Рекордная речь Кастро, «кровавый карлик» Ежов и «Веселые картинки». Этот день в истории: 26 сентября
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 26 сентября в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1891 год. Воздушное шоу Станислава Древницкого в Минске
В Губернаторском саду (ныне Центральный детский парк им. М. Горького) аэронавт Древницкий поднялся в небо на воздушном шаре, с которого спустился на парашюте собственного изготовления.
Древницкий был учеником немецкого воздухоплавателя Фолькомана. Вместе с братом Юзефом он первым в России стал осуществлять прыжки с парашютом. До минского шоу 1891 г. Станислав на пару с братом и отдельно от него совершил несколько успешных полетов и прыжков в Берлине, Варшаве, Вильно. Парашют он разработал и изготовил самостоятельно.
Газета «Минский листок» весьма подробно сообщала о воздушном шоу Станислава Древницкого в Минске: «Публики собралось довольно много. Наполнялся шар нагретым дымом с поставленной под ним печки, в которой горела солома. Шар медленно наполнялся, пузырился. Постепенно он начал обретать правильную форму и, наконец, гордо и плавно заколыхался. Шар довольно красивый, из необычной ткани, специально изготовленной для шаров. Цена его 4 000 рублей. Немало на нем лат, которые свидетельствуют о повреждениях при предыдущих полетах. Когда парашют был прикреплен к шару, г-н Древницкий сел на трапеции внизу шара, крикнул: «Прощайте», и… помчался. Шар поднялся очень быстро и на значительную высоту. Понесло его на северо-запад. Не прошло и минуты, как он начал морщиться, наклоняться на бок, и из него повалил дым. Внезапно парашют как бы оторвался от шара вместе с г-ном Древницким, который очутился на воздушном океане без руля и без ветрил. Первый момент падения был особенно быстрый, затем парашют раскрылся, и падение стало затягиваться. Фигура г-на Древницкого ясно вырисовывалась на воздушном фоне и колыхалась, будто маятник…»
Опускаясь, парашют зацепился за крышу дома Григоровича на Крещенской улице (теперь ул. Октябрьская) и немного порвался. Шар упал в реку. Но в целом показательные выступления в Минске закончились успешно.
Совсем иначе было в Витебске, где Древницкий выступал четыре года спустя: при подъеме на воздушном шаре отважный аэронавт сорвался и разбился. Тот же «Минский листок» откликнулся на трагическое известие небольшой заметкой: «У всех присутствующих этот ужасный случай вызвал самые тяжелые переживания. Однако это общая судьба всех воздухоплавателей… Каждый похожий полет есть попытка самоубийства».
После гибели брата Юзеф Древницкий не оставил рискованного занятия. В 1910 г. он совершил более 400 прыжков с парашютом; в то время это был мировой рекорд.
1936 год. Народным комиссаром внутренних дел вместо Генриха Ягоды стал Николай Ежов
Ростом Ежов был всего 151 см, но вскоре вся страна оказалась в ежовых рукавицах одного из организаторов Большого террора. В свое время старый большевик Иван Москвин, заведующий орготделом ЦК ВКП(б), давал своему подчиненному Ежову такую характеристику:
«Я не знаю более идеального работника, чем Ежов. Вернее, не работника, а исполнителя. Поручив ему что-нибудь, можно не проверять и быть уверенным — он все сделает. У Ежова есть только один, правда, существенный недостаток: он не умеет останавливаться. Иногда существуют такие ситуации, когда невозможно что-то сделать, надо остановиться. Ежов — не останавливается».
Став наркомом, Ежов начал с чисток в собственном ведомстве. И уже не останавливался. За неполных два года было арестовано свыше двух тысяч сотрудников госбезопасности, более половины из которых, как вдруг выяснилось, совершили «контрреволюционные преступления». Получив в июле 1937 г. орден Ленина «за выдающиеся успехи в деле руководства органами НКВД по выполнению правительственных заданий», вдохновившийся Ежов уже спустя две недели подписал приказ «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». При этом понятие «антисоветский элемент» трактовалось весьма широко.
Именно при Ежове появились так называемые разнарядки местным органам НКВД с указанием числа людей, подлежащих аресту, высылке, расстрелу или заключению в лагеря или тюрьмы. Сам он с января 1937-го по август 1938-го отправил Сталину около 15 тыс. спецсообщений с докладами об арестах, проведении карательных операций и запросами о санкционировании тех или иных репрессивных акций. Ежов лично принимал участие в пытках арестованных, а пули, извлеченные из тел некоторых расстрелянных, в том числе Каменева и Зиновьева, хранил в своем рабочем столе.
В считанные месяцы по всей необъятной стране распространился культ Ежова как человека, беспощадно уничтожающего «врагов». Его имя не сходило с газетных полос, на митингах народ гордо нес его портреты. Поэты многонациональной державы слагали ему стихи. В своей «Балладе о наркоме Ежове» будущий лауреат Сталинской премии казахский акын Джамбул Джабаев писал:
«Разгромлена вся скорпионья порода
Руками Ежова — руками народа.
И Ленина орден, горящий огнем,
Был дан тебе, сталинский верный нарком…
Мильонноголосое звонкое слово
Летит от народов к батыру Ежову:
— Спасибо, Ежов, что, тревогу будя,
Стоишь ты на страже страны и вождя!»
Мавра, сделавшего свое дело, постигла участь его же жертв — в 1940 г. Ежова расстреляли. На суде он каялся только в одном: в том, что мало чистил ряды партии и НКВД. Надо было больше. Напоследок пел Интернационал.
На смену «кровавому карлику», как прозвали Ежова в народе, пришел Лаврентий Берия.
1956 год. Выход первого номера ежемесячного юмористического журнала для детей «Веселые картинки»
В начале 1956 г. в СССР вышло постановление «О развитии детской литературы и детской периодики». После этого количество детских журналов в стране удвоилось — уже в сентябре в компанию к имевшимся «Мурзилке», «Пионеру» и «Костру» добавились «Юный техник», «Юный натуралист» и «Веселые картинки».
Идею «Веселых картинок» — журнала для ребят примерно от десяти лет и младше — предложил известный карикатурист «Крокодила» Иван Семенов. Опытный мастер в одиночку нарисовал пилотный номер журнала и представил его на утверждение руководству комсомола. Идея показалась начальству симпатичной, Семенов получил «добро» на запуск нового журнала и был назначен его главным редактором.
Название для журнала Семенову невольно подсказал сын Володя. Летом Семенов приехал навестить мальчика на даче и застал его за рисованием. «Что рисуешь?» — поинтересовался отец. «Картинки про то, как мы здесь живем!» — «А какие картинки?» — «Веселые!» — воскликнул сын.
Журнал стал сразу выходить большими тиражами, но даже их не хватало на всех желающих. Советские дети с первых же номеров полюбили «Веселые картинки», и подписка на журнал стала желанным подарком, а в газетных киосках его сметали за считанные часы.
Немалую роль в успехе издания сыграло то, что с самого начала главреду удалось привлечь к сотрудничеству команду замечательных авторов — Сергея Михалкова, Корнея Чуковского, Агнию Барто и др.
«Веселые картинки» были журналом новаторским. Прежде всего из-за нового для того времени жанра — комикса, который активно продвигали Семенов и его команда. В каждом номере было по нескольку длинных историй с несколькими персонажами, которые обменивались репликами, напечатанными внутри «пузырей» — облачков со словами. Эта форма, сегодня всем привычная, тогда была свежей новинкой, которая сразу понравилась. Семенов и другие художники журнала придумали целую компанию «сквозных» персонажей, которые веселили читателей из номера в номер. Это знаменитый «Клуб Веселых человечков» — Карандаш, Петрушка, Самоделкин, Чиполлино, Незнайка, Гурвинек, Дюймовочка, Буратино.
В советское время тираж «Веселых картинок» был самым большим среди детских изданий и достигал 9,5 млн экземпляров в месяц. За 67 лет выпуск журнала ни разу не прерывался. И сейчас дети на его страницах найдут множество интересных стихов и рассказов, а также игры, ребусы и загадки.
1960 год. Кубинский лидер Фидель Кастро на заседании ООН произнес самую продолжительную в истории организации речь
18 сентября в Нью-Йорке начала свою работу XV сессия Генеральной Ассамблеи ООН. В первый же день под эгиду организации были приняты 16 стран Африки, получивших независимость, и Кипр. Для участия в сессии приглашались премьер-министры стран — членов ООН. Принял решение посетить сессию ГА ООН и премьер-министр Республики Куба Фидель Кастро, хотя отношения между США и Кубой были чрезвычайно напряженными.
26 сентября Кастро произнес в ООН свою историческую речь «Когда исчезнет философия грабежа, тогда исчезнет и философия войны». Его выступление продолжалось 4 часа 29 минут и попало в Книгу рекордов Гиннесса как самая продолжительная речь, когда-либо произнесенная в стенах ООН. В своей привычной эмоциональной манере команданте объяснил истинный смысл кубинской революции, суть проводимых его правительством реформ, а также предостерег американцев от нападок в адрес становившегося на ноги острова Свободы. Кастро назвал будущего президента США Джона Кеннеди «неграмотным» и «невежественным», а командующего ВМС США Арли Берка обвинил в недооценке решимости Хрущева использовать советское ядерное оружие для защиты Кубы в случае американской агрессии.
«Берк намекает, что в случае нападения на нас мы должны выстоять в одиночку. Адмирал Берк чего-то не учитывает. Предположим на минуту, что адмирал Берк ошибается. Если он не прав, он ведет слишком рискованную игру с мощнейшей силой в мире», — заявил Кастро, на что Хрущев со своего места крикнул: «Он ошибается!». И чтобы ни у кого не возникало сомнений по поводу военной поддержки Кубы, советский лидер для убедительности махнул кулаком.
1979 год. Компания АВС приобрела у МОК эксклюзивное право на освещение Олимпийских игр 1984 года за 225 млн долларов
Это событие послужило началом коммерциализации олимпийского движения. Первая телевизионная трансляция была осуществлена в 1936 г. с олимпийского стадиона в Берлине, а первые деньги за трансляции МОК получил в 1948 г. Тогда канал ВВС заплатил за это 3 тыс. долларов.
Суммы, получаемые Олимпийским комитетом от телевизионных компаний, увеличивались, но незначительно. Это не позволяло МОК считать доходы от телепроектов хоть сколько-нибудь серьезной статьей доходов.
Все изменилось, когда к руководству МОК пришел текстильный магнат Хуан Антонио Самаранч. Свое предназначение он видел в том, чтобы увеличить прибыльность Игр, сделав их привлекательными для спонсоров, государств, принимающих Олимпиады, и, естественно, для МОК. Именно поэтому Игры-1996 в год столетия современного олимпийского движения прошли не в Греции, а в США, предложивших более привлекательные финансовые условия. И именно поэтому незрелищные, а значит не вызывающие интереса у спонсоров виды (конный спорт и стрельбу) попытались исключить из программы Олимпиады-1984.
Самаранч по максимуму использовал доходы от телетрансляций. Заплаченные компанией АВС 225 млн долларов за показ Игр в Лос-Анджелесе казались по тем временам огромной суммой, но через четыре года в Сеуле МОК получил уже 300 млн за трансляции и еще 555 млн в качестве отчислений от спонсоров. Игры-1988 стали первыми, которые принесли ощутимую чистую прибыль — 223 млн долларов.
Смотрите также: