«Роботы не заменят работников». Ленинский район признан лучшим в сфере ЖКХ
В столице по итогам городского конкурса Ленинский район признан лучшим в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Это заслуга работников, активистов КОТОС, неравнодушных жителей, отмечает директор районного ЖКХ Дмитрий Елисеев. В беседе с корреспондентом агентства «Минск-Новости» он рассказывает о специфике работы, возникающих сложностях и о результатах, с которыми предприятие подходит к завершению года.
Доктор твоего дома
ЖКХ Ленинского района обслуживает 643 многоквартирных дома от центра до Минской кольцевой. Жилфонд разнообразный: относительно новый – в Лошице; панельные девятиэтажки 70–80-х годов прошлого века преобладают в Серебрянке; на пр. Независимости, улицах Маркса, Энгельса есть сталинки, в том числе имеющие историко-культурную ценность; наконец, множество четырех- и пятиэтажных хрущевок, например в кварталах ул. Маяковского. Преодолели 100-летний рубеж 6 домов, из них самый «пожилой», 1912 года постройки, – на ул. Энгельса, 32а. Достигли возраста в 90 и 80 лет 4 дома. 70-летних и 60-летних – 70 и 98 соответственно. А срок службы 50+ имеют 136 жилых строений.
– Основная задача предприятия – техническое обслуживание жилфонда. Чем в этом плане новостройки отличаются от домов, которым десятки лет? – интересуюсь у директора ЖКХ Ленинского района Дмитрия Елисеева.
– Существует единый алгоритм проведения технического обслуживания, независимо от серии, возраста жилого дома. При этом, конечно, учитываем текущее состояние инженерных коммуникаций и оборудования. Они более изношены в домах с большим сроком эксплуатации, поэтому уделяем им особое внимание, проводим внеплановые профилактические мероприятия. В домах-новостройках наиболее острая тема – самовольные перепланировки. Жители хотят создать для себя максимально комфортные условия, зачастую не задумываясь, что, к примеру, перенос радиатора может привести к нарушению температурного режима по отоплению всего дома, а демонтаж или замена полотенцесушителя в одной квартире – не только повлиять на циркуляцию горячего водоснабжения, но и уменьшить температуру горячей воды во всех квартирах по стояку. Как следствие, мастера участков и рабочие по техническому обслуживанию (хаус-мастера) ЖЭУ значительное время уделяют установлению причин поступивших от жильцов жалоб, выявлению и устранению нарушений.
Вообще, работа хаус-мастеров ЖЭУ, которые заботятся о «здоровье» жилых домов, для большинства жителей остается за кадром. Но есть период, когда результаты их труда у всех на виду, – это включение отопления, последующие развоздушивание и наладка систем теплоснабжения. Напряженным он выдался и в нынешнем году. Рост тематических обращений был ожидаем, отмечает Д. Елисеев:
– Задействовали различные способы взаимодействия с жителями – через службу 115, социальные сети, диспетчеров жилищных организаций. В основном обращения были связаны с недостаточным обогревом квартир или отдельных комнат, их отрабатывали, как правило, в течение суток. Поступали и жалобы на несоответствие, по мнению заявителей, температурного режима в квартире социальному стандарту. Например, когда температура наружного воздуха превышала плюс 10 градусов, жители полагали, что «батареи не греют». Зная, что это довольно «популярная» тема, мы заблаговременно в социальных сетях и на подъездах размещали объявления о том, что при такой температуре система отопления автоматически переходит в режим «протапливания» и радиаторы в квартирах становятся прохладными. Если в квартире плюс 18 градусов, повода для беспокойства нет.
Расставляя приоритеты
Приоритетная сфера – капитальный ремонт. В 2023 г. в плане числятся 18 домов. Из них 9 сданы в эксплуатацию, по двум на начало ноября проводилась сдача-приемка, остальные 7 – в стадии завершения работ.
– Когда говорят об основных фигурантах капремонта, зачастую имеют в виду заказчика, то есть ЖКХ района, и подрядчиков. Но для успешного проведения работ и своевременной сдачи объекта очень важно участие жителей. Прежде всего это предоставление доступа в квартиры для замены сетей газо- и водоснабжения, канализации. Также собственники должны позаботиться о том, чтобы строители имели доступ к самим трубопроводам в санузлах. Нередко их закладывают плиткой или зашивают другими несъемными материалами. Из-за таких бытовых нюансов сроки капремонта могут быть перенесены, – обращает внимание руководитель предприятия.
«Почему не утепляют дом?» Это самый распространенный вопрос, который жители задают заказчику. Д. Елисеев поясняет: законодательством не предусмотрен данный вид работ при проведении капремонта. Вместе с тем прорывным механизмом стал Указ Президента Республики Беларусь от 04.09.2019 г. № 327 «О повышении энергоэффективности многоквартирных жилых домов». Документ дает возможность жильцам провести тепловую модернизацию жилого дома за полцены: 50 % затрат оплачивают собственники, причем в рассрочку на 10–15 лет, и 50 % – государство. Для реализации проекта необходимо, чтобы его одобрили не менее чем две трети собственников.
По отдельной программе меняют лифты (полностью за средства бюджета) и выполняют текущий ремонт подъездов (его оплачивают жильцы). Так, в Ленинском районе из 9 запланированных заменили 8 лифтов. Еще один – в доме № 18 на ул. Физкультурной – модернизируют до конца декабря.
Подъездов на 1 ноября отремонтировано 237 при годовом плане в 298. Напомним, эти работы жители могут выполнить самостоятельно (с привлечением сторонних специалистов) или воспользоваться услугами ЖЭУ. Примечательно, что за 10 месяцев большинство подъездов – 142 – собственники обновили собственными силами и 95 привели в порядок работники жилищно-эксплуатационных участков.
Вопрос цены, безусловно, один из ключевых. При выполнении работ ЖЭУ общая стоимость распределяется между собственниками квартир сообразно их площади. В течение года она варьировалась от 8 до 14 рублей за 1 м2 квартиры.
– На среднюю стоимость ремонта подъезда влияют многие факторы. Это, в первую очередь, площадь мест общего пользования (наличие холлов, двух выходов, высота потолков). Если жители желают заменить напольное покрытие, цена возрастает в зависимости от того, на каждом этаже либо только на первом укладывают покрытие, используется плитка или линолеум. Также с согласия собственников зачастую производится замена почтовых ящиков, что незначительно утяжеляет смету, – разъясняет Д. Елисеев.
Территория комфорта
С весны до конца осени ведется благоустройство дворов – их на обслуживании ЖКХ района 415, – на которых расположено 356 игровых и спортивных площадок. Из основных направлений работы – замена и ремонт оборудования, в том числе малых архитектурных форм (скамеек, беседок, урн, бельесушилок, ковровыбивалок); ремонт пешеходных дорожек и дворовых проездов с акцентом на полную замену асфальтобетонного покрытия (методом фрезерования); обрезка зеленых насаждений и удаление аварийных деревьев; установка модульных контейнерных площадок возле домов с законсервированными стволами мусоропровода.
– Во дворах домов, в которых выполнен капремонт, практикуется комплексный подход к благоустройству, включающий модернизацию детских игровых площадок, – уточняет руководитель районного ЖКХ.
Сфера интересов жителей – это прежде всего озеленение и цветочное оформление. Они создают клумбы в палисадниках у своих подъездов, участвуют в проекте «Зеленый двор вместе!». Реже выступают с инициативой по замене игрового оборудования за собственные средства.
Пожалуй, самым ярким примером взаимодействия жителей и работников ЖКХ стал завершившейся в октябре осенний марафон чистоты. В частности, было убрано 320 га территории; вывезено 1 315 м3 листвы и 105 м3 отходов из мест общего пользования; отремонтировано и заменено 155 единиц детского оборудования и малых архитектурных форм; высажено 321 дерево и 4 453 кустарника. В субботниках приняли участие 14 450 человек из числа жителей, представителей КОТОС, ветеранской организации, БРСМ, школьников и студентов, субъектов хозяйствования.
– Привлекая добровольцев, мы рассчитываем не только на помощь в уборке или озеленении. Задача стоит шире: привить жителям, в том числе самым маленьким, понимание того, что дом, подъезд, дворовая территория – это их пространство. О нем нужно заботиться, знать основные правила по раздельному сбору отходов, выгулу собак, парковки во дворах. Поэтому уже стало доброй традицией проводить креативные субботники совместно с ОГАИ, РУВД, РОЧС, предприятиями «Спецкоммунавтотранс», «Фауна города» с развлекательно-познавательными программами, нехитрыми угощениями. Детишки с удовольствием участвуют в конкурсах, викторинах и получают призы и сувениры. Такие мероприятия помогают сплотить соседей, ребятам найти новых друзей и своими трудами облагородить дворы, – уверен собеседник.
На передовой
Хватает ли работников? По словам Д. Елисеева, на предприятии ЖКХ и в четырех ЖЭУ района трудятся более 400 человек. Есть спрос на рабочие специальности. На начало ноября имелось около 30 вакансий дворников, хаус-мастеров, маляров-штукатуров, слесарей-сантехников, электромонтеров. На эти должности приходят люди в возрасте выше среднего. Молодые специалисты, как правило, устраиваются инженерами и мастерами участков. Всего трудятся 38 человек в возрасте до 31 года, это около 8 % от численности работающих.
– Костяк коллектива составляют работники, которые отдали ЖКХ много лет, некоторые остаются трудиться даже по достижении пенсионного возраста, есть и семейные династии. В последнее время в нашей отрасли активно внедряются новые подходы, основанные на современных технологиях, автоматизации производственных процессов. Однако специфика работы такова, что «на передовой» находятся люди с определенными навыками, умеющие не только работать с механизмами, но и общаться с жителями, продвигать разные инициативы. В этом наша отличительная черта, – резюмирует Д. Елисеев.
Справочно
По результатам проведенных конкурсов в сфере ЖКХ в 2023 г. Ленинский район занял призовые места в следующих номинациях:
– лучший район Минска;
– первое место за лучшую дворовую территорию на ул. Нахимова, 4, 6, 8, 10;
– два первых места за благоустройство и цветочное оформление дворовой территории совместно с населением, КОТОС и субъектами хозяйствования на пр. Рокоссовского, 109 (ЖЭУ № 2), и на пр. Независимости, 12 (ЖЭУ № 3);
– первое место за лучшее цветочное оформление административных зданий заняло ЖКХ района и третье место – ЖЭУ № 1;
– первое место за комплексное благоустройство двора на пр. Рокоссовского, 49, 55, 57;
– первое место за лучшую организацию работы по содержанию и техническому обслуживанию жилфонда присуждено ЖЭУ № 4.
Фото автора, Сергея Пожоги, Алексея Столярова и предоставлены ЖКХ Ленинского района