знает, что в составе большой номенклатуры изделий именитого минского производителя — песок с двинского переката у деревни Курино, что в 25 км вверх по течению от Витебска. Говорят, специалисты столичного предприятия объехали всю Беларусь и только здесь нашли сырье с искомыми характеристиками.

img 1626

В двинском песке также минимальны примеси глины, что делает его ценным и для дорожников: он позволяет улучшить взаимодействие шин с дорожным покрытием, поэтому его широко используют в качестве компонента противогололедной песчано-соляной смеси. А вот для производства стекла песок со дна Двины не подходит. Этот факт, впрочем, не мешает «Витебскводтрансу» поставлять ценное ископаемое 200 организациям и предприятиям.

При строительстве одной лишь Витебской ГЭС отгрузили полмиллиона тонн, — рассказывает начальник филиала Анатолий Леонов. — Наш песок используется при реконструкции мостов, улиц и проспектов, строительстве новых микрорайонов, он и в каждой детской песочнице Витебска. Приятно, что в деле формирования современного облика областного центра и других населенных пунктов есть частичка и нашего труда.

img 20230519 110734

Начальник филиала «Витебскводтранс» РУЭСП «Днепробугводпуть» Анатолий Леонов

Со вступлением девять лет назад Анатолия Леонова в должность начальника этим делом стали заниматься немного по-другому. Прежде всего новый руководитель озаботился потребностями клиентов.

Песок состоит из разных фракций, — поясняет Анатолий Васильевич. — Раньше его продавали, условно говоря, из одной кучи. Но строители, например, заинтересованы в одних фракциях, производители керамики — в других, дорожники — в-третьих. Поэтому мы начали разделять песок — запустили сортировочную линию. И сразу увидели, что потребность в нем возросла — клиент пошел еще активнее.

Реализуемый песок отныне полнее отражает производственную специфику предприятий-потребителей. Дороги, например, стали чище и аккуратнее — зимой здесь рассыпают мелкий песочек, не содержащий камней, и жалобы автовладельцев в адрес дорожников сошли на нет.

Однако на этом креативные новшества не закончились. Еще одним решением, тоже вроде бы лежащим на поверхности, но оказавшимся прорывным, стала организация вдоль Двины сети реализационных площадок — своего рода промскладов.

Чтобы уменьшить затраты филиала и предприятий-потребителей на транспортировку песка, мы организовали площадки, куда удобно добираться и нам, и им. От Полоцкой ГЭС до Суража их сегодня около десятка. Работа велась не один год, организовали множество встреч с руководителями предприятий. В выигрыше оказались все, — констатирует Анатолий Леонов.

Песок со дна реки извлекают земснаряды. Баржу, куда его насыпают, к ближайшему месту выгрузки транспортирует теплоход. Там вступает в дело плавкран, и песок оказывается на берегу. От места добычи до места выгрузки — 5–20 км. За смену теплоход выполняет пять рейсов. На площадках филиала созданы все условия для приобретения песка физическими лицами.

img 1630

Три в одном

До того как возглавить «Витебскводтранс», Анатолий Леонов работал с деревом: в Витебском государственном производственном лесохозяйственном объединении прошел путь от механика до главного инженера, руководил объединением «Витебсклес». Окончил Белорусский технологический институт им. С. Кирова (ныне БГТУ), где одновременно — такова была структура курса — осваивал особенности организации лесозаготовок, дорожного строительства и работы водного транспорта. Родом с Оршанщины, он с раннего детства познал ценность и важность труда: его отец, Василий Никитович, мастер производственного обучения, за трудовые заслуги был удостоен ордена Ленина.

Выпускников нашего вуза распределяли в Сибирь. Там были востребованы все наши специализации, — делится собеседник. — Вот и мне за всю жизнь пришлось столкнуться со всеми тремя — волею судьбы я и дороги строил. Но больше всего нравится работа в речном порту — не в последнюю очередь потому, что человек здесь может проявить себя полностью.

Когда в 2014-м Анатолий Васильевич возглавил «Витебскводтранс», филиал находился в непростой финансовой ситуации. Пришлось бороться с инерционностью мышления: энтузиазм нового руководителя не всем пришелся по нраву. Но он доказал, что способен вести за собой и достигать результата. Причем сделал это весьма нетривиально. В ту пору для нужд строящейся Витебской ГЭС на большом и сложном участке нужно было вырубить и вывезти лес. Браться за хлопотное дело не желал никто. Вызвались речники: Анатолий Леонов предложил смелую нестандартную технологию. Получилось.

Это, наверное, единственный случай в истории, когда речники взялись за рубку и вывоз леса, — улыбается руководитель. — Удалось таким образом и заработать, благодаря чему пережили зиму: иначе всем нам грозил отпуск за свой счет.

В 2019-м Леонов стал лауреатом премии «Человек года Витебщины».

img 1619

Если дружно — не грузно

Анатолий Васильевич понимает: грамотно руководить — лишь половина дела. Важна отдача каждого работника на каждом без исключения участке. А чтобы человек хорошо работал, его нужно окружить заботой. Не так давно в административных и бытовых помещениях сделали капремонт. В кабинетах специалистов, рассчитанных, к слову, на одного-двух человек, светло и уютно, везде новые мебель, двери и полы. В душевых и санузлах — современная красивая керамика, горячая вода — круглый год, предусмотрели даже такую, на первый взгляд, мелочь, как сушка полотенец. По последнему слову техники оборудованы и комнаты для приема пищи.

Много усилий вкладывают в мастерские, особым вниманием охвачены сварщики: занимаясь ремонтом судов и других плавсредств — а их у филиала около 30, им приходится то и дело замыкаться в стальном чреве, не каждый в таких условиях и потянет.

На предприятии около сотни работников, почти треть занята непосредственно на воде — обслуживают буксирные теплоходы, плавучие краны и земснаряды. Как отмечает ведущий специалист по кадрам Лариса Степанович, плавсостав сложился из истинных профессионалов, влюбленных в реку. У многих стаж 20–30 лет. Поскольку практикуется вахтовый метод, трудятся здесь не только жители областного центра и Витебского района. Смена длится, как правило, 5–7 дней, поэтому на работу ездят из Сенно, Полоцка и Новополоцка, причем нередко семьями: вместе приехали — вместе уехали.

На борту теплоходов все условия для полноценной жизни: камбуз оборудован плитами, холодильником и микроволновкой. Есть стиральная машина, в кают-компании — телевизор. Аналогичные условия созданы на плавучих кранах и земснарядах. Ведь на работе люди находятся по 12 часов в сутки. Отпуск — по завершении навигации.

У многих за плечами служба в военном и торговом флоте. Настоящая гордость филиала — капитаны Игорь Иванов и Леонид Лепёшкин. Куют славу и трудовые династии, как, например, Наумовы и Лебедевы.

Воспитать речника — почти то же, что обучить пилота, — говорит Анатолий Леонов. — Это кропотливый труд. Но и результат на загляденье.

Персонал постоянно проходит обучение и повышение квалификации. Растет достойная смена — приходит молодежь. Причем не просто приходит, но и пускает корни, цветет и плодоносит. Примеров быстрого карьерного роста множество. Так, пришедший по окончании БНТУ в филиал мастером Артурас Мачярнис вскоре стал начальником отдела путевых и строительных работ. Инженером начал трудиться Евгений Карпушко: проработал два года — поднялся до начальника ПТО.

img 7761

Формулы успеха

Индикатор ответственного труда — неуклонный рост грузооборота: по итогам 2022-го он увеличился на 42 % против показателя годом ранее, а по сравнению с 2018-м — более чем в 3,5 раза. Отсюда положительная динамика других показателей. Как отмечает ведущий экономист филиала Ирина Дуппер, темп роста выручки по итогам минувшего года составил 110,6 % против результата 2021-го и 183,9 % — в сравнении с 2018-м. Чистой прибыли за 2022-й получили почти на треть больше, чем годом ранее, а если сравнивать с 2018-м — без малого вдвое больше. Темп роста производительности труда (110,5 % — к 2021-му и 179,9 % — к 2018-му) позволяет повышать заработную плату: ежегодно она увеличивается в среднем на 15–17 %.

Интересуюсь, чем можно объяснить такие показатели. Ирина Дуппер отвечает:

Не боимся браться за любую работу, какой бы она ни была.

И вот иллюстрация: пару лет назад паром, принадлежавший ЖКХ Витебского района, нуждался в увеличении грузоподъемности. Причем не на сколько-то там, а сразу вдвое — с 60 до 120 тонн! Витебская бройлерная птицефабрика расширяла обрабатываемые площади, и через Двину нужно было перебрасывать энергонасыщенные трактора, плуги и самосвалы. За дело взялся «Витебскводтранс». Решили заниматься паромом не у себя в порту, а там, где он находился, — в Сураже. Фактически — обратим внимание — нужно было строить новый паром. Организацию процесса взял на себя Александр Иванов — многоопытный специалист и профессионал, каких не сыскать. Несмотря на то что пришлось работать в полевых, по сути, условиях, задачу выполнили в срок. При этом затратили меньше средств, чем было предусмотрено, сэкономив для Витебского района около полумиллиона рублей.

Когда у человека есть стабильная работа, а также зарплата, которая пусть потихонечку, но растет, он и к себе, и к своему труду относится с уважением и ответственностью, — говорит Анатолий Леонов. — А мы уж стараемся и к праздникам дополнительные выплаты оформить, и путевки в санаторий для сотрудников и их детей организовать. Главный закон экономики — жить по средствам, и когда средства позволяют, первое, что мы делаем, вкладываем их в людей.

Наверное, поэтому и нет текучести кадров: если и уходят отсюда, то разве что на пенсию. Нет и вакансий — все рабочие места укомплектованы. Неудивительно, что высокие оценки у «Витебскводтранса» и от органов власти: с 2017-го филиал неизменно на Доске почета — от районной до областной, а по итогам работы в 2022-м — на городской.

img 1621

Заглянуть за горизонт

Флот «Витебскводтранса» далеко не новый, но на его надежность здесь не жалуются — перед началом очередного навигационного периода все плавсредства ремонтируют, поэтому поломки крайне редки. Здесь постоянно обновляют грузовую и дорожную технику, укрепляют ремонтную базу. Не исключение из правила и спецодежда: закупают современную — удобную и качественную.

Когда заходит речь о перспективах развития, у Анатолия Леонова будто открывается второе дыхание: планов громадье. Но очень многое упирается во все тот же уровень воды в пределах областного центра и далее до Бешенковичей. Ситуацию можно изменить только путем возведения специального гидроподъемного сооружения. Проектная работа уже ведется, в ближайшее время планируется начало строительства. И потребуется для этого полтора года. Благодаря гидроподъемнику на проблемном участке можно будет работать весь период навигации. Река в центре Витебска станет полноводнее, и покупатели песка из числа городских организаций больше не будут ездить за ним за город. Станет возможной баржевая транспортировка древесины — «Витебскводтранс» готов прямо с реки перегружать ее на склады «Витебскдрева», расположенного по соседству. Такие поставки вдвое дешевле, чем посредством автотранспорта.

Еще один плюс — развитие речного туризма: можно открыть экскурсионный маршрут, связав теплоходами Полоцк, Витебск и музей-усадьбу Репина в Здравнёво. Получится своего рода северный вариант снискавшего популярность круиза по Припяти. Здешнюю туристическую программу, несомненно, обогатит проход судна через шлюз Витебской ГЭС: это самое внушительное в Беларуси гидротехническое сооружение подобного типа — перепад высоты составляет более 13 м. Чтобы пройти через шлюз вверх по течению, нужно минут 40, вниз — 30: в обоих случаях шквал эмоций гарантирован.

Наш филиал готов оказать помощь в организации подобного круиза, — отмечает Анатолий Леонов. — Программу можно расписать на целую неделю: вдоль Западной Двины немало исторических мест, представляющих интерес не только для зарубежного, но и для отечественного туриста. Это очень перспективное направление: есть над чем поработать и нам, речникам, и туристическим организациям. Дополнительный импульс в развитии получит и частный сектор, в том числе владельцы объектов общепита, ремесленники, производители аутентичной и оригинальной продукции.

Уже сегодня выше плотины Витебской ГЭС туристическая инфраструктура развивается семимильными шагами — создаются рекреационные зоны, в перспективе появится и катание по реке, и плавучий ресторан — «Витебскводтранс» при необходимости также окажет поддержку.

Не забывают в филиале и о песке, который за его роль в истории предприятия можно смело назвать золотым. Сегодня здесь готовятся к открытию очередной страницы в своей истории: в дополнение к песку речному займутся традиционным — карьерным. Речникам в этом деле должны помочь опыт и технологии, потому что карьер в районе деревни Куковячино, который филиалу, как ожидается, передадут уже к началу осени, затоплен водой. Из него предстоит извлечь 1,5 млн м3 песка. А через 10 лет, когда срок пользования карьером истечет, его превратят в зону отдыха.

В будущее Анатолий Леонов смотрит с осторожным оптимизмом.

Мы никогда никого не подводили, и это главный результат нашей работы, — резюмирует руководитель. — Коллектив филиала готов к очередным задачам и вызовам времени: от слаженности наших действий зависит благосостояние предприятия в целом и каждого из нас в отдельности.

Фото автора и предоставлены предприятием

*На правах рекламы
telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Теория эволюции, первый броненосец, патент на колючую проволоку. Этот день в истории: 24 ноября

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 24 ноября в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1859 год. В продажу поступает книга Чарлза Дарвина «Происхождение видов»

2019 02 11 279 15244 1 248974

Свою теорию происхождения видов посредством естественного отбора ученый сформулировал еще в 1838 г., но долгое время не решался ее опубликовать.

«Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь» (так полностью называется книга) вышла огромным по меркам той эпохи тиражом в 1 250 экземпляров, который раскупили за день. Первыми зеленый томик смогли приобрести лондонцы.

Суть эволюционной теории Дарвина в следующем: происхождение всех видов на Земле — результат эволюции. Она обусловлена естественным отбором, когда случайные изменения у отдельных особей внутри одной популяции приводят к тому, что они оказываются более приспособленными к внешней среде и дают больше потомства, конкурируя не только с другими видами, но и с особями своего вида.

Так, в разных условиях среды какие-то признаки, допустим, высокий рост или холодоустойчивость, оказываются полезными. Организмы с этими признаками получают преимущество в размножении, признаки передаются следующему поколению, которое оказывается более приспособленным. Так действует естественный отбор — движущая сила эволюции.

«Происхождение видов» — один из основополагающих трудов в истории науки, объясняющий, как устроена жизнь на планете, как возникло разнообразие растений и животных. Теорию эволюции стали называть дарвинизмом. Однако с первого же дня у нее появились критики, и вот уже 165 лет споры на тему эволюции человека продолжаются.

Идеи и открытия Дарвина в переработанном виде формируют фундамент современной синтетической теории эволюции и составляют основу биологии как обеспечивающие логическое объяснение биоразнообразия.

1859 год. Во французском Тулоне спускают на воду первый в мире броненосец для плавания в открытом море «Глуар» (La Gloire)

scale 1200 7

«Глуар» сразу стал весьма заметным в мировом военном флоте. Корабль был деревянным, но бронированным. Броня закрывала весь корпус и была довольно внушительной — 12 см толщиной. Его длина — 77,9 м, ширина — 17 м, осадка — 8,5 м (броня — вещь тяжелая). На вооружении находились 38 пушек калибром 164 мм. Хотя трехмачтовый фрегат и нес парусное вооружение, но конструктор, французский инженер Дюпюи де Лом, не забыл снабдить его мощным паровым двигателем в 3 200 лошадиных сил. Их хватало, чтобы разогнать тяжелый, глубоко сидящий в воде корабль до 13,5 узла (25 км/ч). При попутном ветре хорошо помогали и паруса, ведь мачты были вознесены от поверхности воды на 45 м.

Первый броненосец потряс военные ведомства всех морских стран. Своим появлением на свет он по сути открыл первую в истории настоящую гонку вооружений. Верфи главных мировых держав стали порождать невиданных прежде металлических чудовищ, конструкторы которых стремились сотворить «идеального монстра» — боевое судно, которое будет вооружено мощнейшими орудиями и защищено самой прочной броней.

Англичане в срочном порядке стали проектировать, строить и вводить в состав своего флота сначала броненосец «Боец», после «Черный принц», затем десятки других, все более мощных. Начали строить броненосцы и Соединённые Штаты Америки, и Германия. Не остановилась на единственном фрегате и Франция — вскоре один за другим она построила еще 12 кораблей тира «Глуар».

Со временем броненосцы избавились от парусов. Росли мощность двигателей, размеры и вооружение кораблей, толщина брони. Но в противоборстве брони и снаряда безусловную победу в конце концов одержал снаряд, точнее, ракеты и торпеды.

Что касается судьбы броненосца-первенца, то, несмотря на смешанную деревянно-металлическую конструкцию корпуса, прослужил «Глуар» по меркам своего времени довольно долго. Лишь в 1883 г., после немногим менее 25 лет службы, он был продан на слом. Впрочем, свою боевую ценность потерял задолго до этого срока — уже к началу 1870-х гг. французский броненосец безнадежно устарел.

1874 год. Фермер из Иллинойса Джозеф Глидден получает патент на колючую проволоку

barbed wire 6770905 640

Колючую проволоку изготовляли издавна, но в современном виде она появилась только во второй половине XIX века. Наиболее удачную конструкцию предложил фермер Глидден: шипы наматывали вокруг одной проволоки по всей ее протяженности, а другую проволоку обматывали вокруг первой, чтобы зафиксировать шипы.

Ограждение из колючей проволоки стало наиболее дешевым и технологичным способом защитить посевы и скот фермеров от диких животных. Отпала необходимость возводить прочные заборы вокруг загонов для скота. Оказавшийся эффективным способ ограждения огромных территорий не только способствовал развитию пастбищного скотоводства в стране, но и покончил с традиционными хозяевами прерий — ковбоями, сделав их профессию невостребованной.

Колючая проволока Глиддена получила широкое распространение. В одних лишь Соединённых Штатах Америки в 1875 г. изготовили 270 т колючей проволоки, а к 1900 г. производство возросло до 150 тыс. т. Впоследствии было разработано много типов проволоки, которые по большому счету отличались только типом шипов.

Имя фермера Глиддена, придумавшего свою проволоку для сдерживания скота на определенных территориях, вписано в историю. А вот кто и когда впервые использовал «колючку», чтобы огородить ею людей, как скот, вряд ли известно точно. Возможно, пионерами в этом деле также стали американцы. В 1882 г. владельцы шахт штата Айдахо с помощью колючей проволоки изолировали бастующих рабочих, недовольных снижением зарплат и увеличением продолжительности трудового дня. Многие из 1 200 горняков, заточенных в этом первом в мире частном концлагере, так и умерли там.

«От лица государства» первыми колючую проволоку стали использовать несколько лет спустя англичане в Южной Африке: с ее помощью во время англо-бурской войны они создавали так называемые лагеря для беженцев, а по сути – первые в мировой истории концентрационные лагеря.

1944 год. Завершается Прибалтийская стратегическая наступательная операция — восьмой сталинский удар

pribaltika4 550

Прибалтийская операция входит в число десяти сталинских ударов, определивших ход Великой Отечественной войны.

Операция проводилась войсками Ленинградского (командующий Маршал Советского Союза Леонид Говоров), 3-го Прибалтийского (генерал армии Иван Масленников), 2-го Прибалтийского (генерал армии Андрей Еременко), 1-го Прибалтийского (генерал армии Иван Баграмян), части сил 3-го Белорусского (генерал армии Иван Черняховский) фронтов и Краснознаменного Балтийского флота (адмирал Владимир Трибуц). Координацию действий войск осуществлял представитель Ставки Верховного Главнокомандования Маршал Советского Союза Александр Василевский.

Всего было задействовано 900 тыс. человек, около 17,5 тыс. орудий и минометов, свыше 3 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок, более 2,6 тыс. боевых самолетов. Группировка противника включала в себя оперативную группу «Нарва», 18-ю и 16-ю полевые, 3-ю танковую армии — всего 730 тыс. человек, 7 тыс. орудий и минометов, свыше 1,2 тыс. танков и штурмовых орудий, до 400 боевых самолетов.

Прибалтика имела важное значение для фашистской Германии. Через этот регион немцы получили стратегические материалы из Скандинавии. К тому же Литва и Латвия поставляли Германии продовольствие и сельскохозяйственное сырье, а Эстония — нефтепродукты.

К концу августа 1944 г., когда над Германией нависла угроза быть отрезанной от основных сил вермахта, немцы спешно возводили дополнительную оборону и усиливали войска в районе Риги. Гитлер был уверен, что это направление СССР не преодолеет. Не менее сильную оборону создали немцы на нарвском направлении. Нацисты превратили Прибалтику в один большой укрепрайон.

14 сентября 1944 г. советские войска начали наступление на рижском направлении. Несмотря на упорное сопротивление немцев, их первая позиция была прорвана уже к концу дня.

К 24 ноября операция завершилась освобождением всей Прибалтики, кроме Курляндии, где советские войска блокировали 33 немецкие дивизии. Было разгромлено 26 дивизий группы армий «Север», еще 3 уничтожены полностью. Немецкие войска потеряли свыше 200 тыс. человек, из них 33,5 тыс. — пленными. Потери советских войск составили около 61 тыс. солдат.

В ходе Прибалтийской операции 112 советских воинов были удостоены звания Героя Советского Союза, трое — второй медали «Золотая Звезда», свыше 332 тыс. награждены орденами и медалями, 131 часть и соединение получили почетные наименования Рижских, Таллинских, Валгинских и других, 481 — государственные награды.

2004 год. На 85-м году жизни умирает от инсульта Артур Хейли — один из самых любимых в СССР зарубежных писателей

unnamed 2

Англичанин по рождению и канадец по гражданству, Хейли считался американским писателем, поскольку все его крупные произведения были написаны на американском материале и впервые опубликованы в США.

Во время Второй мировой войны Хейли служил летчиком королевских ВВС, и его литературный успех связан с тем, что он так хорошо знал, — с авиацией. В 1955 г. он летел из Торонто в Ванкувер, когда ему в голову пришла мысль: «А что, если все пилоты отравятся и самолет придется сажать самому?» Так на свет появился сценарий телефильма «Посадочная полоса 08».

Но это еще не успех. Всемирное признание пришло через 13 лет, когда довольно слабый сценарий был переделан в роман «Аэропорт». В 1970 г. по нему сняли одноименный блокбастер с Беном Ланкастером в главной роли, получивший огромное количество наград, включая восемь номинаций на «Оскар». Воздушный терроризм тогда был еще в новинку, и полтора часа аудитория с замиранием сердца следила за попытками обезвредить безумца, пронесшего бомбу на борт. «Аэропорт» стал прототипом бесчисленных фильмов-катастроф, в том числе российского «Экипажа».

Журнал «Иностранная литература» открыл Хейли для советских людей в конце 1960-х. Тираж типографии держали под замком. Друзьям заветные номера давали на одну ночь.

«Аэропорт», «Отель», «Окончательный диагноз» — в СССР эти романы Хейли относились, что называется, к литературе повышенного спроса.

Хейли писал романы, которые у нас назывались производственными, но от отечественных они отличались высоким мастерством и удивительно глубоким проникновением в профессию, вплоть до знания мельчайших деталей ремесла. Так, например, прежде чем приступить к написанию романа «Отель», писатель прочел 27 специально отобранных книг о гостиничном бизнесе.

«Когда я готовлюсь написать книгу, то узнаю даже больше, чем надо, — говорил Хейли в одном из интервью. Работая, например, над детективом, я проводил сутки с полицейскими из убойного отдела Майами, несколько недель сидел там, ездил с ними на вызовы. Я хочу проникнуть под черепную коробку, чтобы понять, как думает человек».

Последние 40 лет Хейли жил на Багамах. Здесь в своем доме он и скончался, тихо, во сне. Панихиды не было. Вместо этого родные и близкие устроили прием — в честь жизни, а не смерти писателя. Так завещал сам Хейли.

Александр Лукашенко поздравил Эмира Кустурицу с днем рождения

Президент Беларуси Александр Лукашенко поздравил легендарного сербского кинорежиссера и актера кино Эмира Кустурицу с днем рождения, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на пресс-службу белорусского лидера.

izobrazhenie 2024 11 24 090520453

– Ваш многогранный актерский и режиссерский талант нашел свое воплощение в десятках кинематографических работ. Ваше творчество вписало яркие страницы в культурную летопись нашего времени, получило заслуженное международное признание, – обратил внимание Президент.

А. Лукашенко отметил, что в Беларуси Э. Кустурицу знают как выдающегося деятеля искусства и доброго друга.

– Уверен, что и в дальнейшем Ваша деятельность будет неизменно способствовать развитию сотрудничества между народами Беларуси и Сербии, – подчеркнул Глава государства.

А. Лукашенко пожелал Э. Кустурице крепкого здоровья, долгих лет жизни, бодрости и оптимизма.