Речная работа. Где можно найти «золотой» песок и как преодолевать пороги в бизнесе — узнали в «Витебскводтрансе»*
Река и люди. Где находит «волшебный» песок для своих изделий «Керамин» и что поможет развитию многообещающего круизного маршрута — рассказали в «Витебскводтрансе».
Романтика большой воды
Моря в Беларуси нет, но реками Бог ее не обделил. Их не просто много, и при этом все они разные. Если взгляд минчан тешит плещущаяся меж пологих берегов тихая Свислочь, то жители Витебска влюблены в живописные утесы, держащие в объятиях своенравную красавицу Западную Двину. Само название говорит о ней немало: корень «двин», если он славянского происхождения, намекает на двойственность, что можно трактовать как склонность к извилистости и непостоянству.
Специалисты отмечают у этой равнинной в основном реки горные черты — здесь много порогов, мелей, перекатов и валунных островков. Все эти пороги да перекаты — школа, шлифующая характер и воспитывающая сильные личности здешних речников. Люди именно такого склада — волевые и целеустремленные — работают в речном порту Витебска. Сегодня это часть большого коллектива республиканского унитарного эксплуатационно-строительного предприятия «Днепро-Бугский водный путь» — филиал «Витебскводтранс».
Главная задача здешней команды речников — обеспечение безопасности движения: они следят за судоходной обстановкой, регулярно в разных местах измеряют глубину, чистят фарватер. Как и в случае с обычными дорогами, устанавливают на реке знаки: в навигационный период — длится он с апреля по ноябрь — движение на обслуживаемом филиалом 197-километровом участке Двины от Суража до Полоцка регулируют 70 буев, 100 перевальных знаков и 180 плавучих вех. За ситуацией неустанно следят: ежемесячно специальная комиссия проверяет, все ли соответствует стандартам и требованиям. С завершением навигации знаки убирают. Занимаются этим две бригады: одна закреплена за участком вверх по течению от Витебска, другая — вниз, у каждой по малому катеру.
С появлением Полоцкой и Витебской ГЭС красавица Двина стала более предсказуемой. Но это тоже как посмотреть: в этом году, например, она озадачила всех интенсивным половодьем — последний раз наблюдали такое в 2010-м. Даже зимой фиксировали необычайно высокий уровень воды — сказались обильные осадки. А когда лед растаял, оказались подтопленными и резервный затон, и затон для отстоя флота, и даже набережные.
Песчинка к песчинке
Большая вода, впрочем, работников «Витебскводтранса» не пугает — как раз наоборот. Дело в том, что движение выше Витебска, а также между Полоцком и Бешенковичами благодаря плотинам ГЭС не затруднено, а вот между Бешенковичами и Витебской ГЭС, включая сам областной центр, такие условия сохраняются лишь на месяц-полтора, в половодье. В другое время на этом участке вести работы крайне сложно: река мелеет.
Свою деятельность «Витебскводтранс» развивает достаточно активно: 80 % выручки обеспечивает реализация речного песка. И все при его намыве научно выверено. Лимиты установлены в отношении каждого переката. Процесс выемки контролируется природоохранными ведомствами — поводов для претензий к речникам не возникало никогда.
Двина дарит песок с особенным составом: в нем отсутствуют примеси извести. Этим он ценен для производителей кирпича и керамики — поверхность изделия при обжиге получается гладкой и ровной, потому что образующийся при сгорании извести углекислый газ ее не разрывает. В числе главных клиентов — витебские «ПлиссаСтрой», «Керамика», Обольский керамический завод и даже столичный «Керамин». Мало кто знает, что в составе большой номенклатуры изделий именитого минского производителя — песок с двинского переката у деревни Курино, что в 25 км вверх по течению от Витебска. Говорят, специалисты столичного предприятия объехали всю Беларусь и только здесь нашли сырье с искомыми характеристиками.
В двинском песке также минимальны примеси глины, что делает его ценным и для дорожников: он позволяет улучшить взаимодействие шин с дорожным покрытием, поэтому его широко используют в качестве компонента противогололедной песчано-соляной смеси. А вот для производства стекла песок со дна Двины не подходит. Этот факт, впрочем, не мешает «Витебскводтрансу» поставлять ценное ископаемое 200 организациям и предприятиям.
— При строительстве одной лишь Витебской ГЭС отгрузили полмиллиона тонн, — рассказывает начальник филиала Анатолий Леонов. — Наш песок используется при реконструкции мостов, улиц и проспектов, строительстве новых микрорайонов, он и в каждой детской песочнице Витебска. Приятно, что в деле формирования современного облика областного центра и других населенных пунктов есть частичка и нашего труда.
Со вступлением девять лет назад Анатолия Леонова в должность начальника этим делом стали заниматься немного по-другому. Прежде всего новый руководитель озаботился потребностями клиентов.
— Песок состоит из разных фракций, — поясняет Анатолий Васильевич. — Раньше его продавали, условно говоря, из одной кучи. Но строители, например, заинтересованы в одних фракциях, производители керамики — в других, дорожники — в-третьих. Поэтому мы начали разделять песок — запустили сортировочную линию. И сразу увидели, что потребность в нем возросла — клиент пошел еще активнее.
Реализуемый песок отныне полнее отражает производственную специфику предприятий-потребителей. Дороги, например, стали чище и аккуратнее — зимой здесь рассыпают мелкий песочек, не содержащий камней, и жалобы автовладельцев в адрес дорожников сошли на нет.
Однако на этом креативные новшества не закончились. Еще одним решением, тоже вроде бы лежащим на поверхности, но оказавшимся прорывным, стала организация вдоль Двины сети реализационных площадок — своего рода промскладов.
— Чтобы уменьшить затраты филиала и предприятий-потребителей на транспортировку песка, мы организовали площадки, куда удобно добираться и нам, и им. От Полоцкой ГЭС до Суража их сегодня около десятка. Работа велась не один год, организовали множество встреч с руководителями предприятий. В выигрыше оказались все, — констатирует Анатолий Леонов.
Песок со дна реки извлекают земснаряды. Баржу, куда его насыпают, к ближайшему месту выгрузки транспортирует теплоход. Там вступает в дело плавкран, и песок оказывается на берегу. От места добычи до места выгрузки — 5–20 км. За смену теплоход выполняет пять рейсов. На площадках филиала созданы все условия для приобретения песка физическими лицами.
Три в одном
До того как возглавить «Витебскводтранс», Анатолий Леонов работал с деревом: в Витебском государственном производственном лесохозяйственном объединении прошел путь от механика до главного инженера, руководил объединением «Витебсклес». Окончил Белорусский технологический институт им. С. Кирова (ныне БГТУ), где одновременно — такова была структура курса — осваивал особенности организации лесозаготовок, дорожного строительства и работы водного транспорта. Родом с Оршанщины, он с раннего детства познал ценность и важность труда: его отец, Василий Никитович, мастер производственного обучения, за трудовые заслуги был удостоен ордена Ленина.
— Выпускников нашего вуза распределяли в Сибирь. Там были востребованы все наши специализации, — делится собеседник. — Вот и мне за всю жизнь пришлось столкнуться со всеми тремя — волею судьбы я и дороги строил. Но больше всего нравится работа в речном порту — не в последнюю очередь потому, что человек здесь может проявить себя полностью.
Когда в 2014-м Анатолий Васильевич возглавил «Витебскводтранс», филиал находился в непростой финансовой ситуации. Пришлось бороться с инерционностью мышления: энтузиазм нового руководителя не всем пришелся по нраву. Но он доказал, что способен вести за собой и достигать результата. Причем сделал это весьма нетривиально. В ту пору для нужд строящейся Витебской ГЭС на большом и сложном участке нужно было вырубить и вывезти лес. Браться за хлопотное дело не желал никто. Вызвались речники: Анатолий Леонов предложил смелую нестандартную технологию. Получилось.
— Это, наверное, единственный случай в истории, когда речники взялись за рубку и вывоз леса, — улыбается руководитель. — Удалось таким образом и заработать, благодаря чему пережили зиму: иначе всем нам грозил отпуск за свой счет.
В 2019-м Леонов стал лауреатом премии «Человек года Витебщины».
Если дружно — не грузно
Анатолий Васильевич понимает: грамотно руководить — лишь половина дела. Важна отдача каждого работника на каждом без исключения участке. А чтобы человек хорошо работал, его нужно окружить заботой. Не так давно в административных и бытовых помещениях сделали капремонт. В кабинетах специалистов, рассчитанных, к слову, на одного-двух человек, светло и уютно, везде новые мебель, двери и полы. В душевых и санузлах — современная красивая керамика, горячая вода — круглый год, предусмотрели даже такую, на первый взгляд, мелочь, как сушка полотенец. По последнему слову техники оборудованы и комнаты для приема пищи.
Много усилий вкладывают в мастерские, особым вниманием охвачены сварщики: занимаясь ремонтом судов и других плавсредств — а их у филиала около 30, им приходится то и дело замыкаться в стальном чреве, не каждый в таких условиях и потянет.
На предприятии около сотни работников, почти треть занята непосредственно на воде — обслуживают буксирные теплоходы, плавучие краны и земснаряды. Как отмечает ведущий специалист по кадрам Лариса Степанович, плавсостав сложился из истинных профессионалов, влюбленных в реку. У многих стаж 20–30 лет. Поскольку практикуется вахтовый метод, трудятся здесь не только жители областного центра и Витебского района. Смена длится, как правило, 5–7 дней, поэтому на работу ездят из Сенно, Полоцка и Новополоцка, причем нередко семьями: вместе приехали — вместе уехали.
На борту теплоходов все условия для полноценной жизни: камбуз оборудован плитами, холодильником и микроволновкой. Есть стиральная машина, в кают-компании — телевизор. Аналогичные условия созданы на плавучих кранах и земснарядах. Ведь на работе люди находятся по 12 часов в сутки. Отпуск — по завершении навигации.
У многих за плечами служба в военном и торговом флоте. Настоящая гордость филиала — капитаны Игорь Иванов и Леонид Лепёшкин. Куют славу и трудовые династии, как, например, Наумовы и Лебедевы.
— Воспитать речника — почти то же, что обучить пилота, — говорит Анатолий Леонов. — Это кропотливый труд. Но и результат на загляденье.
Персонал постоянно проходит обучение и повышение квалификации. Растет достойная смена — приходит молодежь. Причем не просто приходит, но и пускает корни, цветет и плодоносит. Примеров быстрого карьерного роста множество. Так, пришедший по окончании БНТУ в филиал мастером Артурас Мачярнис вскоре стал начальником отдела путевых и строительных работ. Инженером начал трудиться Евгений Карпушко: проработал два года — поднялся до начальника ПТО.
Формулы успеха
Индикатор ответственного труда — неуклонный рост грузооборота: по итогам 2022-го он увеличился на 42 % против показателя годом ранее, а по сравнению с 2018-м — более чем в 3,5 раза. Отсюда положительная динамика других показателей. Как отмечает ведущий экономист филиала Ирина Дуппер, темп роста выручки по итогам минувшего года составил 110,6 % против результата 2021-го и 183,9 % — в сравнении с 2018-м. Чистой прибыли за 2022-й получили почти на треть больше, чем годом ранее, а если сравнивать с 2018-м — без малого вдвое больше. Темп роста производительности труда (110,5 % — к 2021-му и 179,9 % — к 2018-му) позволяет повышать заработную плату: ежегодно она увеличивается в среднем на 15–17 %.
Интересуюсь, чем можно объяснить такие показатели. Ирина Дуппер отвечает:
— Не боимся браться за любую работу, какой бы она ни была.
И вот иллюстрация: пару лет назад паром, принадлежавший ЖКХ Витебского района, нуждался в увеличении грузоподъемности. Причем не на сколько-то там, а сразу вдвое — с 60 до 120 тонн! Витебская бройлерная птицефабрика расширяла обрабатываемые площади, и через Двину нужно было перебрасывать энергонасыщенные трактора, плуги и самосвалы. За дело взялся «Витебскводтранс». Решили заниматься паромом не у себя в порту, а там, где он находился, — в Сураже. Фактически — обратим внимание — нужно было строить новый паром. Организацию процесса взял на себя Александр Иванов — многоопытный специалист и профессионал, каких не сыскать. Несмотря на то что пришлось работать в полевых, по сути, условиях, задачу выполнили в срок. При этом затратили меньше средств, чем было предусмотрено, сэкономив для Витебского района около полумиллиона рублей.
— Когда у человека есть стабильная работа, а также зарплата, которая пусть потихонечку, но растет, он и к себе, и к своему труду относится с уважением и ответственностью, — говорит Анатолий Леонов. — А мы уж стараемся и к праздникам дополнительные выплаты оформить, и путевки в санаторий для сотрудников и их детей организовать. Главный закон экономики — жить по средствам, и когда средства позволяют, первое, что мы делаем, вкладываем их в людей.
Наверное, поэтому и нет текучести кадров: если и уходят отсюда, то разве что на пенсию. Нет и вакансий — все рабочие места укомплектованы. Неудивительно, что высокие оценки у «Витебскводтранса» и от органов власти: с 2017-го филиал неизменно на Доске почета — от районной до областной, а по итогам работы в 2022-м — на городской.
Заглянуть за горизонт
Флот «Витебскводтранса» далеко не новый, но на его надежность здесь не жалуются — перед началом очередного навигационного периода все плавсредства ремонтируют, поэтому поломки крайне редки. Здесь постоянно обновляют грузовую и дорожную технику, укрепляют ремонтную базу. Не исключение из правила и спецодежда: закупают современную — удобную и качественную.
Когда заходит речь о перспективах развития, у Анатолия Леонова будто открывается второе дыхание: планов громадье. Но очень многое упирается во все тот же уровень воды в пределах областного центра и далее до Бешенковичей. Ситуацию можно изменить только путем возведения специального гидроподъемного сооружения. Проектная работа уже ведется, в ближайшее время планируется начало строительства. И потребуется для этого полтора года. Благодаря гидроподъемнику на проблемном участке можно будет работать весь период навигации. Река в центре Витебска станет полноводнее, и покупатели песка из числа городских организаций больше не будут ездить за ним за город. Станет возможной баржевая транспортировка древесины — «Витебскводтранс» готов прямо с реки перегружать ее на склады «Витебскдрева», расположенного по соседству. Такие поставки вдвое дешевле, чем посредством автотранспорта.
Еще один плюс — развитие речного туризма: можно открыть экскурсионный маршрут, связав теплоходами Полоцк, Витебск и музей-усадьбу Репина в Здравнёво. Получится своего рода северный вариант снискавшего популярность круиза по Припяти. Здешнюю туристическую программу, несомненно, обогатит проход судна через шлюз Витебской ГЭС: это самое внушительное в Беларуси гидротехническое сооружение подобного типа — перепад высоты составляет более 13 м. Чтобы пройти через шлюз вверх по течению, нужно минут 40, вниз — 30: в обоих случаях шквал эмоций гарантирован.
— Наш филиал готов оказать помощь в организации подобного круиза, — отмечает Анатолий Леонов. — Программу можно расписать на целую неделю: вдоль Западной Двины немало исторических мест, представляющих интерес не только для зарубежного, но и для отечественного туриста. Это очень перспективное направление: есть над чем поработать и нам, речникам, и туристическим организациям. Дополнительный импульс в развитии получит и частный сектор, в том числе владельцы объектов общепита, ремесленники, производители аутентичной и оригинальной продукции.
Уже сегодня выше плотины Витебской ГЭС туристическая инфраструктура развивается семимильными шагами — создаются рекреационные зоны, в перспективе появится и катание по реке, и плавучий ресторан — «Витебскводтранс» при необходимости также окажет поддержку.
Не забывают в филиале и о песке, который за его роль в истории предприятия можно смело назвать золотым. Сегодня здесь готовятся к открытию очередной страницы в своей истории: в дополнение к песку речному займутся традиционным — карьерным. Речникам в этом деле должны помочь опыт и технологии, потому что карьер в районе деревни Куковячино, который филиалу, как ожидается, передадут уже к началу осени, затоплен водой. Из него предстоит извлечь 1,5 млн м3 песка. А через 10 лет, когда срок пользования карьером истечет, его превратят в зону отдыха.
В будущее Анатолий Леонов смотрит с осторожным оптимизмом.
— Мы никогда никого не подводили, и это главный результат нашей работы, — резюмирует руководитель. — Коллектив филиала готов к очередным задачам и вызовам времени: от слаженности наших действий зависит благосостояние предприятия в целом и каждого из нас в отдельности.
Фото автора и предоставлены предприятием